Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной темой на сегодняшний день, потому что для рыночной экономики государственные ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд государства.
Основными задачами данной курсовой являются рассмотрение основ построения рынка ценных бумаг, изучение функционирования российского рынка ценных бумаг в современных условиях. Важной задачей данной курсовой работы является проведение анализа развития рынка государственных ценных бумаг, оценка кредитоспособности органа власти.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 6
1.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В ФИНАНСИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВА 6
1.2 ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 8
1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 11
2 СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 14
2.1 ВИДЫ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 14
2.2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В 1993-2002 ГОДАХ 20
2.3 ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНА ВЛАСТИ 24
3 ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А - ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ГКО/ОФЗ…………………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - ДОЛЯ ГКО/ОФЗ В ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ НА ММВБ В 2001г……………………………………………..37
Появление на рынке облигаций со сроками обращения три-пять лет представляется вполне вероятным, учитывая, что Минфин в 2002 году должен был погасить ГКО/ОФЗ примерным объемом около 70 млрд. рублей. Размещение краткосрочных инструментов со сроком погашения около года вряд ли будет значительным, поскольку бюджет 2003 года и так будет включать в себя высокие расходы на выплату по госдолгу.
Поэтому можно ожидать, что основной объем новых займов будет иметь сроки погашения в 2004-2007 гг. Даже в случае приобретения этих облигаций на аукционах без премии к рыночным ставкам, вложения в долгосрочные облигации способны принести инвесторам доход за счет ожидаемой позитивной динамики цен [15, с.14].
Важное значение на рынке госбумаг приобретает инвестиционная составляющая. Государство может выступать на фондовом рынке не только как контролирующий орган, но и как активный участник, аккумулируя с помощью рыночных инструментов средства населения и направляя их на финансирование инвестиционных программ. Речь идет о развитии рынка государственных ценных бумаг – важнейшей составляющей фондового рынка.
До августа 1998 года основная
функция рынка государственных
ценных бумаг заключалась в
Имея в руках столь мощный источнике средств, правительство могло бы разработать программу развития инфраструктуры национальной экономики, как базовой (например, строительство автомобильных и железных дорог, нефтепроводов, мостов и т.д.), так и новейшей, телекоммуникаций, Интернет-технологий. Ведь на сегодняшний день наша страна значительно уступает не только развитым, но целому ряду развивающихся стран по качеству телекоммуникационных линий. Достаточно лишь отметить, что по относительному количеству пользователей сети Интернет мы находимся на 27 месте в мире, уступая Польши и Южной Корее. И это при том, что число людей, умеющих пользоваться Интернетом и желающих использовать его в своей деятельности, составляет, по некоторым оценка, 15% населения России.
Реализуя инвестиционные возможности рынка госдолга, необходимо понимать, что инвестиции в инфраструктуру носят долгосрочный характер, они не дадут сиюминутного коммерческого эффекта. Однако без этих вложений наша страна в будущем не сможет обеспечить конкурентоспособность своей экономики. Требуются крупные долгосрочные инвестиции (не меньше нескольких десятков миллиардов долларов на срок от 10 до 15 лет), обеспечить которые может рынок государственных долговых обязательств. Необходима лишь инициатива для разработки программы и политическая воля для ее реализации [15, с.12].
В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. В международной практике можно обнаружить самые различные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и др. Все они носят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.
В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс.
В настоящее время на российском рынке государственных ценных бумаг можно встретить различные виды долговых обязательств. Наибольшее значение в денежно-кредитной политике страны занимают государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ). Наряду с ними существуют следующие виды государственных ценных бумаг: государственные долговые обязательства, золотые сертификаты (погашенные ценные бумаги), облигации внутреннего валютного займа, сберегательная бумага для населения и др.
Доходность гособлигаций постоянно снижается уже более двух лет – с момента восстановления торгов ГКО/ОФЗ в 1999 году. При этом низкие ставки по гособлигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор.
В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.
Большое внимание на российском рынке государственных ценных бумаг следует уделять выбору параметров при выпуске новых инструментов. Немаловажное значение должна приобрести инвестиционная составляющая государственных ценных бумаг, то есть направление заимствованных денежных средств на инвестирование инфраструктуры (строительство дорог, мостов, нефтепроводов), а так же на развитие в России Интернет-технологий.
Таким образом, в процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным.
1 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.08.2001 г.) «О рынке ценных бумаг»
2 Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)
3 Российский статистический ежегодник: стат. Сб / Госкомстат России. - 2001. – 679с.
4 Россия в цифрах, 2002: краткий статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2002. – 398 с.
5 Баринов Э.А. Рынки:
валютные и ценных бумаг:
6 Буренин Н.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. – М.: 1 Федеративная книготорговая компания, 1998. – 352 с.
7 Каратцев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности: Учеб. пособие. – М.: РДЛ, 1997. – 255 с.
8 Литвененко Л.Г. Рынок государственных ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов / Литвененко Л.Г., Нишатов Н.П., Удалищев Д.П.; Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Банки и биржи / ЮНИТИ, 1998. – 111 с.
9 Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 502с.
10 Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами: Российская практика: Учебник для вузов / Институт фин.менеджмента Академии менеджмента и рынка. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 328 с.
11 Ценные бумаги: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Берзона Н.И. – М.: ВШЭ, 1998. –256 с.
12 Фельдман А.А., Лоскутов А.Н. Российский рынок ценных бумаг. Кн. 1: Учеб. и справочное пособие. – М.: 1997. – 176 с.
13 Беляев В. Торговля
ценными бумагами в сети
14 Дышлевский С. Рынок ценных бумаг развитых стран. Обзор // РЦБ. – 1994- №6.-с.52-53
15 Захаров А. Экономические реформы и фондовый рынок // РЦБ. - 2001. - №3. – с.7-14
16 Костикова Е. Раскрытие инфвормации на рынке ценных бумаг // РЦБ. – 1999 - №16. – с.24-27
17 Миркин Я. Структура государственного регулирования российского рынка ценных бумаг // РЦБ. – 1994. - №12. – 41-с.3-6
18 Обзор зарегистрированных
в государственном реестре
19 Овчинников А., Аракеман
А. Золотая осень рынка
20 Орехов И. Есть ли будущее у корпоративных облигаций // РЦБ. – 2002. - №1. – с.47-50
21 Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 2002 год // Деньги и кредит. – 2001. - №12. – с.4-39
22 Селивановский А.С. Валютные операции резидентов с ценными бумагами // Бухучет. – 2000. - №21. – с.49-54
23 Снижкова Ю. Рынок ГКО/ОФЗ: итоги 2001 г. // РЦБ. – 2002. – №2. – с.43-47
24 Телятников А. Проблема
и перспективы электронной
25 Яндиев М. Власть – лучший должник? // РЦБ. – 2001. - №21. – с.71-73
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Таблица 1 – Основные показатели рынка ГКО/ОФЗ (на конец года, млрд. руб, до 1998 – трлн. руб.)
Показатель |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Объем выпуска, предложенный Минфином России (эмиссия) ГКО, ОФЗ |
0,2 |
20,5 |
171,0 |
479,0 |
605,5 |
339,5 |
11,5 |
19,5 |
Объемы размещения (по номиналу) ГКО, ОФЗ |
0,2 |
17,5 |
159,5 |
430,5 |
502,0 |
258,0 |
172,8 |
20,5 |
Объемы выручки от продажи ГКО, ОФЗ |
0,2 |
12,9 |
122,3 |
322,9 |
436,2 |
193,7 |
12,6 |
20,3 |
Привлечение средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ |
0,2 |
5,7 |
26,8 |
35,2 |
32,7 |
-50,4 |
-67,8 |
-73,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Рисунок 1 – Доля ГКО/ОФЗ в общей емкости рынка рублевых облигаций на ММВБ в 2001 г.