Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 21:59, курсовая работа
Проблема обслуживания суверенного долга России привлекла пристальное внимание экономистов и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. При решении проблемы государственного долга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.
1. Государственный долг. Теоретический аспект. 3
2. Государственный долг России: валютная структура и размер. 7
2.1. Проблемы внешней задолженности России. 7
2.2 Внутренний долг. 13
3. Стабилизация и управление государственным долгом. 19
3.1 Реструктуризация. 22
3.2 Конверсия 29
Заключение. 33
Приложение. 36
Список используемой литературы: 40
Россия практиковала следующие своп-операции:
-
"долг на наличность": выкуп
долга с дисконтом по
-
"долг на экспорт": данная
схема является более
-
"долг на налоги": необходимой
предпосылкой для конверсии
-
"долг в облигационные
- "долг на собственность": одной из перспективных и приемлемых для нас является данная конверсионная схема, проводимая в рамках приватизации. Речь прежде всего идет о возможности использовать для сокращения долгового бремени обмен советских и российских долговых обязательств на акции приватизированных предприятий.
- "долг на долг ": советских долгов Парижскому клубу на долги России третьих стран, иначе говоря, своп внешних обязательств в финансовые активы, то есть долги нам. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Наши долги этому клубу погашаются путем уступки ему Россией своих требований на долги третьих стран. А далее Парижский клуб их либо реструктуризирует, либо списывает. Для нас подобный вариант беспроигрышен.
Таким образом, можно использовать множество технологий уменьшения бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочка необходима, чтобы за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путем оживления производства. Поднять производство невозможно без снижения налогов, что в глазах МВФ выглядит странным при столь низкой собираемости податей. МВФ хочет, чтобы бюджет был сбалансирован на основе высоких налоговых ставок и чтобы была отработана фискальная эффективность экономики.
Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Менры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли переломить тенденцию и предотвратить наступление кризиса.
Не
уделялось внимание структуре и
эффективности новых
Следующая неблагоприятная тенденция в долговых отношениях - самовоспроизводство внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов. Так за первую половину 1998 года Россия получила из-за рубежа займов на 7,6 млрд. $, из которых 4,7 млрд.(60%) вернула по прежним обязательствам, а оставшуюся часть использовала в основном на погашение задолженности по задержанной заработной плате. Если своевременно не принять меры, возникнет опасность создания грандиозной пирамиды: растущие заимствования не будут компенсироваться ростом производства, так как лишь незначительная часть кредитов находит дорогу в реальный сектор экономики.
Очень важно остановить рост внешней задолженности России. Без перелома этой крайне опасной тенденции восстановление экономики может растянуться на неопределенно долгое время, а способность страны выплатить обязательства перед внешними кредиторами окажется под вопросом.
Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.
Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста - 4-5% в год. Согласно расчетам, это может произойти не раньше, чем через 6-7 лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что заметный рост российской экономики начнется на 3-4 года позже, то есть примерно в 2010 году.
Таблица №1
"Пороговые"
показатели внешней
задолженности и
положение России
|
Диаграмма №1
Таблица №2
Проект структуры внешнего долга России(млрд. US $)
|
Таблица№3
Внешняя задолженность федеральных органов РФ
Задолженность на 1.01.98 | Привлечено новых займов | Погашено | Другие
изменения
* |
Задолженность на 1.01.99 | ||
Основной долг | % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6=1+2-3+5 | |
Внешний долг | 123,2 | 15,5 | 3,9 | 4,6 | 6,8 | 141,5 |
Российский долг, всего | 32 | 14,5 | 3,6 | 1,8 | 2,1 | 45 |
МВФ | 13,2 | 6,2 | 1,1 | 0,7 | 1,0 | 19,3 |
МБРР | 5,1 | 1,2 | 0,1 | 0,3 | 0,1 | 6,3 |
Еврооблигации | 4,4 | 4,8 | 0 | 0,3 | 0,3 | 9,5 |
Другие категории долга | 9,3 | 2,3 | 2,4 | 0,5 | 0,7 | 9,9 |
Долг бывшего СССР, всего | 91,2 | 0,9 | 0,3 | 2,8 | 4,7 | 96,5 |
Парижский клуб | 37,6 | 0 | 0,1 | 1,3 | 3,8 | 41,3 |
Лондонский клуб | 28,1 | 0,19 | 0 | 1,5 | 0,5 | 29,5 |
СЭВ | 14,9 | 0 | 0 | 0 | 0,3 | 15,2 |
Другие категории долга | 10,6 | 0 | 0,2 | 0 | 0,1 | 10,5 |