Государственный долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сло­жилось. Политика в области государственных заимствований, управле­ния суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффек­тивности зависят международный имидж государства, отношение по­литиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финан­совых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Содержание

Введение.
Глава 1.Государственный долг
Сущность и понятие
Формы и виды
Управление государственным долгом
Глава 2. Роль государственного долга в рыночной экономике
2.1 Классический подход
2.2 Альтернативный подход к определению роли госдолга
Глава 3. Управление государственным долгом в царской России
3.1 Первые государственные займы, планы их погашения
3.2 Первое государственное долговое агентство
3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов
3.4 Особенности долговой политики царской России
Глава 4. Состояние и динамика государственного долга.
4.1 Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований
4.2 Российский долг: формирование современной структуры
Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России
5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга
5.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга
Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
6.1 Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом
6.2 Пути преодоления
Заключение.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Государственный долг РФ.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

     Таблица2

     Государственный внутренний долг СССР ( в млрд. руб. на конец года)

       1970г. 1980г. 1985г. 1988г. На 1.08. 1990г.
                                         
Заем  бюджета на централизованные мероприятия, связанные с приростом кредитных  ресурсов за счет вкладов населения............................................................   
8,1
 
70,7
 
106,7
 
165,7
 
185,5
                               
Использование бюджетом временно свободных кредитных ресурсов общегосударственного ссудного фонда................   
-
 
-
 
-
 
102,0*
 
164,4
                          
Списанная отсроченная задолженность по ссудам банков СССР предприятий агропромышленного комплекса, а также задолженность хозяйств, перешедших на аренду.......................................  
 
-
 
 
-
 
 
-
 
 
-
 
 
68,3
                                         
                                         
Государственный заём развития народного хозяйства, размещаемый среди предприятий, организаций и банков   
-
 
-
 
-
 
-
 
30,0
                
Средства  Госстраха СССР, помещенные в трехпроцентный государственный заем.................................................  
0,8
 
7,7
 
11,9
 
18,4
 
21,6
                
Долг  по массовым займам, размещенным по подписке среди населения до 1957г...........................................................................  
25,8
 
18,4
 
12,0
 
9,9
 
_
                
Государственный внутренний выигрышный заем 1966 и 1982 гг..........................................................  
2,6
 
7,0
 
11,0
 
16,7
 
20,0
Всего  37,3 103,8 141,6 312,4 489,8

         · Впервые этот ресурс был вовлечен в 1987г. (35,5 млрд. руб.). 
     

     4.2 Российский долг 

     Формирование  современной структуры  государственного долга 

     Государственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990г. при обсуждении проекта бюджета на 1991г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР – 71 млрд. долл. (1 долл. равнялся 55 коп.). Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основа - в 1992г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком (МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР). После 1992г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов [18;35].

     Заимствования Всемирного банка включают: компенсирующие снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7% общей суммы); займы: на структурную перестройку (23,3%), для развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6%), транспорта и связи, ЖКХ (21,0%); займы для развития рыночной инфраструктуры (5,0%), здравоохранения (5,0%), образования (3,8%), сельского хозяйства (3,6%), на нужды госуправления (2,0%), охраны окружающей среды (1,3%), социальной политики (0,7%). Около половины портфеля займов приходится на связанные кредиты. В общей сложности на 1 января 1999г. России было предоставлено по этой линии 37 займов на общую сумму более 9 млрд. долл. (табл. 3)

     Таблица3 Кредиты МВФ России

     Условия      Сумма,      Выборка       
     получения      млрд. долл.      квоты в %       
     Удержание дефицита госбюджета в определенных рамках и  контроль за                     
     приростом денежной массы...........................................................      1,0      16,7      1992г  г.
     Те же       1,54      25      1993г  г.
     Те же, а также  либерализация внешнеэкономической  деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта.................................................................   
     1,5
 
     25
 
     1994г.
                           
     Те же, а также  ликвидация внешнеэкономических льгот, либерализация                     
     нефтяного экспорта и отмена до 01. 01. 1996г. всех экспортных пошлин, а   также   ежемесячный   мониторинг   выполнения   Россией   своих обязательств...     
     6,0
 
     100
 
     1995г.
     Те  же,   а  также   отмена   экспортных   пошлин   на   нефть и   газ   (с одновременным повышением акцизов), количественных ограничений на импорт алкоголя, льгот по уплате импортных пошлин на материалы (обеспечивающие  деятельность  СМИ),   обязательной  таможенной экспертизы экспортируемых товаров, а также ежеквартальные проверки показателей денежно-кредитной и налогово-бюджетной программы.......................................   
 
 
     9,2
        
 
     1996-1998 гг.

     Параллельно и последовательно получаемые кредиты  МБРР и ЕБРР были представлены соглашениями, связанными с рыночной трансформацией экономики и социальной сферы - с оплатой дорогих консультационных услуг. Все они отражают рыночные институциональные преобразования. Производственная или социальная направленность их была слабой. К производственным относится, например, соглашение о займе между Российской Федерацией и МБРР (первый нефтяной восстановительный заем) на 300 млн. долл. и соглашение (проект по закупке медицинского оборудования) на сумму 270 млн. долл. Развал угольной отрасли обошелся казне дорого - проект структурной перестройки угольной промышленности на 500 млн. долл. а затем -  на 800 млн. долл., проект по поддержке осуществления реформ в угольной отрасли на 25 млн. долл. "Забота" внешних кредиторов о социальном благополучии в России была отражена в соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (заем на структурную перестройку системы социальной защиты населения) на 800 млн. долл.

     Аналогичное стремление деформировать систему  образования нашло отражение в соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (инновационный проект развития образования) на 71 млн. долл. Весьма характерно "трансформационное" соглашение (второй заем на структурную перестройку экономики) на 800 млн. долл. [18;36].

     Для России существенным был бы современный  перечень товаров, экспортируемых в погашение внешней задолженности, но он ограничен ресурсной направленностью экспорта. Значение наукоемкого экспорта для страны возрастает, но интересы кредиторов лежат прежде всего в области сырьевых потоков. Остается актуальнейшей проблема активизации экспорта оборудования, услуг, интеллектуальных продуктов. Только при этом условии возможны удержание традиционных рынков сбыта продукции, проникновение на новые товарные рынки развивающихся и развитых стран. Тогда же реальной становится организация совместного (со странами-кредиторами) производства конкурентоспособных продуктов, пользующихся спросом на мировом рынке; решение проблем занятости, рост налоговых платежей в бюджеты, снижение долгового бремени. Придание экспорту хотя бы скромных признаков наукоемкого позволило бы при оплате кредитов повысить деловую активность на территории стран - импортеров, улучшить межгосударственные отношения. Пока этот резерв используется настолько же слабо, насколько беден набор экспортируемых товаров.

     С учетом долга бывшего СССР и суверенного  долга России - внутреннего и внешнего - к началу нового века сформировался  общий долг впечатляющих размеров, снижение которого стало заметным лишь в последние годы (табл.4).

     Таблица4

     Объём, структура и динамика государственного долга РФ

                           1993г.1998г.      2000г.      2004г.
                           Государственный долг, млрд. руб.:155,73991,7      4479,7      3884,1
                           внутренний17,2757,9      557,4      842,1
                           внешний140,53233,8      3922,3      3042,0
                           % ВВП:71,3148,7      61,3      29,9
                           внутренний10,028,2      7,6      6,4
                           внешний61,3120,5      53,7      23,5
 

     В нынешнем российском долге почти  половина - обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. Сокращение его обусловлено существенным погашением в последние годы, списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации. Около 38% составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 9% - задолженность международным финансовым организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 2% - гарантии правительства.

     Очевидна  тенденция постепенного роста доли внешней задолженности, оформленной в рыночных инструментах в виде ценных бумаг, обращающихся на европейском фондовом рынке, где Россия как правопреемница СССР присутствует более 15 лет. Первый облигационный заем был выпущен в феврале 1988г. на сумму 100 млн. шведских франков с фиксированным пятипроцентным купоном и сроком погашения 10 лет. Это была своеобразная форма экспериментальной проверки новых для СССР инструментов привлечения заемных средств в связи с рыночными преобразованиями. Всего в 1988-1992 гг. Внешэкономбанком выпущено восемь займов. В течение 1996-1997 гг. было размещено три займа, в 1998г. - шесть в форме внешних государственных заимствований Российской Федерации, причем внешний облигационный заем в 1998г. составил 2, 5 млрд. долл. с купоном 12,75% и сроком погашения 30 лет, т. е. на максимальный срок. Имелось в виду, что выпуск и размещение облигаций с фиксированной процентной ставкой позволят лучше планировать процентные расходы федерального бюджета [18;37].

     Внешний госдолг России имеет  следующую структуру (табл.5).

     Таблица 5

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации

 ( в млрд. долл.)

                      На 1 январяНа 1 января

                      2004г.

                      2003г.

                      Государственный внешний долг РФ (включая обязательства  бывшего СССР, принятые Россией) без  учёта предельного объёма гарантий124,4121,0
                           %97,997,8
                      По  кредиторам правительств иностранных  государств52,354,0
                           %41,143,65
                      В том  числе задолженность: официальным  кредиторам Парижского клуба43,646,6
                           %34,3337,67
                      кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба4,94,4
                           %3,853,56
                           по  кредитам иностранных коммерческих банков и фирм3,0-
                           %2,36-
                      кредиторам  Лондонского клуба--
                      коммерческая3,0-
                           %2,36-
                      по  кредитам международных финансовых организации13,411,0
                           %10,558,89
                      Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной  валюте49,549,8
                           %38,9740,25
                      Из  них: еврооблигациионные займы39,942,5
                           %31,434,35
                           ОВГВЗ9,67.3
                           %7,555,9
                           По  кредитам ЦБ РФ6,26,2
                           %4,885,01
                           Предельный  размер предоставления гарантий2,62,3
                           %2,041,86
                      Государственный внешний долг Российской Федерации  с учётом предельного размера  гарантий127,0123,4
                           %100,0100,0

Информация о работе Государственный долг РФ