Государственные и частные финансы: понятие, общие черты и принципиальные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Под государственными понимаются финансы различных государственных образований, в то время как частные финансы включают в себя финансы частных лиц и предприятий.

Содержание

Введение.
1.Виды финансов (сущность, функции):

а) государственные финансы;

б) частные финансы.
2.Общие черты государственных и частных финансов.
3.Различие и особенности государственных и частных финансов

Заключение.

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 56.47 Кб (Скачать)

     Основными формами государственного кредита  являются займы и казначейские ссуды. Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и  ее финансовом оздоровлении. С его  помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития (через финансирование специальных долгосрочных программ). Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

     Частные финансы делится на:

    • личные финансы и семейные финансы;
    • финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.

     Для частных финансов первичны дохода, вся деятельность направлена на получение  дохода, который в последствии используется по усмотрению лица.

     Личные  финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета. Распространённая методика планирования личного бюджета такова:

     1.в  доходную часть бюджета заносятся  все предполагаемые доходы бюджетного  периода, в том числе: 

     - заработок

     - причитающиеся пенсии и компенсации

     - доход от банковских вкладов

     - доход от сдачи в аренду  недвижимости

     - доход от имеющихся ценных  бумаг 

     2.затем  составляется расходная часть  бюджета, включающая:

     - оплата жилья и коммунальных  услуг

     - оплата питания

     - медицинское страхование

     - взносы по кредитам

     - покупка товаров длительного  пользования

     - страхование рисков (собственности,  здоровья и пр.)

     - пенсионные накопления

     - инвестиции

     Обычно  личные бюджеты составляются на 1, 3, 6 или 12 месяцев. Рекомендуется составлять личный бюджет с профицитом в 3—5 %

     Финансы домашних хозяйств - совокупность отношений  по поводу создания и использования  фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения  жизнедеятельности членов домашнего  хозяйства.

     Под домашним хозяйством с экономической  точки зрения понимается группа лиц, чаще всего связанных родственными отношениями (семья), совместно принимающих  экономические решения на основе совместного формирования и совместного  использования фондов денежных средств, необходимых для потребления  и накопления. Домашнее хозяйство (в  лице его членов-представителей) в  системе рыночных отношений выступает  в качестве:

    • покупателя и потребителя товаров и услуг;
    • поставщика факторов производства (труд, капитал);
    • накопителя денежных фондов путём сбережения части полученного дохода;
    • кредитора или заёмщика для различных финансовых посредников и институтов (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и др.);
    • налогоплательщика, формирующего бюджет.
 

     Финансовые  отношения, характерные для домашнего  хозяйства, можно разделить на внутренние и внешние. Внутренними финансовыми отношениями домашнего хозяйства являются те, которые возникают между участниками (членами) домашнего хозяйства по поводу формирования и распределения фондов денежных средств, являющихся общими для домашнего хозяйства, между его членами.

     К внешним причисляются финансовые отношения:

    • с предприятиями и организациями, производящими товары, работы и услуги, потребляемые членами домашнего хозяйства;
    • с государством по поводу формирования и использования бюджета и внебюджетных фондов;
    • с коммерческими банками по поводу предоставления во временное пользование, хранящихся на различных счетах денежных средств, а также по поводу заимствования денежных средств (домашнее хозяйство как кредитор и как заёмщик банка);
    • со страховыми компаниями (страховщиками) по поводу страхования своих рисков;
    • с другими домашними хозяйствами.
    • с работодателями
 
 

     Для финансов домашних хозяйств характерны общие для финансов функции:

    • распределительная;
    • контрольная;
    • регулирующая;
    • инвестиционная
 

     Финансовые  решения домашних хозяйств принимаются в отношении формирования и использования денежных фондов. 

     Корпоративные финансы — денежные отношения, связанные  с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и  их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так  далее). Финансы организации: формирование, распределение, использование денежных фондов.

     С определённой степенью условности можно  сказать, что домашнее хозяйство  имеет свой баланс, в котором отражается совокупность его активов, т.е. стоимость  его имущества в денежной и  не денежной форме и пассивов, т. е. источников формирования этих активов. Важным источником формирования активов домашних хозяйств является не только текущие доходы, но и сбережения, накопления, полученные в порядке наследования от предыдущих поколений.

     Основная  задача корпоративных финансов —  финансовое обеспечение деятельности организации. Основным источником получения  денежных ресурсов для хозяйственной  деятельности предприятия являются денежные средства, вырученные от реализации продукции предприятия (продажи  товаров, работ и услуг). При временном  недостатке денежных средств, полученных от реализации продукции предприятия, необходимых для обеспечения  текущих финансовых потребностей бизнеса, обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации  или акции, либо берутся долгосрочные кредиты. Такие стратегические решения  о взятии кредита или выпуске  акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

     Одной из задач в области финансов предприятия  является нахождение оптимального соотношения  между доходностью бизнеса и  финансовыми рисками.

     Другая  важнейшая сторона корпоративных  финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении денежных средств с целью получения дополнительного дохода. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение.

     Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие  факторы:

    • соотношение между: целью — периодом времени — инфляцией — неприятием рисков — налогами - чистым доходом
    • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
    • оценка эффективности портфеля инвестиций

     Финансовый  менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит  в будущее и занимается анализом эффективности и планированием  ещё предстоящих финансовых операций.

  1. Различия и особенности государственных и частных финансов.
 

     По  поводу различий между государственными (публичными) и частными финансами  известный французский теоретик финансового права Поль Мари Годме высказывался следующим образом «государственные финансы регламентируются специальными государственными нормами, дающими возможность распоряжаться средствами в достаточном их количестве (нормами, регулирующими доходы); точно учитывающими движение средств (казначейскими правилами); обеспечивающими их использование (бюджетными правилами)».

     Для современного финансового права  важно понимать, что частные финансы могут перерасти в публичные фонды денежных средств и наоборот. Как только частные финансы «приобретают» власть государства, они превращаются в публичные финансы, а значит, попадают в область финансово–правового регулирования. Происходит это в силу прямого указания законодателя. Примером, когда финансы юридических лиц являются публичными финансами, могут служить денежные средства государственных и муниципальных унитарных, в том числе казенных предприятий. Некоторые ученые относят финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий к финансам организаций юридических лиц, т.е. к частным финансам.

     Важно видеть принципиально различную  роль государства в регулировании, аккумуляции, перераспределении и  использовании централизованных и  децентрализованных фондов. В отношении  первых, государство выступает полноправным хозяином и может принудительно  обеспечить свои доходы через систему  налогов, пошлин, сборов, эмиссию денег  и другие каналы. В отношении вторых положение иное. Здесь прежде всего следует отметить, что финансы предприятий федеральной и муниципальной собственности могут рассматриваться в целом как децентрализованные, но государственные денежные фонды с соответствующим механизмом планирования, регулирования, управления. Финансы же частных фирм должны аккумулироваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. Исходной посылкой здесь служит то, что состояние и динамика частных финансов зависит от законов рыночной экономики. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями и действиями представительной и исполнительной власти.

     Здесь следует иметь в виду, что если финансы предприятий федеральной  и муниципальной форм собственности  могут рас­сматриваться в целом  как децентрализованные фонды государства, то финансы частных предпринимателей должны анализи­роваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. В частности, Годме в «Финансовом праве» писал: «... ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основное различие между ними обусловлено тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Так, спрос и предложение на рынке обуславливают определенные размеры учетного процента. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти...». Он показал несколько отличий частных финансов от государственных, которые можно свести к следующему… 

    Основные  отличия частных  финансов от государственных: 

     а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством  системы налогообложения. В то же время отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии  выполнить свои обязательства;

     б) государственные финансы прямо  связаны с денежной системой, которая  в большей или меньшей степени  управляется государством, тогда  как от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами, эта  денежная система не зависит;

     в) частные финансы ориентированы  на получение прибыли. Государственные  финансы, наоборот, это средства осуществления так называемого общего интереса;

     г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных  финансов, которыми распоряжаются отдельные  лица.

     Этих  различий вполне достаточно, чтобы  рассматривать финансовое право  как самостоятельную науку, которая, несмотря на свою связь с частными финансами, четко отграничивается  от последних. Вместе с тем заметим, что государственные и частные финансы это своеобразная система сообщающихся сосудов. В их взаимоотношениях осуществляются прямые и обратные связи по управлению производством, экономическими и социальными процессами. Внутриотраслевые фонды связаны как между собой, так и с бюджетом. Любая сфера финансовых отношений связана с денежной системой, порождением которой она является. Наконец, любая финансовая деятельность в государстве связана в конечном счете с аккумуляцией доходов и проведением необходимых расходов, а перераспределение финансовых ресурсов регулируется нормами права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственные и частные финансы: понятие, общие черты и принципиальные особенности