Государственные и частные финансы: понятие, общие черты и принципиальные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Частные финансы имеют более сложную классификацию. Они делятся на личные и семейные; финансы предприятий и финансы бизнеса; финансы банков; финансы некоммерческих организаций. Частные и публичные финансы имеют разную систему дохода и расхода, разные системы управления. Для частных финансов в первую очередь важен доход. Деятельность частных лиц, банков, предприятий направлена на получение прибыли. Полученная прибыль может быть запущена в оборот или истрачена на личные нужды.

Содержание

Введение.
1. Виды финансов (сущность, функции):
а) государственные финансы;
б) частные финансы.
2. Общие черты государственных и частных финансов.
3. Различие и особенности государственных и частных финансов
Заключение.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 56.47 Кб (Скачать)

     В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более  сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части  бюджета. Здесь есть множество важных советов: 

     Во-первых, при расчёте длительного бюджетного периода (6 месяцев и больше), не забудьте про инфляцию. Если что-то стоит определённую сумму в начале года, то это не значит, что в конце года цена останется прежней. Пользуйтесь  прогнозом инфляции от авторитетных источников и закладывайте этот прогноз  в план расходов.

     Закладывайте  в расходы предполагаемое (предварительно анонсированное) повышение расценок на продукты и услуги. Если объявлено, что тогда-то электроэнергия подорожает на определённый процент, то этот процент  должен быть отражён в бюджете.

     Разумеется, следует всегда искать наиболее дешёвые  продукты и услуги, имеющиеся на рынке. Иначе основной принцип рыночной экономики — конкуренция —  вообще не будет работать. Но это  совсем не значит, что качеством  продуктов при этом можно пренебречь. Не закладывайте в бюджет некачественные или сомнительного качества продукты и услуги. Нужно выбирать самое дешёвое, но только из приемлемой качественной категории. Это особенно относится к продуктам питания, медицинским и финансовым услугам.

     Кредиты нужно обязательно возвращать, хотя бы для того, чтобы не испортить  свою «кредитную историю» и иметь  возможность получить кредит в будущем. Поэтому взносы по кредитам должны иметь высокий приоритет в  списке расходов.

     Страхование рисков — непременная часть грамотного управления финансами. Никак не менее 5 % (а лучше 8—12 %) всех личных расходов рекомендуется направлять на страхование  разного вида рисков. Это общепринятая мировая практика.

     Нахождение  законной схемы снижения уплачиваемых налогов — распространённый на Западе метод сокращения расходов. Если имеется  даже малейшая возможность снижения налоговых отчислений, то ей непременно надо пользоваться. Если объём налогов  очень велик (и возможная экономия способна окупить услуги специалиста), то целесообразно обратиться за советом  к финансовому консультанту (или  даже нанять личного бухгалтера).

     В пенсионный фонд рекомендуется откладывать 7—10 % доходов. Пенсионный фонд — это  в принципе обычный долгосрочный депозитный вклад, но с минимальным  заложенным риском.

     Инвестиции  — это область самых сложных  финансовых решений. Часто говорят, что нужно обладать даже «особым  чутьём», чтобы принимать удачные  решения в этой области. Однако, если отбросить всякие мистификации, то можно сказать, что хорошее инвестиционное решение — это продукт глубокого всестороннего безэмоционального анализа рынка инвестиций.

     Публичные (централизованные) финансы - система  формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных  для обеспечения деятельности государственных  и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные  финансы и муниципальные финансы.

     Централизованные  финансы представлены бюджетной  системой, а также государственным  и муниципальным кредитом. 
 
 
 

  1. Общие черты государственных  и частных финансов.
 

  За последние годы внутренняя структура каждой из составляющих финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе. Существенно расширено содержание государственных финансов. Государственные финансы практически отождествлялись с государственным бюджетом, бюджетное устройство России больше соответствовало унитарному государству, для которого свойственны максимальная централизация финансовых и бюджетных ресурсов на уровне центрального правительства (70 — 80 %) и значительно менее существенная доля — на субнациональном уровне.

     В настоящее время в России действуют  три уровня органов власти и управления, два из которых — государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

     Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.

     Решением  проблемы соответствия роли государства  его экономическому и финансовому  потенциалу является корректировка  сферы обязанностей государства, сужение  или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться  на основе изменения финансируемых  и выполняемых государством функций  по обеспечению предоставляемых  им благ и услуг, снятия или принятия новых обязательств, требующих в государственных расходов. По мере роста экономического потенциала страны потенциал государства и его способность расширять свои функции увеличивается. Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления. По функциональному признаку в составе государственных финансов выделяются обособленные звенья: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, каждое из которых выполняет специфические функции. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления. Систему государственного управления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета. Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни, в унитарных государствах — на центральный и местный.

     К центральному уровню относятся все  государственные учреждения, министерства, ведомства и соответственно совокупность всех государственных единиц, являющихся инструментами центральной власти, включая территориально рассредоточенные общегосударственные органы. Этот уровень  управления оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Деятельность и финансовая система  этого уровня управления оказывают  решающее влияние на жизнь страны. Представительные и исполнительные органы вырабатывают и реализуют  политику в интересах всей национальной экономики. На этом уровне определяется налогово-бюджетная политика, через  финансы центрального правительства  осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики.

     К региональным органам управления относятся  органы власти областей, краев, республик, штатов, земель и совокупность всех государственных управленческих единиц, осуществляющих властные полномочия на территориях, объединяющих более мелкие районы, которые контролируются и  финансируются региональными органами власти. Региональные органы государственной  власти обладают относительно независимыми полномочиями, которые они осуществляют на соответствующей части территории страны.

     Региональные  органы власти наделены в соответствии с конституциями стран определенными  полномочиями на основе разграничения  ответственности между центральными и региональными органами власти. Степень автономности региональных органов власти и объем их функций определяются размерами доходов, получаемых из контролируемых ими источников, и независимостью должностных лиц от административного контроля центрального правительства. Региональные органы власти существуют только в федеративных государствах и занимают промежуточное положение между общегосударственными и местными органами власти.

     К местным органам власти относятся  органы управления в городах и  сельских местностях, обладающие самостоятельными структурными управленческими подразделениями, определенными законодательством  автономными полномочиями и источниками  финансовых средств, за счет которых  функционируют подведомственные им институциональные заведения (образовательные, медицинские, социального обеспечения, культурные, спортивные и др.).

     Финансовой  базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских  и местных органов власти и  управлений являются бюджеты разных уровней — федеральный, республиканские, местные. В условиях экономической самостоятельности республиканских и административно-территориальных структур их бюджеты имеют полную автономию, независимое положение, закрепленное соответствующими законодательными актами. Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управления.

     Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам, В то же время  существенную роль выполняют различные  государственные автономные фонды  на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных  проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируется примерно половина государственных расходов, в Великобритании — треть. Фонды имеют целевой характер предназначенный для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем.

     Обособление источников финансирования целевых  мероприятий от бюджетных ресурсов позволяет, во-первых, расширить состав средств, направляемых на их обеспечение (за счет дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов, добровольных взносов и  пожертвований юридических и  физических лиц и других источников), и, во-вторых, гарантирует целевое  использование ресурсов в полном: объеме их поступлений. В условиях обезличивания  поступающих в бюджет финансовых ресурсов такой гарантии целевого использования  средств, да еще и в полном их объеме, никто дать не может. В механизме  формирования и использования внебюджетных фондов наиболее полно материализуется  на практике тот правовой режим, который  гарантирует защиту интересов каждого  конкретного человека и территории.

     Значение  обособленного функционирования внебюджетных фондов особенно возрастает в условиях экономической нестабильности в  стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать  своевременное финансирование важнейших  социальных мероприятий. В отличие  от федерального, республиканских и местных бюджетов внебюджетные фонды подлежат значительно меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Поскольку изменение направлений использования внебюджетных фондов не нуждается в законодательном оформлении и происходит без участия парламента, появляется возможность расходовать фонды в более оперативном режиме (хотя иногда существующая практика приводит к неэффективному использованию средств внебюджетных фондов). Это облегчает их использование и повышает заинтересованность государственных исполнительных структур в их росте. Внебюджетные фонды выполняют еще и роль финансового резерва, к которому прибегают федеральные, республиканские и местные органы власти в случаях финансовых затруднений. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства. Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общегосударственного, республиканского и регионального значения. Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными (например, социальными) фондами. В этой связи система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам. В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом пока в системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено. Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Информация о работе Государственные и частные финансы: понятие, общие черты и принципиальные особенности