Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:39, реферат
Государственные ценные бумаги — это долговые бумаги, эмитентом которых является государство. Надо отметить, что исторически сложилось так, что государство всегда выступало в качестве заемщика. Эти займы носили внутренний и внешний характер.
Государственные ценные бумаги — это долговые бумаги, эмитентом которых является государство. Надо отметить, что исторически сложилось так, что государство всегда выступало в качестве заемщика. Эти займы носили внутренний и внешний характер.
Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы достичь следующих целей:
погасить внешний долг;
финансировать текущий бюджетный дефицит;
погасить ранее размещенные займы;
обеспечить коммерческие банки ликвидными резервными активами;
финансировать
целевые программы, осуществляемые местными
органами самоуправления.
Государство вправе
не только выпускать собственные
ценные бумаги, но и давать гарантии
по долговым обязательствам, эмитируемым
различными учреждениями и организациями,
которые, по его мнению, заслуживают
государственной поддержки. Такие долговые
обязательства приобретают статус государственных
ценных бумаг.
Интерес к государственным
ценным бумагам практически во всех
странах связан с их высокой ликвидностью,
поэтому инвесторы не испытывают
затруднений при их реализации на вторичном
рынке.
Все долговые обязательства разделяются на:
наличные и безналичные;
документарные и бездокументарные;
гарантированные и доходные;
рыночные и нерыночные;
именные и на
предъявителя;
по срокам:
краткосрочные — до 1 года;
среднесрочные — от 1 года до 5 лет;
долгосрочные
— от 5 до 30 лет.
Максимальный
срок займов — 30 лет.
В настоящее время основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, представлены:
государственными краткосрочными облигациями (сроком 3, 6 и 12 месяцев);
государственными долгосрочными облигациями (сроком 30 лет);
облигациями внутреннего государственного валютного займа;
казначейскими
векселями и обязательствами.
Агентом правительства
по выпуску государственных долговых
обязательств является Министерство финансов
РФ. Государственные ценные бумаги имеют
льготы по налогообложению на доход и
могут приниматься в зачет в качестве
активов, направляемых в обязательные
резервы банковских учреждений.
Доход по государственным
ценным бумагам инвесторы получают в ииде
либо дисконта от номинальной цены, либо
купонных выплат, либо того и другого (государственные
долгосрочные облигации).
Эмиссия облигаций
осуществляется отдельными выпусками.
Каждый выпуск имеет регистрационный
номер. Облигации одного выпуска равны
между собой по объему предоставляемых
прав, имеют одинаковую дату погашения
и регистрационный номер, присваиваемый
Центральным банком РФ. Он же самостоятельно
ведет реестр выпусков облигаций.
Федеральным законом
“О рынке ценных бумаг” и Положением
о Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 01.07.96 № 1009, осуществляется
Федеральной службой по финансовым рынкам
(ФСФР России, ранее ее полномочия осуществлялись
Федеральной комиссией по рынку ценных
бумаг (ФКЦБ России). В соответствии с данными
ей полномочиями ФСФР России (ФКЦБ России)
разработаны ряд нормативных актов, регулирующих
процедуру регистрации выпуска ценных
бумаг.
Во-первых, обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества закреплена законодательно. В ранее действовавшем Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91 № 78 (далее — Положение), была закреплена обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества. Так, в соответствии с пп. 7 и 8 Положения, ценные бумаги допускались к обращению на территории Российской Федерации только при условии их государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. В настоящее время требования о государственной регистрации выпуска ценных бумаг нашли свое отражение в Федеральном законе “О рынке ценных бумаг”.
В соответствии с абзацем седьмым ст. 18 этого закона эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению. Данное требование также закреплено в абзаце первом ст. 24 закона: “эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска”.
Во-вторых, в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России и ее региональные отделения наделены правом обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации (п. 19 ст. 42 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”). Данное право было, к примеру, реализовано Челябинским региональным отделением ФКЦБ России, которое обратилось с иском в арбитражный суд о ликвидации юридического лица в связи с тем, что не была осуществлена регистрация выпуска ценных бумаг акционерного общества. Дело рассматривалось в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. В мотивировочной части постановления федерального арбитражного суда Уральского округа (кассационная инстанция) было указано, что выпуск и размещение акций акционерного общества, созданного в июне 1996 г., подлежали обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иного правового акта. Суд счел, что действия, связанные с размещением уставного капитала в незарегистрированные акции, необходимо квалифицировать как совершенные с грубым нарушением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, что служит основанием для ликвидации юридического лица.
Таким образом,
регистрация выпуска ценных бумаг
является необходимой и обязательной.
Вместе с тем норм, запрещающих
государственную регистрацию
В-третьих, сформировалась судебная практика по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг. В частности, в Обзоре практики разрешения споров, связанных с размещением и обращением акций, приведенном в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 21.04.98 № 33, указано, что сделка по договору купли-продажи акций, совершенная до регистрации решения о выпуске акций, признается судом недействительной (ничтожной). Таким образом, можно сделать вывод, что если в акционерном обществе происходила смена участников путем заключения гражданско-правовых договоров, связанных с отчуждением ценных бумаг, и выпуск этих ценных бумаг не прошел государственную регистрацию, то участники акционерного общества могут понести убытки вследствие признания недействительными таких сделок судом.