Глава 1. Государственный долг.
1.1.Понятие государственного
долга
Государственный
кредит - совокупность экономических
отношений, складывающихся между государством, с одной стороны,
и юридическими и физическими лицами,иностранными государствами, международными финансовыми
организациями - с другой, по поводу движения
денежных средств на условиях срочности,
возвратности, платности и формирования
на этой основе дополнительных финансовых
ресурсов участников этих отношений. В
отношениях, относимых к категории государственного
кредита,государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Государственный кредит независимо от
формы его существования имеет,
как правило, добровольный характер.
Государственный кредит используется
государством для решения различных задач:
- поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов , увязки доходов и расходов;
- регулирование макро- и микроэкономических процессов;
- воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Управление государственным
кредитом, связанное с обеспечением
его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений
финансовой политики государства. Совокупность
действий государства по управлению государственным
кредитом включает:
- Обслуживание и погашение государственного долга;
- Выпуск и размещение новых облигационных займов:
- Поддержание вторичного рынка 1долговых обязательств;
- Регулирование рынка государственного кредита;
- Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.
Основными органами государственной
власти, осуществляющими управление
государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.
Целями управления государственным
кредитом являются достижение экономических,
социальных и политических целей, которые
определяются современным состоянием
социально-экономического развития страны,
тенденциями и перспективами
её развития.
Например,
в Законе Республике Казахстан «О
государственном и гарантированном
государством заимствовании и долге»
от 02 августа 1999 года дается следующее
понятие: «государственный долг – это
сумма правительственного долга, долга
Национального Банка Республики Казахстан
и местных исполнительных органов». А
в соответствии с принципами национального
счетоводства и рекомендациями ЕС в понятие
«государственная задолженность» включаются
долги центральной государственной администрации
и различных ее органов, местных органов
власти и различных местных административных
структур и системы социального обеспечения.
Таким
образом, сами понятия, даваемые нормативными
правовыми актами различных стран
вносят или выносят из структура
государственного долга отдельные
элементы. Как видно из определения,
данного в казахстанском законе,
к государственному долгу относятся
долги Национального Банка Республики
Казахстан, а в рекомендациях
ЕС отдельно выделяются системы социального
обеспечения, что свидетельствует
о том, что понятие структуры
государственного долга начинается
с его официального определения.
Ведь когда мы говорим о долге,
мы всегда говорим о конкретном долге
конкретного лица, в данном случае
государства. В связи с чем, для
полноценного понимания термина
«государственный долг» его нельзя
рассматривать в отрыве от официального
определения, данного в законодательстве
страны, чей долг рассматривается.
При
этом, хотелось бы отметить, что в
любом определении всегда присутствуют
центральные исполнительные органы
власти.
1.2Виды государственного долга.
Государственный
долг подразделяется на внутренний и
внешний.
Внешний
государственный долг - это составная
часть государственного долга по
внешним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами-нерезидентами.
Наличие внешнего долга у страны
является нормальной мировой практикой.
Однако существуют границы, за пределами
которых увеличение государственного
внешнего долга становится опасным.
Масштабное привлечение займов может
привести страну к зависимости от
кредиторов. Для относительной характеристики
величины государственного долга в
мировой практике используются специальные
показатели – относительные параметры
внешнего долга. Они включают отношение
долговых платежей (по погашению и
обслуживанию долга) к экспорту товаров
и услуг. По классификации Международного
банка реконструкции и развития
низким уровнем внешней задолженности
считается отношение меньше 18 %; умеренным
– 18-30%. Другими показателями также
являются:
- отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
- отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220%
- умеренная);
- отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).
По сути, наличие внешнего долга
предполагает, что передачу части
созданного продукта за пределы страны.
Рост внешнего долга снижает международный
авторитет страны и подрывает
доверие населения к политике
ее правительства.
Основными
кредиторами внешнего долга, как
правило, являются:
- другие государства;
- международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд2, Международный банк реконструкции и развития 3и др.);
- Частные фонды – нерезиденты.
Внутренний
государственный долг - это составная
часть государственного долга по
внутренним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами-резидентами.
Наличие внутреннего долга не
является исключением в экономике,
а скорее – правилом. Экономически
развитые страны, как правило, имеют
значительный государственный внутренний
долг. Однако значительна разница
в причинах, способах образования
и особенностях функционирования этого
вида долга. Государственный долг и
вызвавшие его дефициты могут
быть тщательно продуманными и спланированными
факторами стабилизации экономики
и ее развития.
Внутренний государственный долг
рассматривается как «заем нации
сам себе» и не влияет на общие
размеры совокупного богатства
нации. Определенные отрицательные
последствия по его управлению перекрываются
положительными эффектами от мобилизации
дополнительных финансовых ресурсов в
инвестиции или развитие экономики
страны. Однако присутствует и ряд
отрицательных последствие наличия
внутреннего государственного долга:
- погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
- для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.
- действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего
долга, как правило, являются:
- население;
- корпорации;
- банки;
- другие финансовые и кредитные учреждения.
Глава 2. Государственный долг Республики
Казахстан
2.1. Понятие государственного долга
Республики Казахстан
В соответствии
с Законом «О государственном
и гарантированном государством
заимствовании и долге» государственный
долг – сумма правительственного
долга, долга Национального Банка
Республики Казахстан и местных
исполнительных органов на определенную
дату. Таким образом, государственный
долг в Республике Казахстан состоит
из трех составляющих:
- Правительственный долг;
- Долг Национального Банка Республики Казахстан;
- Долги местных исполнительных органов на определенную дату.
Рассмотрим каждое из этих составляющих.
2.2. Правительственный долг
1. В соответствии с Законом
Республики Казахстан «О бюджетной
системе» правительственный долг
- сумма полученных и непогашенных правительственных
займов, а также отнесенных законодательными
актами на правительственный долг долговых
обязательств на определенную дату. При
этом Закон Республики Казахстан «О государственном
заимствовании и долге» дано определение
«лимита правительственного долга» - т.е.
это планируемая в республиканском бюджете
на соответствующий год фиксированная
сумма полученных и непогашенных правительственных
займов, которую не должен превышать фактический
долг Правительства Республики Казахстан
на заданную дату (на конец финансового
года). Таким образом, этот лимит устанавливается
Законом о республиканском бюджете на
соответствующий год, кроме него там также
установлены объемы средств, направляемых
на обслуживание правительственного долга.
Таблица: Данные о лимите правительственного
долга в РК за 1998-2004 гг.
Год |
Сумма
установленного лимита правительственного
долга, тыс.тенге |
Заданная
дата |
Законодательный
акт, которым установлена сумма
лимита |
2004 |
755 000
000 |
31.12.2004
|
Закон Республики Казахстан
от 5 декабря 2003 года N 505-II
О республиканском бюджете на 2004
год |
2003 |
702 000
000 |
31.12.2003 |
Закон Республики Казахстан
от 12 декабря 2002 года N 362-II
О республиканском бюджете
на 2003 год
(с изменениями, внесенными Законом
РК от 12.06.03 г. N 438-II) |
2002 |
750 000
000 |
31.12.2002 |
Закон Республики Казахстан
от 15 декабря 2001 года N 273-II
О республиканском бюджете на 2002
год |
2001 |
615 000
000 |
31.12.2001 |
Закон Республики Казахстан
22 декабря 2000 г. N 131-II
О республиканском бюджете
на 2001 год
(с изменениями, внесенными
в соответствии с Законами
РК от 24.04.2001 г.
N 177-II; от 10.11.01 г. N 254-II) |
2000 |
592 000
000 |
31.12.2000 |
Закон Республики Казахстан
от 11 ноября 1999 года N 473-1
О республиканском бюджете
на 2000 год
(с изменениями, внесенными
в соответствии с Законом РК
от 08.11.2000 г.
N 95-II) |
1999 |
деноминированный в иностранных
валютах в сумме, эквивалентной 2
950 017 тыс. долл. США и деноминированный
в национальной валюте в сумме 110
907 437 тыс. тенге. |
31.12.1999 |
Закон Республики
Казахстан от 16 декабря 1998 года N 318-1
О
Республиканском бюджете
на 1999 год
(внесены изменения и
дополнения Законами РК от 1.04.99
г. N 359-1;
от 28.06.99 г. N 406-1, от 16.07.99 г. N 440-1;от
04.10.99 г. N 468-1) |
1998 |
344700000 |
31.12.1998 |
Закон Республики Казахстан
от 9 декабря 1997 года 201-1 О
республиканском бюджете
на 1998 год |
2.3. Долг Национального Банка
Республики Казахстан
Законом «О государственном
заимствовании и долге» дано
определение «лимита правительственного
долга» дано определение долга
Национального Банка Республики
Казахстан, это – сумма полученных
и непогашенных Национальным
Банком Республики Казахстан
государственных займов, а также
отнесенных законодательными актами
на долг Национального Банка
Республики Казахстан долговых
обязательств на определенную
дату. В этом же законе также
дано определение «лимита внешнего
долга Национального Банка Республики
Казахстан», это – планируемая
фиксированная сумма полученных
и непогашенных внешних займов
Национального Банка Республики
Казахстан, которую не должен
превышать фактический внешний
долг Национального Банка Республики
Казахстан на заданную дату (на
конец финансового года). Лимит
внешнего долга Национального
Банка Республики Казахстан устанавливается
на уровне 50% чистых золотовалютных
активов банка, кроме случаев
привлечения Национальным Банком
программных займов1 от международных
финансовых организаций. Золотовалютные
активы Национального Банка Казахстана
создаются и используются для обеспечения
внутренней и внешней устойчивости казахстанского
тенге и состоят из:
- аффинированного золота;
- валютных ценностей,
хранящихся в Национальном Банке
Казахстана;
- простых и переводных
векселей в иностранной валюте;
- ценных бумаг, выпущенных
и гарантированных иностранными
правительствами или международными
финансовыми организациями;
- других внешних активов,
деноминированных в иностранной
валюте, при условии обеспечения
ликвидности и сохранности таких
активов;
Национальный Банк Казахстана
определяет структуру золотовалютных
активов и их размещение. Увеличение
и изменение структуры золотовалютных
активов производится Национальным
Банком Казахстана путем:
- покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла;
- покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан;
- поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых им кредитов в иностранной валюте;
- поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы;
- кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов;
- поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке Казахстана.