Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:13, научная работа

Описание работы

Государство выступает на рынке ценных бумаг двояко - в роли гаранта обеспечения законности данного вида деятельности и как самостоятельный ее участник-эмитент. Совмещение профессиональной и регулирующей деятельности государства на фондовом рынке - явление достаточно распространенное во всем мире, однако, в Казахстане в силу особой неразвитости остальных участников РЦБ, любой неосторожный шаг правительства способен привести к стагнации рынка в целом.

Работа содержит 1 файл

курс.docx

— 18.58 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Ибрагимов А.К.

 

Рынок ценных бумаг –  это взаимосвязанная с общей  государственной инвестиционной политикой  индустрия, обеспечивающая распределение  инвестиционных ресурсов с целью  максимально оперативного и эффективного использования, а также концентрации его в наиболее перспективных  отраслях экономики.                                    

Важнейшим условием успешного  функционирования рынка ценных бумаг  является эффективная система его  регулирования государством, охватывающая всех участников рынка и обеспечивающая осуществление ими своей деятельности в соответствии с установленными правилами. В мировой практике различают  две модели  государственного регулирования  рынка ценных бумаг:

1. Регулирование фондового рынка в основном сконцентрировано в государственных органах, а небольшая часть полномочий по контролю, надзору и установлению правил передается саморегулируемым организациям (СРО).

2. Другая модель предполагает больший объем полномочий СРО и сохранение за государственными органами основных контрольных функций и возможности вмешаться в процесс саморегулирования.

        Государство  выступает на рынке ценных  бумаг двояко - в роли гаранта обеспечения законности данного вида деятельности и как самостоятельный ее участник-эмитент. Совмещение профессиональной и регулирующей деятельности государства на фондовом рынке - явление достаточно распространенное во всем мире, однако, в Казахстане в силу особой неразвитости остальных участников РЦБ, любой неосторожный шаг правительства способен привести к стагнации рынка в целом.                      

        Известные  российские профессоры В.И.Колесников и В.С. Торкановский целью государственного регулирования определили обеспечение надежности и роста ценных бумаг, выработку национальной модели, которая, учитывая существующие в стране условия в наибольшей степени способствовала бы экономическому росту. При этом нельзя забывать об отрицательном опыте стран Азии, где, по мнению аналитиков, "главной причиной возникновения кризиса явилось то, что в этих странах не был проведен тщательный анализ новых явлений и процессов, происходящих у себя в стране и в мире в 90-х годах в результате экономической глобализации, не было обращено внимание на их причинно-следственную связь." В мировой практике государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого и косвенного вмешательства уполномоченных органов в его функционирование. К основным направлениям прямого вмешательства относится весь комплекс законотворческой деятельности представительных органов и органов исполнительной власти по проблемам рынка ценных бумаг.

        Задачи  развития рынка ценных бумаг  носят стратегический характер  и должны решаться комплексно. При их решении необходимо  учитывать особенности рынка  ценных бумаг как одного из основных механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в народном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей государственного регулирования, от решения которого зависит само существование рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку. Основной стратегической задачей всей системы государственного регулирования рынка является формирование обеспечение неукоснительного соблюдения таких правил деятельности всех субъектов, при которых рынок ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономические функции – мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.

         Направляющая и регулирующая  роль в деятельности финансовых  институтов, функционирующих на  рынке ценных бумаг, отведена  государственным органам. В РК  такими органами являются Национальный  банк Республики Казахстан и  Министерство финансов.

         В связи с упразднением в соответствии с Указом Президента РК от 12 апреля 2010 года №25 Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в соответствии с Указом Президента РК от 18 апреля 2011 года №61 был образован Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан (далее – Комитет).

         Нацбанк РК выполняет своеобразную роль на рынке ценных бумаг, выступая одновременно и его профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами, и государственным органом регулирования рынка ценных бумаг:1. Являясь, по сути, агентом государства по размещению государственных займов, вправе по согласованию с Минфином РК участвовать в регулировании обращения госзаймов, а также покупать и продавать ценные бумаги, выпущенные правительством РК.2. Выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными видами государственных ценных бумаг.3. В установленном порядке проводит обязательную экспертизу проспектов эмиссий ценных бумаг акционерных банков до их регистрации в НКЦБ.

         Помимо перечисленных организаций  имеется огромный перечень субъектов  государственного регулирования  рынка ценных бумаг, которые  активно принимают участие в  общей программе становления  и развития рынка ценных бумаг  Казахстана.

         Необходимо еще раз подчеркнуть,  что основная задача государственного  регулирования состоит в предоставлении  отечественным финансовым институтам  вариантов эффективного размещения  капитала. По своей структуре  этот капитал достаточно велик,  но рассеян среди большого  количества небольших компаний, что значительно затрудняет его  использование в производственных  целях. Кроме того, в условиях  кризисной экономики эта задача  усложнилась отсутствием в Казахстане  институциональных и откровенной  пассивностью частных инвесторов. В связи с этим Правительством  было предпринято ряд шагов,  направленных на реформирование  существовавшей системы собственности и создание институциональных инвесторов в лице пенсионных фондов, инвестиционных фондов и банков и страховых организаций. Причем планировалось, что подобные инвесторы должны иметь дело преимущественно с государственными ценными бумагами.

         Рынок ценных бумаг как часть  финансового рынка страны жизненно  необходим для развития производства, но в то же время невозможно  существование эффективного фондового  рынка без наличия определенного  количества достаточно ликвидных предприятий. Поэтому в проведении реформ нельзя отделять финансовую сферу от производства, интересы государства от интересов компаний и т.д. Только при осуществлении взаимосвязанного продуманного регулирования, нацеленного прежде всего на создание условий для эффективной деятельности инвесторов возможно появление в Казахстане действительно развитого рынка ценных бумаг.

         Обобщая вышеизложенное, можно сделать  вывод, что важная роль государственного  регулирования фондового рынка  в разных странах мира, обусловлена  необходимостью обеспечения единства  фондового рынка, надзора над  финансовым состоянием инвестиционных  институтов и защиты прав инвесторов. Кроме того, эффективное государственное  регулирование способствует в  целом успешному развитию фондового  рынка. Для этого оно должно  способствовать выполнению данным  рынком своей важнейшей функции,  которой является перераспределение  денежных средств для обеспечения развития экономики. Для этого, прежде всего, требуется разрабатываемая  государством законодательная база, нормы функционирования и концепция развития фондового рынка. Помимо этого, государству следует иметь возможность применять санкции за нарушение установленных норм на рынке ценных бумаг, стимулировать конкуренцию на рынке ценных бумаг.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Колесников В.И. , Торкановский В.С. // Ценные бумаги: Учебник, Москва: «Финансы и Статистика», 1999

2. Указ Президента Республики Казахстан от 12 апреля 2011 года №25

3. Ахтямов Р. От концепции к реальности // Рынок ценных бумаг, 2000

4. Сайт Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан www.afn.kz


Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг