Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:11, реферат
Целью финансового контроля является укрепление финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина достигается путем соблюдения:
• требований федерального законодательства и законодательства РФ, нормативных правовых актов местного самоуправления;
• требований, основанных на законе подзаконных нормативных правовых актов;
По результатам проверок подготавливает заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период и на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, а также осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год [12].
Таким образом, в течение каждого года Счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет – прошлого, текущего и будущего. Бюджет прошлого года находится в стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля [5, стр. 112]. Рассмотрим эти этапы более подробно.
В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в проект бюджета на очередной год, проходят экспертную проверку. Они сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов и расходов, внешних и внутренних заимствований. Учитывается информация о социально-экономическом положении страны, прогнозы развития экономики в целом, отдельных отраслей и регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения:
• соответствие законопроекта Бюджетному кодексу и другим нормативным актам;
• основные характеристики бюджета и его особенности;
• государственный долг и заимствования, обслуживание и погашение долговых обязательств;
• взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней и внебюджетными фондами и т.д.
Счетная палата может также вносить предложения по корректировке различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.
Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение года. Счетная палата проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса [5].
На основе данных оперативного контроля Счетная палата составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета.
После окончания финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Для этого создается специальная рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счета казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.
По результатам комплексной ревизии составляются первичные акты и сводный акт. На этой основе Счетная палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.
Кроме того, Счетная палата проводит экспертизу проектов [5, стр. 113]:
• законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;
• международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
• программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.
По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения.
Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.
Информационная деятельность
Один из важнейших признаков гражданского общества – гласность. Этот принцип заложен и в законе о Счетной палате, где говорится, что палата действует на основе принципа гласности и регулярно информирует о своей деятельности средства массовой информации. По степени информационной открытости, доступности для представителей СМИ Счетная палата России прочно входит в первую пятерку российских федеральных структур. Практически ежедневно в СМИ передаются оперативные пресс-релизы, посвященные текущей деятельности контрольного органа, итогам очередного заседания Коллегии. Регулярно проводятся пресс-конференции. Результат реализации принципа гласности – влияние Счетной палаты на формирование открытого информационного пространства в России. Ежемесячно выпускается официальное издание – "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации", в котором публикуются отчеты о проведенных контрольных мероприятиях.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ
В 2010 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетного послания Президента Российской Федерации. Приоритетами в деятельности Счетной палаты являлись обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов и устранение системных причин коррупции при одновременном сокращении административного давления на экономику [12].
Впервые Счетной палатой проведен анализ сбалансированности ресурсного обеспечения основных направлений социально-экономической политики в субъектах Российской Федерации в условиях внедрения стратегического планирования. Основное внимание уделялось анализу результативности и эффективности приоритетных национальных проектов, крупнейших инвестиционных проектов и программ, реализуемых с привлечением бюджетных средств, эффективности налогового, таможенного и бюджетного законодательства. В соответствии с задачами и функциями Счетной палаты, определенными законодательством Российской Федерации, деятельность Счетной палаты была направлена на:
повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы;
предотвращение и выявление нарушений и злоупотреблений при использовании средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также государственной собственности;
более активное использование современных методов контроля, обеспечивающих осуществление аудита эффективности и стратегического аудита, позволяющих дать оценку эффективности применения государственных ресурсов, направляемых на достижение стратегических целей;
дальнейшее развитие методологии контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование [12].
Важнейшими в 2010 году стали мероприятия, проводимые в целях пресечения финансовых нарушений, особенно при необходимости обеспечения действенного контроля за использованием средств государственной поддержки экономики в период финансово-экономического кризиса. В таких условиях повышение эффективности государственного контроля приобретает особую актуальность.
Одной из задач, которую решала Счетная палата, стало обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств в рамках комплекса государственных антикризисных мер. Комплекс антикризисных мероприятий тесно увязан с мероприятиями антикоррупционной направленности. В дальнейшем Счетная палата планирует разработать методику и проводить на регулярной основе аудит эффективности расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Национального плана противодействия коррупции. Это создаст основу для организации мониторинга и аудита результативности антикоррупционной политики государства.
Счетная палата активно выстраивает механизмы обеспечения контроля за реализацией программ, ориентированных на инновационное развитие российской экономики, эффективностью и результативностью использования бюджетных средств на создание инфраструктуры наноиндустрии, особых экономических зон технико-внедренческого типа, а также за развитием кадрового потенциала системы высшего профессионального образования и науки.
Примером контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой в данной области может служить проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», результаты которой изложены в отчете аудитора Счетной палаты С.А.Агапцова, опубликованном в Бюллетене Счетной палаты (Приложение 5, выдержка из Отчета).
В ходе этой проверки были выявлены нарушения в части нецелевого использования средств бюджета при заключении контрактов, отсутствия регламентирующих деятельность документов, несоответствия отчетных данных и первичных документов в части объема использованных средств, нарушения ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.05г., Постановления Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества» и т.д.
Как результат данной проверки, принято решение направить представление Счетной палаты Министерству образования и науки Российской Федерации с предложениями принять меры по устранению нарушений и недостатков, допущенных при реализации федеральной целевой программы, направить информационное письмо Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину., направить отчет о результатах проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Помимо обычных документарных ревизий Счетная палата отдельно анализирует уровень администрирования основных доходов бюджета, целесообразность наиболее крупных госрасходов, внешних и внутренних заимствований. Оценивает их вклад в реализацию стратегических целей государства, в экономический рост страны. Доносит свои оценки до президента, правительства и Федерального Собрания. Уже несколько лет Счетная палата осуществляет и стратегический аудит результатов крупных государственных программ и системных реформ, инвестиционной, структурной, налоговой и социальной политики государства в целом.
За время существования Счетной палаты РФ, ей удалось добиться множества положительных результатов: создать единую систему предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения федерального бюджета. Счетная Палата отслеживает деятельность нескольких десятков министерств и ведомств - распорядителей бюджетных средств и госсобственности (Приложении 4).
В 2010 году Счетная палата провела 501 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, в том числе 371 контрольное мероприятие и 130 экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 1154 объекта в 81 субъекте Российской Федерации. По поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы проведено 33 контрольных мероприятия, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации – 20 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 13 мероприятий. В 2010 году нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 483,9 млрд. рублей. Наибольшая доля выявленных нарушений связана с неисполнением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (367 млрд. рублей, или 75,8 % общей суммы). [12]
Перед Счетной палатой стоит целый ряд первостепенных задач. Это прежде всего стратегические задачи, в том числе модернизация и технологическое перевооружение экономики, кардинальное повышение эффективности расходов федерального бюджета, управление государственным имуществом, борьба с коррупцией. (Приложение)
Для решения этих задач Счетной палате необходимо применять современные методы аудита, новые технологические решения. Государственный аудит выступает «дознавателем» эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности».
По словам Председателя Счетной палаты С.В. Степашина: «Эффективное и правильное функционирование системы государственного аудита как части механизма общественного контроля требует достаточно высокого уровня развития гражданского общества и совершенно иного уровня социальной активности и ответственности людей - как обычных граждан, так и лиц, занимающих государственные посты. Исходя из этого, государственный аудит считает своей важнейшей задачей не только разъяснение объективной необходимости общественного контроля за бюрократией, но и создание практических инструментов для обеспечения сознательного участия граждан в управлении общественными финансами и другими национальными ресурсами. С этой точки зрения государственный аудит является наукой социального оптимизма, поскольку он видит своим конечным «потребителем» не столько профессиональных политиков, сколько простых избирателей, налогоплательщиков, обладающих активной гражданской позицией».
Не менее важной является проблема контроля за региональными отделениями Счетной палаты. По словам Степашина во многих муниципалитетах системы внешнего финансового контроля практически нет, в итоге объем финансовых нарушений там «зашкаливает за десятки миллиардов рублей».
Для решения данной проблемы в Госдуму был внесен законопроект «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Предполагается, что все региональные и муниципальные счетные палаты будут бороться с нарушителями бюджетной дисциплины на местах по единым принципам, а также обретут независимость от проверяемых ими региональных и местных органов власти.
Сложившаяся практика государственного финансового контроля, накопленный Счетной палатой опыт организации и осуществления контроля за формированием и исполнением федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности и управлением ею позволяют сделать вывод о необходимости определения правового статуса внешнего и внутреннего финансового контроля, создания единых правовых и методологических основ целостной системы государственного финансового контроля.