Государственные займы

Автор: v*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:13, реферат

Описание работы

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

Работа содержит 1 файл

Государственныt займы.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Иногда правительство  может гарантировать безусловное  погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ.

Если эмитентом  является не государственная, а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия. В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумагам, но не более.

Отличие муниципальных  займов от государственных состоит  в том, что выпуск муниципальных  облигаций обеспечивается муниципальным  имуществом и средствами местного бюджета. Государство не несет ответственности  по обязательствам муниципальных образований(МО), а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Порядок выпуска муниципальных облигаций, размещения, обращения, и распространения их определяется законодательством РФ. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом ОМС о местном бюджете на текущий финансовый год.

Вступивший в  силу с 1.01.00 г. Бюджетный кодекс РФ определяет муниципальные заимствования как займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц, по которым возникают долговые обязательства МО как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств (статья 90).

Статьей 92 Бюджетного кодекса РФ установлен лимит на размер дефицита местного бюджета - не более 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов (некоторые исключения связаны с поступлениями от продажи имущества).

Классификация муниципальных займов:

Займы по целям  заимствования делятся на:

целевые, ориентированные  на инвестиционный сектор экономики;

нецелевые, ориентированные  на финансовый (фиктивный) сектор;

По характеру  решаемых задач эмитируемые в  России займы подразделяются на три  группы, и при принятии решения  о выпуске ценных бумаг эмитенты ставят соответствующие следующие задачи:

инвестиционные - для финансирования инвестиционных проектов: жилищного строительства  и развития местной промышленности, производства, транспортной и социальной сферы;

социальные - для  финансирования мероприятий и программ в социальной сфере: защита сбережений населения от инфляции; финансирование социальных программ; создание новых рабочих мест; решение экологических проблем;

бюджетные - для  текущего обслуживания местного бюджета: финансирование текущих расходов бюджета; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет; погашение задолженности местного бюджета перед предприятиями; решение проблемы взаимозачетов; снижение задолженности перед бюджетом по налогам.

По сроку обращения:

краткосрочные (до 1 года);

среднесрочные (1-5 лет);

долгосрочные (5-30 лет).

В зависимости  от модели займа выделяют:

жилищные займы;

телефонные займы;

арбитражные займы;

ГКО-подобные займы;

«сельские» облигации  или агрооблигации;

инвестиционно-промышленные займы;

социально-экономические  займы.

В зависимости  от характера обеспечения займы  делятся на следующие виды:

облигации общего покрытия (общего займа) - обеспечиваются средствами бюджета / отдельными его статьями и имуществом / частью имущества, находящегося в собственности эмитента;

доходные облигации - обеспечиваются доходами / имуществом от реализации конкретных инвестиционных проектов, профинансированных за счет средств от выпуска облигаций;

обеспечением  по облигациям смешанного («двойного») покрытия выступают смешанные активы в комбинации с гарантиями третьих лиц.

По видам займы  представляют собой:

облигации со сроком погашения более года;

краткосрочные долговые обязательства эмитируются  на срок до года, не преследуют инвестиционных целей и предназначены для финансирования текущих расходов.

краткосрочные облигации по типу ГКО, до последнего времени их выпускали субъекты РФ. Они являются дисконтными именными ценными бумагами и выпускаются  в безналичной форме отдельными траншами сроком от 2 до 24 месяцев через аукционную форму продажи. Целями выпуска данных обязательств является финансирование текущих расходов бюджета;

По источникам получения доходов и обслуживания долга займы подразделяются на:

имущественно-доходные, выпускаемые под конкретный самоокупаемый доходный проект и погашаемые доходами от его реализации;

финансовые (депозитно-арбитражные), основным источником дохода в этом случае являются доходы от размещения средств займа на банковских депозитах  и от операций с другими высокодоходными  финансовыми инструментами (арбитражные операции);

бюджетные (бюджетно-налоговые), обслуживаемые за счет налоговых  поступлений в бюджет.

По форме выплате  дохода (погашение облигации) выделяют:

займы с денежной формой погашения;

займы с натуральной (неденежной) формой погашения.

Информация о работе Государственные займы