Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:59, курсовая работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды 5
1.1. Понятие государственного долга 5
1.2. Причины возникновения государственного долга 6
1.3. Виды государственного долга 7
Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан 10
2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан 10
2.2. Правительственный долг Республики Казахстан 10
2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан 11
2.4. Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан 16
Глава 3. Управление государственным долгом 17
3.1. Погашение и обслуживание государственного долга 19
3.2. Иные методы управления государственным долгом 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность Казахстана, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников казахстанского финансового рынка. ВЕСЬ МИР живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности. В первой половине 1998 года восточно-азиатский кризис привел к падению мирового производства примерно на 1%, что составляет почти 260 млрд. долл. и эквивалентно годовому доходу всех африканских стран к югу от Сахары. Неравномерность экономического развития является символом уходящего ХХ века, и в этом смысле долговые проблемы отдельных регионов являются главным тому доказательством. С начала 90-х гг. мировая экономика уже страдала от дефляции - из-за американского долга, затем из-за неурядиц в европейской валютной системе в 1992-1993 гг., после этого из-за мексиканского кризиса 1994-1995 гг. и, наконец, из-за азиатских потрясений в 1997-1998 гг. И каждый раз во время всех этих негативных явлений крах принято было объяснять ошибочной внутренней политикой. Между тем поступательное экономическое развитие и активность финансовых рынков уже не так связаны с уровнем благосостояния и ростом занятости, а во многом зависят от спекулятивных и биржевых операций. Влияние даже объективных глобальных факторов на формирующиеся и развивающиеся рынки достаточно велико (не говоря уже о субъективных факторах: например, ставка по международным банковским кредитам для развивающихся стран всегда была выше примерно на 1% по сравнению с кредитами для развитых стран). Финансовая
неустойчивость стала в конце
столетия характерной чертой глобальной
экономики и носит системный
характер. На приток и отток капиталов,
как правило, влияют финансовые условия
в ведущих промышленно развитых
странах мира, то есть внешний фактор.
Однако особенности новой ситуации
должным образом не учитываются
в связи с чрезмерной верой
в рынок как таковой. К примеру,
значительное влияние на приток и
отток инвесторов оказывает "стадный
инстинкт". Внезапное изъятие
капитала и массированная атака
на ту или иную валюту способны быстро
вызвать панику. Все это оказывало влияние
и на объемы торговли. Глава 1. Теория государственного долга. Понятие и виды. 1.1.Понятие государственного долга Государственный
долг – это сумма задолженности
по выпущенным и непогашенным государственным
займам (включая начисленные проценты) Например,
в Законе Республике Казахстан «О
государственном и При этом, хотелось бы отметить, что в любом определении всегда присутствуют центральные исполнительные органы власти. 1.2. Причины возникновения государственного долга Государственный
долг вызван использованием государственных
займов в качестве одной из форм
привлечения денежных ресурсов для
расширения воспроизводства и В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны. 1.3. Виды государственного долга Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внешний
государственный долг - это составная
часть государственного долга по
внешним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами- - отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность); - отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная); - отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная). По
сути, наличие внешнего долга предполагает,
что передачу части созданного продукта
за пределы страны. Рост внешнего долга
снижает международный
Основными кредиторами - другие государства; - международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); - Частные фонды – нерезиденты.
Внутренний государственный Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга: 1. погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества; 2. для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций. 3. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны. Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются: - население; - корпорации; - банки; -
другие финансовые и кредитные учреждения. Глава 2. Государственный долг Республики Казахстан 2.1. Понятие государственного долга Республики Казахстан
В соответствии с Законом «О
государственном и 1. Правительственный долг; 2. Долг Национального Банка Республики Казахстан; 3. Долги местных исполнительных органов на определенную дату. Рассмотрим каждое из этих составляющих. 2.2. Правительственный долг 1.
В соответствии с Законом Таблица: Данные о лимите правительственного долга в РК за 1998-2012 гг.
2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан 2.
Законом «О государственном - аффинированного золота; -
валютных ценностей, - простых и переводных векселей в иностранной валюте; -
ценных бумаг, выпущенных и
гарантированных иностранными -
других внешних активов, Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем: · покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла; · покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан; · поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых им кредитов в иностранной валюте; · поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы; · кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов; · поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке Казахстана. Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем: · продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно-кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке; · осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга Национального банка Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Казахстана; · продажи иностранной валюты для приобретения другой иностранной валюты; · возврата основной суммы и вознаграждения (интереса) по кредитам, полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплат комиссионных и других сопутствующих им расходов; · списания убыточных золотовалютных активов за счет сформированных провизий (резервов). Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время Республика Казахстан является членом следующих международных финансовых организациях: 1. Международный валютный фонд (МВФ); 2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР); 3. Международная финансовая корпорация (МФК); 4. Международная ассоциация развития (МАР); 5. Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ); 6. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); 7. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР); 8. Азиатский банк развития (АБР); 9. Исламский банк развития (ИБР). РК является государством-участником статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР со всеми поправками, Учредительного договора ИБР, Конвенции об учреждении МАГИ и Конвенции об урегулировании споров в области инвестиций между государствами и гражданами других государств, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР и приняла положения и условия резолюции соответственно Совета управляющих МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР относительно членства Республики Казахстан в этих международных организациях. В соответствии с Законом «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития» Национальный Банк Республики Казахстан: · уполномочен привлекать средства МВФ в форме их покупки, а также обеспечивать выплату от имени Республики Казахстан МВФ сумм согласно условиям и положениям резолюций, относящихся к членству Республики Казахстан в МВФ, и Статей соглашения МВФ, а также осуществлять платежи в связи с участием Республики Казахстан в деятельности Департамента специальных прав заимствования МВФ. · по согласованию с Правительством РК, вправе привлекать займы от других международных организаций, определять финансовые условия привлечения займов и самостоятельно заключать соглашения по таким займам. · уполномочен в соответствии со Статьями соглашения МВФ выпускать любые непередаваемые долговые обязательства без вознаграждения, которые могут быть необходимы или соответствовать членству Республики Казахстан в МВФ. · Выступает в качестве финансового органа Республики Казахстан согласно требованиям статьи V раздела 1 Статей соглашения МВФ, · Уполномочен выполнять от имени Республики Казахстан все операции и сделки, предусмотренные положениями Статей соглашения МВФ. · Назначается в качестве депозитария всех авуаров1 в национальной валюте Республики Казахстан, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, согласно соответствующим статьям соглашений, соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору. · Осуществляет переводы сумм, подлежащих выплате Республикой Казахстан или Республике Казахстан при осуществлении операций и сделок, предусмотренных положениями статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР, Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного договора ИБР. · Совместно с Правительством Республики Казахстан предпринимает необходимые меры по вопросам, возникающим при выполнении обязательств Республики Казахстан. 2.4. Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан 3.
В соответствии с Законом «О
бюджетной системе» долг Так, в бюджете г.Алматы на 2004 года утверждены средства: · в сумме 55771 тыс. тенге на обслуживание долга местных исполнительных органов; · на погашение долга местных исполнительных органов - 1445814 тыс. тенге. На данный момент местный бюджет Алматы на 2011 год утвержден в общей сумме 179 млрд. 113 млн. 500 тыс. тенге, реально располагаемый бюджет города Алматы за вычетом бюджетных изъятий составит 130 млрд. 473 млн. 591 тыс. тенге А в бюджете г.Астана на 2003 год установлен лимит долга местного Вместе с тем, в Республике Казахстан постановлением Правительства № 88 от 23.01.2002 года утверждены «Правила погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии». Эти правила устанавливают порядок планирования, осуществления погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии из республиканского и местных бюджетов. Процедуры планирования, осуществления погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов едины для займов, привлеченных путем заимствования на внутреннем и внешнем рынках ссудного капитала в форме заключения соглашений (договоров) о займе, либо эмиссий государственных эмиссионных ценных бумаг. Глава 3. Управление государственным долгом Управление
государственным долгом – это
деятельность государства в лице
уполномоченных органов по обеспечению
рационального и эффективного заимствования
и оптимизации стоимости
Управление государственным 1. Ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий десятилетний период государственного и гарантированного государством заимствования и долга с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга, заимствования и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий. Этот документ подготавливается Министерством Финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан и уполномоченным за разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала. 2. Определение Министерством Финансов Республики Казахстан объемов, форм и условий заимствования Правительством Республики Казахстан лимитов и объемов погашения и обслуживания правительственного долга, лимитов заимствования и долга местных исполнительных органов, утверждаемых в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам Национального Банка эти процедуры осуществляются самим Национальным Банком Республики Казахстан. 3. Регистрацию Министерством Финансов Республики Казахстан займов Национального Банка Республики Казахстан, Правительства и местных исполнительных органов; контроль и мониторинг условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений. 4. Осуществляемые Министерством Финансов Республики Казахстан контроль и мониторинг получения, погашения и обслуживания займов Правительства и местных исполнительных органов. 5. Подготовка и реализация мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования. 3.1. Погашение и Обслуживание государственного долга
Обслуживание государственного
долга представляет собой Погашение долга – возврат заемщиком полученных ссуд займа в установленном договорами с кредиторами порядке, выполнение в установленным порядке других составляющих долговых обязательств.
Погашение и обслуживание
Погашение и обслуживание
Погашение и обслуживание 3.2. Иные методы управления государственным долгом
К методам управления · Рефинансирование; · Конверсия; · Консолидация; · Унификация; · Обмен облигаций по регрессивному соотношению; · Отсрочка погашения займа; · Отказ (аннулирование) от государственного долга. Рассмотрим эти методы по подробней: Рефинансирование – это погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы. Конверсия – изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую, так и в большую сторону. В первом случае Правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа. Консолидация – это изменение первоначальных условий займа по срокам – с их продлением или сокращением. Унификация – это объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом. Обмен облигациями по регрессивному соотношению – производится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске. Отсрочка погашения займов – применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и Правительство объявляет о переносе сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки. Отказ
от уплаты государственного долга (аннулирование)
– происходит, как правило, при
смене политического режима в
стране и непризнании нового правительства
выполнять прежние Заключение
Наличие государственного
В Республики Казахстан эта
сфера государственных
Развитие национальной
Но вместе с тем, государству
никогда не следует забывать
о том, что привлечение Список используемой литературы: 1. Закон «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» № 464-I от 02.08.1999 года (с изменениями, внесенными Законами РК от 06.11.01г. № 252-II; от 02.07.03 г. № 443-II; от 09.07.03 г. № 482-II; от 10.07.03 г. № 483-II); 2. Закон «О бюджетной системе» № 357-1 от 01.04.1999 года (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 16.07.99 г. № 440-1; от 26.07.99 г. № 463-1; от 04.11.99 г. № 472-1; от 22.11.99 г. № 485-1; от 29.11.99 г. № 487-1; от 15.12.00 г. № 123-II; от 15.01.01 г. № 140-II; от 03.05.01 г. № 182- II; от 06.12.01 г. № 261- II; от 31.10.02 г. № 351- II; от 20.06.03 г. № 441- II; от 29.12.03 г. № 512- II); 3. Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года N 505-II «О республиканском бюджете на 2004 год» 4. Закон Республики Казахстан от 12 декабря 2002 года N 362-II «О республиканском бюджете на 2003 год» (с изменениями, внесенными Законом РК от 12.06.03 г. N 438-II) 5. Закон Республики Казахстан 22 декабря 2000 г. N 131-II «О республиканском бюджете на 2001 год» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от 24.04.2001 г. N 177-II; от 10.11.01 г. N 254-II) 6. Закон Республики Казахстан от 11 ноября 1999 года N 473-1 «О республиканском бюджете на 2000 год» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законом РК от 08.11.2000 г. N 95-II) 7. Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1998 года N 318-1 «О Республиканском бюджете на 1999 год (внесены изменения и дополнения Законами РК от 1.04.99 г. N 359-1; от 28.06.99 г. N 406-1, от 16.07.99 г. N 440-1;от 04.10.99 г. N 468-1) 8. Закон Республики Казахстан от 06.12.2001 года № 264-II «О членстве Республики Казахстан в Международном Валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития»; 9. Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года N 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан» (внесены изменения и дополнения в соответствии с Указами Президента РК, имеющими силу закона, от 20.07.95 N 2370; от 02.08.95 N 2396; от 5.12.95 г. N 2672; от 27.01.96 г. N 2830; Законами РК от 03.07.96 N 18-1; от 07.12.96 N 50-1; от 11.07.97 г. N 154-1; от 08.12.97 г. N 200-1; от 29.06.98 г. N 236-1; от 16.07.99 г. N 436-1; от 29.03.00 г. N 42-II; от 18.12.00 г. N 128-II; от 02.03.01 г. N 162-II; от 03.05.01 г. N 182-II; от 09.07.03 г. N 482-II; от 10.07.03 г. N 483-II) 10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23.01.2002 года № 88 «Об утверждении Правил погашения и обслуживания правительственных займов, займов местных исполнительных органов и негосударственных займов, имеющих государственные гарантии»; 11. Решение IV сессии Алматинского городского маслихата третьего созыва от 24 декабря 2003 года N 13 О бюджете города Алматы на 2004 год; 12. Решение Маслихата города Астаны от 19 декабря 2002 года N 201/39-II О бюджете города Астаны на 2003 год 13. Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы» учебник для ВУЗов. Алматы 2001 1 программные займы - займы, предоставляемые Правительству Республики Казахстан или Национальному Банку Республики Казахстан международными финансовыми организациями на условиях выполнения согласованных с Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан мероприятий по развитию и реформированию экономики Республики Казахстан. 1 авуары - (financial) assets 1. Средства банка, в том числе денежные средства в иностранной валюте, ценных бумагах, золоте, чеках, векселях, переводах, аккредитивах, которыми производятся платежи и погашения. 2.
Ликвидная часть активов, Чаще всего термин "авуары" применяется к средствам банков в иностранной валюте, ценных бумагах, находящихся на хранении в иностранных банках и называются они иностранными авуарами. Иностранные авуары подчиняются юрисдикции страны, в которой они размещены. Подразделяются авуары на свободные (используемые без ограничений), блокированные (находящиеся в распоряжении государства или банков) и с определенным режимом использования. |
Информация о работе Государственный долг Республики Казахстан