Государственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.

Содержание

Введение
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике
1.1. Общее понятие о государственных финансах
1.2. Место и роль государственных финансов в экономике
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений
2.2. Значение внебюджетных фондов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курс как в блоке.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

      Общее руководство Пенсионного фонда  осуществляется правлением, оперативное  управление — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации  органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах — уполномоченные отделения.12

      Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение  средств Фонда между регионами  для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных Отделениях Пенсионного фонда. Финансовое положение Пенсионного фонда к 2004 г. значительно укрепилось. В 2003—2004 гг. неоднократно производилось увеличение пенсий.

      Индивидуальный  учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

      • единство государственного пенсионного  страхования в РФ;

      • всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;

      • доступность для каждого застрахованного  лица сведений о нем;

      • использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного  обеспечения;

      • соответствие сведений о суммах страховых  взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям  о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов;

      • осуществление индивидуального  учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица.

      На  каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой  счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

      Фонд  социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

      Фонд  предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

      Фонд, его региональные и центральные  отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:

      • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

      • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

      Фонды обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) созданы для реализации государственной политики в области  обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», полностью введенным в действие с 18 января 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.)

      Цель  медицинского страхования состоит  в предоставлении гарантий гражданам  при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также  в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном и добровольном.

      Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и^ лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.

      Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости  населения с 1992 до 2001 г. существовал  Государственный фонд занятости  населения РФ. Он был образован  в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства Фонда находились в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды занятости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.

      Основными функциями Фонда занятости являлись:

      • профессиональная подготовка и переподготовка граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату  стипендий обучающимся по направлению  органов службы занятости;

      • выплаты пособий по безработице, а также оказание материальной и  иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплата временной нетрудоспособности безработным гражданам;

      • создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы;

      • организация общественных работ.

      К экономическим внебюджетным фондам в Российской Федерации относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития. Они создаются на федеральном уровне по решению органов Федерального Собрания России, указами Президента, постановлениями Правительства, а на местном уровне — по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления. 

      2.3. Сущность и основные  элементы государственного  кредита 

       Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц.

      Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

      Взятые  в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

      Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.

      В настоящее время внутренний государственный  долг России состоит из государственных  ценных бумаг, выпущенных Министерством  финансов РФ от имени Правительства  России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты. Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

      Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

      Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:

      • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, пользу указанных кредиторов;

      • государственных ценных бумаг, выпускаемых  от имени Росси ской Федерации;

      • договоров о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

      • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный  долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

      • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет

      Мировой рынок государственных ценных бумаг  достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение — финансирование строительства муниципальных больниц, школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, для строительства которых они эмитировались,— эстакад, мостов, жилых домов и т. п. Для инвесторов это более привлекательный финансовый инструмент.

      Особое  место в системе государственных  займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты и облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.

      От  имени государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета; в России — это Министерство финансов. Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления.

Информация о работе Государственные финансы