Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
К основным задачам дипломной работы относятся исследование теоретико-методических основ государственного финансового контроля, его видов и методов реализации, контроль за целевым и эффективным использование государственных средств, а также оценка эффективности государственного финансового контроля и пути его совершенствования.
Введение 3
1. Организация финансового контроля в Российской Федерации 5
1.1. Сущность финансового контроля, виды и методы 5
1.2. Система государственного финансового контроля ее
институты 14
1.3. Бюджетный контроль, как один из главных
видов государственного финансового контроля 23
2. Пути совершенствования государственного финансового
контроля РФ
В-четвертых, – результаты оперативного контроля за исполнением федерального бюджета, осуществляемого по конкретным направлениям деятельности Палаты – в разрезе видов доходов, разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов функциональной классификации бюджетов Российской Федерации, ведомственной структуры расходов федерального бюджета, а также источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В-пятых, – относящиеся к контролируемому периоду итоги контрольных мероприятий, осуществляемых Счетной палатой по поручениям палат Федерального Собрания и по своей инициативе.
В-шестых, – результаты выборочных экспресс – проверок по ограниченному кругу вопросов и объектов с целью уточнения оперативных данных. Обработка массива информации, поступающей из этих различных источников, позволяет повысить достоверность результатов оперативного контроля Счетной палатой исполнения федерального бюджета.
Рис. 1.Динамика представлений Счетной палаты в Генеральную прокуратуру
Информация о ходе исполнения федерального бюджета обрабатывается постоянно, а итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе ежеквартально нарастающим итогом составляется оперативный отчет об исполнении федерального бюджета текущего года за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и в соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной палате Российской Федерации» направляется палатам Федерального Собрания по форме, согласованной Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой.
После завершения финансового года Счетная палата начинает подготовку к упомянутой третьей, заключительной, фазе – комплексной документальной ревизии уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм и положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ. Цель ревизии – на строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о федеральном бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших доходов и заимствований (по всем источникам), а также осуществленных расходов федерального бюджета (по разделам и подразделам функциональной классификации, по ведомственной структуре расходов, на финансирование программной части федерального бюджета); источники финансирования дефицита федерального бюджета. Проверяются законность, целевое назначение и эффективность финансирования и использования средств федерального бюджета и операций с ними в ходе его исполнения; состояние организации, учета и отчетности исполнения федерального бюджета.
Информационной основой контрольных мероприятий, осуществляемых в ходе ревизии исполнения федерального бюджета, являются, во-первых, федеральные законы и иные нормативные и правовые акты, регулирующие бюджетные отношения. Во-вторых, – база данных Счетной палаты, сформированная посредством обработки всех ставших основанием для операций со средствами федерального бюджета первичных платежных документов, полученных из Минфина и Банка России, а также от иных участников бюджетного процесса, база данных отчетности, исходя из которых составляется отчет Минфина России об исполнении федерального бюджета. В-третьих, – первичные платежные документы, банковские выписки по проведенным операциям, данные бухгалтерского учета, отчеты (оперативные, ежемесячные и годовые) министерств, ведомств и организаций, участвующих в исполнении федерального бюджета.
Количественные данные о рассмотрении и выполнении в 2009 году представлений, направленных Счетной палатой Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий
Таблица 1.
Кому направлены представления | Количество представлений | ||||||
| Направлено | В стадии рассмотрения (срок исполнения не истек) | Не рассмотрено (ответ не получен, срок исполнения истек) | Рассмотрено (получен ответ) | Выполнено | Выполнено в неполном объеме | Не выполнено
|
Всего: | 451 | 38 | 35 | 378 | 261 | 114 | 3 |
Правительство Российской Федерации | 59 | 3 | 7 | 49 | 32 | 17 | - |
Минфин России | 49 | 6 | 5 | 38 | 27 | 11 | - |
Минэкономразвития России | 5 | 2 | 1 | 2 | 2 | - | - |
МНС России | 19 | 2 | 2 | 15 | 11 | 4 | - |
Минимущество России | 8 | 1 | - | 7 | 5 | 2 | - |
Правоохранительные органы: Генпрокуратура России, МВД России | 13 | 1 | - | 12 | 2 | 10 | - |
Прочие федеральные органы исполнительной власти | 132 | 16 | 5 | 111 | 73 | 38 | - |
Итоги ревизии служат основным материалом для подготовки Счетной палатой заключения на проект представляемого Правительством РФ в Государственную Думу закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год. Анализ и сопоставление информации, полученной в течение трех лет разными методами и на основе сочетания разных форм контроля, позволяют дать максимально достоверное заключение на отчет.
Правительства РФ об исполнении федерального бюджета. Это заключение и является итоговым документом всей деятельности Счетной палаты в рамках единого трехлетнего контрольного цикла.
Важнейшее направление работы Палаты связано с контрольными мероприятиями, проводимыми по поручениям палат Федерального Собрания и обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такие поручения и обращения, согласно Закону «О Счетной палате Российской Федерации», являются для нее обязательными.
Тематика поручений палат Федерального Собрания может охватывать вопросы исполнения тех или иных статей бюджетов за ряд лет, касаться деятельности различных получателей бюджетных средств (в том числе и не являющихся субъектами ведомственной структуры) и даже любых юридических лиц, так или иначе связанных с федеральным бюджетом (например, пользующихся налоговыми льготами, участвующих в схемах бюджетных взаимозачетов, имеющих отношение к использованию федеральной собственности), затрагивать финансовые проблемы отдельных регионов Российской Федерации. Эти поручения не вполне вписываются в единую систему контроля с методологической и организационной точек зрения. Их реализация, как правило, требует специально разработанных программ и методик. Да и поручения палат Федерального Собрания даются исходя из разных соображений, далеко не всегда напрямую сопряженных с вопросами исполнения бюджета. Адаптация итогов контрольных мероприятий по поручениям Федерального Собрания к задачам единой системы контроля за исполнением федерального бюджета требует специальной дополнительной обработки этих итогов.
В структуре Счетной палаты функционирует специальная аудиторская служба, осуществляющая контроль за доходами от управления и распоряжения государственной собственностью, за эффективностью и целесообразностью ее использования. Объектами контроля за использованием федеральной собственности являются прежде всего государственные предприятия и учреждения, хозяйственные общества и товарищества с долей участия Российской Федерации, федеральная недвижимость и зарубежная собственность. В отношении госпредприятий и учреждений речь идет о контроле за: 1) наделением и использованием имущества, в том числе за учредительной деятельностью; 2) эффективностью и целесообразностью распоряжения недвижимым имуществом; 3) распределением прибыли и перечислением части доходов государственных предприятий в федеральный бюджет. Проводится также экспертиза уставных документов и контрактов с руководителями предприятий, в том числе в аспектах их ответственности за результаты работы и соблюдения порядка принятия решений относительно госимущества.
Эффективность и целесообразность деятельности госпредприятий оцениваются исходя из интересов государства (стратегических, финансово – экономических, инвестиционных, социальных и др.) применительно к каждому предприятию. Налаживанию действенного контроля препятствует отсутствие полного реестра государственных унитарных предприятий, который должен, в частности, содержать информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Применяемые методы контроля за эффективностью управления пакетами акций, долями (паями) Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ зависят от степени участия государства (с этой точки зрения выделяются хозяйственные общества и товарищества с долями участия государства более 50%, в 25–50% и менее 25%, а также с использованием специального права «Золотая акция»). Здесь прежде всего проводится экспертиза учредительных и уставных документов и анализируется ведение реестра акционеров. Контролю подлежат: а) работа представителей государства в органах управления рассматриваемых предприятий; б) эффективность и целесообразность учредительной деятельности и кредитной политики последних; в) изменения их уставов и уставных капиталов; г) реализация задач государства в работе хозяйственных обществ и товариществ.
Особое внимание уделяется контролю за распределением прибыли, в том числе за начислением дивидендов на госпакет акций и капитализацией части прибыли обществ. А главные государственные приоритеты, принимаемые во внимание при определении эффективности управления пакетами акций, равно как и в установлении самой необходимости их закрепления в федеральной собственности, таковы: а) выполнение хозяйственными обществами и товариществами функций поддержания национальной безопасности и обороноспособности; б) осуществление социальных программ; в) регулирование естественных монополий; г) реструктурирование предприятий и создание вертикально интегрированных структур; д) привлечение инвестиций и улучшение финансово-экономических показателей.
Контроль за распоряжением федеральной собственностью в первую очередь включает проведение проверок целесообразности и законности принятия решений об отчуждении государственного имущества, соблюдения органами приватизации предусмотренных законодательством процедур подготовки и осуществления продаж федеральной собственности, в том числе развертывания предпродажной подготовки (включающей аудит, определение начальной цены продажи независимым оценщиком и т.п.). В более нюансированном плане госконтроль за распоряжением федеральной собственностью касается:
1) целесообразности выбора объектов приватизации и ее конкретных параметров (таких, как величина отчуждаемых пакетов акций, способ приватизации и ее сроки, начальная цена приватизируемого имущества и др.);
2) характеристики участников аукционов и конкурсов по продаже государственной собственности, а также соответствующих финансовых консультантов и оценщиков;
3) степени легитимности и достоверности источников средств, направляемых на оплату приватизируемого имущества.
1.3. Бюджетный контроль, как один из главных видов государственного финансового контроля
Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государством по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов.
Задачи бюджетного контроля:
- обеспечения правильности составления и исполнения бюджета;
- соблюдение налоговой и бюджетной дисциплины и законодательства;
- проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;
- выявление резервов роста доходной базы бюджетов;
- контроль за механизмом межбюджетных отношений
- проверка обращения бюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
- пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот;
- выявление расточительства;
- другие задачи.
Объектом бюджетного контроля – денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом размерах.
Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов:
субъект контроля (кто контролирует);
объект контроля (кого контролирует);
предмет контроля (что контролирует);
принцип контроля;
метод (методика) контроля;
техника и технология контроля;
процесс контроля;
сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
результат контроля.
Субъектами контроля, т.е., проверяющими органами могут выступать различные органы, службы и др. (Табл. 2.)
Таблица 2 Субъекты контроля
№
| Субъекты контроля | Проверяющие органы |
1 | Государственный бюджетный контроль | Органы государственной власти (Президент РФ и главное контрольное управление при Президенте, Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание и Счетная Палата, Министерство финансов Российской Федерации в лице контрольно-ревизионного управления, Федеральное Казначейство РФ, Государственная Налоговая служба РФ. |
2 Ведомственный контроль | Проводится контрольно – ревизионным управлением. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку. | |
3 | Общественный контроль | Осуществляется неправильными организациями и учреждениями. Объект контроля зависит от непосредственных задач. |
4 | Независимый контроль | Проводится аудиторскими службами и фирмами |
5 | Внутрихозяйственный контроль | Осуществляется финансово-экономическими службами предприятий. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования |
6 | Правовой контроль | Проводится правоохранительными органами |
7 | Гражданский контроль | Осуществляется налогоплательщиками при составлении подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета. |
Информация о работе Государственный финансовый контроль в РФ и его совершенствование