Государственные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:39, реферат

Описание работы

Государственные ценные бумаги — это долговые бумаги, эмитентом которых является государство. Надо отметить, что исторически сложилось так, что государство всегда выступало в качестве заемщика. Эти займы носили внутренний и внешний характер.

Работа содержит 1 файл

Государственные ценные бумаги.doc

— 34.50 Кб (Скачать)
 
 

Государственные ценные бумаги — это долговые бумаги, эмитентом которых является государство. Надо отметить, что исторически сложилось  так, что государство всегда выступало  в качестве заемщика. Эти займы  носили внутренний и внешний характер.

Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы достичь следующих целей:

погасить внешний  долг;

финансировать текущий бюджетный дефицит;

погасить ранее  размещенные займы;

обеспечить коммерческие банки ликвидными резервными активами;

финансировать целевые программы, осуществляемые местными органами самоуправления.  

Государство вправе не только выпускать собственные  ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым  различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.  

Интерес к государственным  ценным бумагам практически во всех странах связан с их высокой ликвидностью, поэтому инвесторы не испытывают затруднений при их реализации на вторичном рынке.  

Все долговые обязательства  разделяются на:

наличные и  безналичные;

документарные и бездокументарные;

гарантированные и доходные;

рыночные и  нерыночные;

именные и на предъявителя;  

по срокам:

краткосрочные — до 1 года;

среднесрочные — от 1 года до 5 лет;

долгосрочные  — от 5 до 30 лет.  

Максимальный  срок займов — 30 лет.  

В настоящее  время основные государственные  долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, представлены:

государственными краткосрочными облигациями (сроком 3, 6 и 12 месяцев);

государственными  долгосрочными облигациями (сроком 30 лет);

облигациями внутреннего  государственного валютного займа;

казначейскими векселями и обязательствами.  

Агентом правительства  по выпуску государственных долговых обязательств является Министерство финансов РФ. Государственные ценные бумаги имеют льготы по налогообложению на доход и могут приниматься в зачет в качестве активов, направляемых в обязательные резервы банковских учреждений.  

Доход по государственным ценным бумагам инвесторы получают в ииде либо дисконта от номинальной цены, либо купонных выплат, либо того и другого (государственные долгосрочные облигации).  

Эмиссия облигаций  осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет регистрационный номер. Облигации одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав, имеют одинаковую дату погашения и регистрационный номер, присваиваемый Центральным банком РФ. Он же самостоятельно ведет реестр выпусков облигаций. 

Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.96 № 1009, осуществляется Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России, ранее ее полномочия осуществлялись Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). В соответствии с данными ей полномочиями ФСФР России (ФКЦБ России) разработаны ряд нормативных актов, регулирующих процедуру регистрации выпуска ценных бумаг. 

Во-первых, обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества закреплена законодательно. В ранее действовавшем Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91 № 78 (далее — Положение), была закреплена обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества. Так, в соответствии с пп. 7 и 8 Положения, ценные бумаги допускались к обращению на территории Российской Федерации только при условии их государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. В настоящее время требования о государственной регистрации выпуска ценных бумаг нашли свое отражение в Федеральном законе “О рынке ценных бумаг”.

В соответствии с абзацем седьмым ст. 18 этого закона эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению. Данное требование также закреплено в абзаце первом ст. 24 закона: “эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска”.

Во-вторых, в  соответствии с нормативными актами ФКЦБ России и ее региональные отделения  наделены правом обращения в суд  с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации (п. 19 ст. 42 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”). Данное право было, к примеру, реализовано Челябинским региональным отделением ФКЦБ России, которое обратилось с иском в арбитражный суд о ликвидации юридического лица в связи с тем, что не была осуществлена регистрация выпуска ценных бумаг акционерного общества. Дело рассматривалось в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. В мотивировочной части постановления федерального арбитражного суда Уральского округа (кассационная инстанция) было указано, что выпуск и размещение акций акционерного общества, созданного в июне 1996 г., подлежали обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иного правового акта. Суд счел, что действия, связанные с размещением уставного капитала в незарегистрированные акции, необходимо квалифицировать как совершенные с грубым нарушением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, что служит основанием для ликвидации юридического лица.

Таким образом, регистрация выпуска ценных бумаг  является необходимой и обязательной. Вместе с тем норм, запрещающих  государственную регистрацию выпуска  акций акционерных обществ, размещение которых произведено до выхода Федерального закона “О рынке ценных бумаг” и государственная регистрация которых не осуществлена, законодательство не содержит.

В-третьих, сформировалась судебная практика по вопросам выпуска  и обращения ценных бумаг. В частности, в Обзоре практики разрешения споров, связанных с размещением и обращением акций, приведенном в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 21.04.98 № 33, указано, что сделка по договору купли-продажи акций, совершенная до регистрации решения о выпуске акций, признается судом недействительной (ничтожной). Таким образом, можно сделать вывод, что если в акционерном обществе происходила смена участников путем заключения гражданско-правовых договоров, связанных с отчуждением ценных бумаг, и выпуск этих ценных бумаг не прошел государственную регистрацию, то участники акционерного общества могут понести убытки вследствие признания недействительными таких сделок судом.

Информация о работе Государственные ценные бумаги