Автор: Елена Кутузова, 17 Ноября 2010 в 20:59, курсовая работа
В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть как осуществляется государственное регулирование финансов предприятий, какими органами оно осуществляется, что является объектом государственного регулирования финансов
При рассмотрении данного вопроса я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть как осуществляется государственное регулирование финансов предприятий.
2. Определить цели государственного регулирования финансов.
3. Обратить внимание на принципы государственного регулирования.
4. Изучить механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
5. Выделить объект государственного регулирования финансов.
6. Рассмотреть процесс регулирования финансов.
Введение…………………………………………………….……….……1
I.Понятие финансов предприятий
1.1. Понятие финансов предприятий их место в финансовой системе………………………………………………….…………….…...2
1.2. Функции финансов……………………………………………….….9
II. Государственное регулирование финансов организаций
2.1. Цели государственного регулирования финансов……………...11
2.2. Органы осуществляющие государственное регулирование финансов………………………………………………………………....11
2.3. Объект государственного регулирования финансов…………....12
2.4. Осуществление государственного регулирования финансов…..12
2.5. Основные направления государственного регулирования финансовой деятельности предприятия………………………………..16
III. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
3.1. Экономические методы………………………………………….…17
3.2. Административные методы………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………….23
18. Регулирование процедур банкротства и ликвидации предприятий. Законодательные и другие нормативные акты определяют понятие банкротства предприятия, порядок возбуждения ходатайства о признании предприятия банкротом и его рассмотрения арбитражным судом, условия и порядок объявления предприятия банкротом, а также финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве.
Характеризуя
базу финансовых правоотношений в целом,
следует отметить, что она далеко
не завершена и требует
5. Органы осуществляющие государственное регулирование финансов.
Практически все органы власти и их структурные и региональные подразделения так или иначе участвуют в государственном регулировании финансов. Однако ряд органов власти занимаются этим исключительно на профессиональной основе, к их числу в России относятся:
Часть полномочий по государственному регулированию финансов может быть делегировано или бесплатно вменено в обязанность хозяйствующим субъектам, например, удержание подоходного налога "у источника", или осуществление банками валютного контроля.
6. Объект государственного регулирования финансов.
Объектами государственного регулирования финансов являются:
- расширенного воспроизводства;
-
финансирования научно-
- освоения и внедрения новой техники;
- экономического стимулирования;
-
Расчетов с бюджетом и банками.
2. уставный капитал (фонд) основной источник собственных средств, за счет которого формируются основной и оборотный капитал. Его формирование зависит от организационно-правовой формы и регулируется ГК РФ. В бухгалтерском учете отражается на балансовом счете 80.
3. Эми́ссия це́нных бумаг — установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Этапы эмиссии ценных бумаг
Стандартная эмиссия ценных бумаг предполагает следующие этапы:
принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
государственную
регистрацию выпуска
размещение эмиссионных ценных бумаг (то есть передачу ценных бумаг первичным владельцам);
государственную
регистрацию отчета об итогах выпуска
эмиссионных ценных бумаг или
представление в регистрирующий
орган уведомления об итогах выпуска
эмиссионных ценных бумаг.
7. Осуществление государственного регулирования финансов.
Государственное регулирование осуществляется путем регламентации финансовой деятельности. Регламентация в принципе допустима, поскольку финансы - большей частью объективные взаимоотношения и вследствие этого хорошо поддаются упорядочению.
Рассмотрим пример. В древности, когда люди передвигались исключительно пешком в регулировании движения не было никакой необходимости, да это было и невозможно
На практике - это наименее регулируемая государством звено финансов.
Потом, когда человек, примерно шесть тысяч лет назад оседлал лошадь, начали складываться первые транспортные потоки, по которым впоследствии были проложены дороги, и одновременно появилась потребность в небольшом регулировании (кто едет, куда, зачем, а уплатил ли пошлину?), а также возможность это регулирование осуществлять, поскольку всадники ездили не только по полям-лесам, где им вздумается, но и по дорогам, где они тут же становились подконтрольны регулирующим органам.
Наконец с появлением автомобилей и строительством дорог, подавляющее большинство перевозок стало осуществляться по дорогам, а поскольку машина с них съехать, чаще всего не может, водители попали под полный контроль регулирующих органов в лице ГИБДД-ГАИ.
Аналогично формировалось государственное регулирование финансов. С повышением интенсивности финансовых взаимоотношений, в обществе складывались финансовые потоки, которые в целях облегчения расчетов переводились в безналичное обращение.
Потребность в безналичном обращении стимулировала создание новых видов бизнеса.
Так, постепенно образовались институты, обслуживающие финансовые потоки, в том числе в банковской сфере, страховании, на фондовом рынке.
Но как только финансовые взаимоотношения двух лиц передавались, полностью или частично, на оформление третьему (банку, реестродержателю), они автоматически становились доступными для регулирования.
Таким образом, можно констатировать, что с ростом интенсивности финансовых отношений возможность госрегулирования финансов только растет.
Государственное регулирование финансов заключается в основном в стимулировании возникновения вот этих самых "третьих лиц" и формировании правил их поведения. Для этого вводятся единообразные правила учета финансов и финансовые нормативы как для всех вновь учреждаемых компаний, так и отдельные - для банков, инвестиционных компаний и пр., предусматривается лицензирование отдельных видов деятельности на рынке ценных бумаг, в области страховой и банковской деятельности.
Основой для государственного регулирования финансами служит финансовая отчетность, в том числе бухгалтерская, статистическая и налоговая.
Особой формой сбора информации и даже регулирования служит так называемое "раскрытие информации" - процедура, согласно которой субъекты общества обязаны раскрывать общественности принципиальные моменты своей деятельности, в первую очередь в области финансов. Чем меньше у компании секретов, тем большего доверия она заслуживает.
Кроме того, госрегулирование может и должно стимулировать формирование этических норм в бизнесе и финансах - это всевозможные кодексы чести, принимаемые предпринимателями на добровольной основе.
Государственное регулирование финансов осуществляется, в основном, путем принятия законодательных и нормативных актов. Кроме того, возможно воздействие на финансовые потоки через устные (экспертные, официальные, неофициальные) высказывания высших должностных лиц.
Основные органы власти, осуществляющие оперативное и краткосрочное регулирование финансов, а также основные методы регулирования:
В 1910 году в Англии вышла книга Нормана Ангелла "Великая иллюзия", мгновенно ставшая бестселлером. В ней утверждалось, что коммерческая, сырьевая и технологическая взаимосвязь европейских стран делает войну между ними не только бессмысленной, но и практически невозможной. Вывод верный, при условии, что во внешнеэкономических связях участвуют большинство ведущих предпринимателей стран. В противном случае, при решении непростой дилеммы "начинать войну или нет", органы власти столкнутся с мощным давлением со стороны военно-промышленного комплекса, объективно заинтересованного в развязывании военных конфликтов. Предприятия ВПК -единственные хозяйствующие субъекты в экономике, для которых спровоцировать военный конфликт - естественный, а порой единственной действенный маркетинговый ход, способный не просто предоставить заказы, но и сохранить предприятие (если говорить точнее - его директорский корпус и акционеров).
Иллюзия,
созданная книгой, развеялась уже
через четыре года, когда более
влиятельные промышленные круги
как в России, так и в Германии
оказались заинтересованы именно в
обратном.
8. Основные направления государственного регулирования финансовой деятельности предприятия.
Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности
9. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Механизмом
государственного воздействия на предпринимательскую
деятельность являются экономические
(косвенные) и административные (прямые)
методы. Они должны использоваться в комплексе
при проведении фискальной, инвестиционной,
ценовой, амортизационной, денежно-кредитной
и др. политики таким образом, чтобы не
разрушить рыночные основы, не допустить
кризисных явлений.
9.1. Экономические методы.
Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:
- налоги;
- способы перераспределение доходов и ресурсов;
- ценообразование;
- государственная предпринимательская деятельность;
- кредитно-финансовые механизмы и др.
Более подробно я остановлюсь на таком методе, как налоги.
Общие
принципы построения налоговой системы
в Российской Федерации определяет
Закон “ Об основах налоговой
системы в Российской Федерации”.
Налоговая система Российской Федерации
включает в себя: - порядок установления
и отмены налогов и других платежей; - понятие
налога и другого платежа; - понятие плательщика
налога; - обязательность учета налогоплательщиков;
- понятие объекта налогообложения; - порядок
установления налоговых ставок, ставок
акцизов и таможенных пошлин; - порядок
распределения средств в бюджеты разного
уровня; - понятие льгот по налогам; - обязанности
налогоплательщиков и ответственность
налогоплательщиков за нарушение налогового
законодательства; - права налогоплательщиков;
- обязанности банков, кредитных учреждений
и предприятий; - виды налогов. Установление
и отмена налогов, боров, пошлин и других
платежей, а также льгот их плательщиком
осуществляется Верховным Советом Российской
Федерации и другими органами государственной
власти. Органы государственной власти
национально - государственных, национально-
и административно - территориальных образований
дополнительно льготы по налогообложению
могут предоставлять только в пределах
сумм налогов, зачисляемых в соответствии
с законодательством Российской Федерации
в их бюджеты. Под налогом, сбором, пошлиной
и другим платежом понимают обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня
или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиком в порядке и на условиях,
определяемых законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин
и других платежей взимаемых в установленном
порядке, образуют налоговую систему.
Плательщиками налогов являются юридические
лица, другие категории плательщиков и
физические лица, на которые в соответствии
с законодательными актами возложена
обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщик
подлежит в обязательном порядке постановке
на учет в органах Государственной налоговой
службы Российской Федерации. При этом
банке кредитные учреждения открывают
расчетные и иные счета налогоплательщика
только при предъявлении ими документа,
подтверждающего постановку на чет в налоговом
органе, и в пятидневный срок сообщают
в это орган об открытии указанных счетов.
За невыполнение указанных требований
на руководителей банков и кредитных учреждений
налагаются административные штрафы в
размере пятикратного установленного
законом размера минимальной месячной
оплаты труда. Объектами налогообложения
являются доходы (прибыть), стоимость определения
товаров, отдельные виды деятельности
налогоплательщиков, операции с ценными
бумагами, пользование природными ресурсами,
имущество юридических и физических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость
продукции, работ и услуг и другие объекты,
установленные законодательными актами.
Один и тот же объект может облагаться
налогом одного вида только один раз за
определенный законом период налогообложения.
Налоговые ставки, за исключением ставок
акцизов и таможенных пошлин, устанавливаются
Государственной Думой Российской Федерации
и другими органами государственной власти.
На отдельные виды и группы товаров, определяемые
Государственной Думой Российской Федерации,
ставки акцизов устанавливаются Правительством
Российской Федерации. Ставки таможенных
пошлин определяются в порядке, установленном
Законом Российской Федерации “О таможенном
тарифе”. По налогам могут устанавливаться
в порядке на условиях, определяемых, законодательными
актами, следующие льготы: - необлагаемый
минимум объекта налога; - изъятие их обложения
определенных элементов налога; - освобождение
от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков; - понижение налоговых ставок;
- вычет из налогового оклада (налогового
платежа за расчетный период); - целевые
налоговые льготы, включая налоговые кредиты
(отсрочку взимания налогов); - прочие налоговые
льготы. Запрещается предоставление налоговых
льгот, носящих индивидуальный характер,
если иное не установлено законодательными
актами Российской Федерации. Налоговой
системой предусмотрены обязанности налогоплательщиков:
- своевременно и в полном размере уплачивать
налоги; - вести бухгалтерский учет, составлять
отчеты о финансово-хозяйственной деятельности,
обеспечивая их сохранность не менее пяти
лет; - представлять налоговым органам
необходимые для исчисления и уплаты налогов
документы и сведения; - вносить исправления
в бухгалтерскую отчетность в размере
суммы сокрытого или заниженного дохода
(прибыли), выявленного проверками налоговых
органов; - в случае несогласия фактами,
изложенными в акте проверке, произведенной
налоговым органом, представлять в письменной
форме пояснения мотивов отказа от подписи
этого акта; - выполнять требования налогового
органа об установлении выявленных нарушений
законодательства о налогах; - в случае
ликвидации (реорганизации) юридического
лица по решению собственников (органа,
им уполномоченного) либо по решению суда
сообщать налоговым органам в десятидневный
срок о принятом решении по ликвидации
(реорганизации); - другие обязанности.
Обязанности налогоплательщика возникают
при наличии у него объекта налогообложения
и по основания, установленными законодательными
актами. На ряду с обязанностями налогоплательщик
имеет право: - пользоваться льготами по
налогам на основаниях и в порядке, установленном
законодательными актами; - представлять
налоговым органам документы, подтверждающие
право на льготы по налогам; - знакомиться
с актами проверок; - представлять налоговым
органам пояснения в исчислении и уплате
налогов и по актам проведенных проверок;
- в установленном законом порядке обжаловать
решения налоговых органов и действия
их должностных лиц и другие права, установленные
законодательными актами. Банки, кредитные
учреждения, биржи и иные предприятия
обязаны представлять соответствующим
налоговым органам данные о финансово-хозяйственных
операциях налогоплательщиков - клиентов
этих учреждений и предприятий за истекший
финансовый год в порядке, установленном
Министерством финансов Российской Федерации.
Банкам и кредитным учреждениям запрещается
задерживать исполнение поручений налогоплательщиков
на перечисление налогов в бюджет или
во внебюджетные фонды и использовать
неперечиленные суммы в качестве кредитных
ресурсов. В случае установления таких
фактов налоговый орган взыскивает полученный
этими учреждениями доход в федеральный
бюджет с привлечением руководителей
этих учреждений к административной ответственности
в виде штрафа в размере пятикратного
установленного законом размера минимальной
месячной оплаты труда. Компетенция органов
государственной власти и решение вопросов
о налогах определяется в соответствии
с Законом “О налоговой системе Российской
Федерации” и другими законодательными
актами. Органы государственной власти
всех уровней не в праве вводить дополнительные
налоги и обязательные отчисления, не
предусмотренные законодательством Российской
Федерации, рано как и повышать ставки
установленных налогов и налоговых платежей.
Указом Президента Российской Федерации
от 22 декабря 1993 года N 2268 было установлено,
что дополнительные налоги и боры субъектов
федерации, дополнительные местные налоги
и сборы, не предусмотренные законодательством
России, могут вводиться решениями органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации, местных органов государственной
власти до введения закона О федеральном
бюджете на 1994 год. Как отмечалось ранее
с принятием 11 марта 1997 года постановления
Президента “Вопросы государственной
налоговой службы Российской Федерации”
началась радикальная реорганизация государственной
налоговой службы. Предполагается упростить
налоговую систему, поскольку сейчас существует
более тысячи нормативных актов, имеющих
отношение к налогам. Это примерно 20 - 25
законов по отдельным видам налогов, несколько
десятков указов президента, более 900 инструкций
налоговой службы, телеграммы налоговой
службы и Министерства финансов. Инстинктивных
материалов чрезвычайно много, и некоторые
из них трактуют законы так, что их смысл
меняется на прямо противоположный. Поэтом
налоговую систему требуется упростить
свести к минимуму количество инструкций
налоговой службы и Министерства финансов.
В ходе реформы предполагается сократить
уровень налогообложения и одновременно
устранить льготы и расширить налоговую
базу. Налоговое бремя сегодня очень высоко,
и поэтому целые отрасли и отдельные компании
уходят от налогообложения с помощью различных
льгот. В результате проигрывают те, кто
честно выплачивает налоги в бюджет, поскольку
основное бремя накладывается именно
на них. Конечно, снизить его значительно
проще, нежели заставить платить налоги
те предприятия, которые сейчас пользуются
льготами. Налоговая реформа предполагает
сократить количество налогов и четко
определить, какие из них пойдут в федеральный
бюджет, а какие - в региональный, то есть
разделить ответственность между этими
уровнями.
Информация о работе Государственное регулирование за финансами предприятий