Функции и операции коммерческих банков РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:58, реферат

Описание работы

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Данная тема весьма актуальна в настоящее время. Система коммерческих банков развивается, стремительно набирая обороты. Коммерческие банки занимают свое место в экономике и играют особую роль в процессе функционирования народного хозяйства.
Целью данной работы является углубленное изучение такого института как коммерческие банки.

Содержание

Введение 3
1. Сущность коммерческих банков в РФ. 6
2. Функции коммерческих банков Российской Федерации. 13
3. Структура основных операций коммерческого банка РФ. 17
Заключение. 29
Список использованной литературы. 33

Работа содержит 1 файл

Реферат по теме Сущность госбюджета и его роль в социальных процессах - копия.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Инвестиционные операции - операции по инвестированию банком своих  средств в ценные бумаги и паи  небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещенные в виде срочных вкладов в других кредитных организациях. Особенность инвестиционных операций коммерческого банка от кредитных операций заключается в том, что инициатива проведения первых исходит от самого банка, а не его клиента. Это инвестиционная деятельность самого банка.

Фондовые операции - операции с ценными бумагами (помимо инвестиционных). К фондовым операциям относятся:

- операции с векселями  (учетные и переучетные операции, операции по протесту векселей, по инкассированию, домицилированию, акцепту, индоссированию векселей, по выдаче вексельных поручений, хранению векселей, продаже их на аукционе);

- операции с ценными  бумагами, котирующимися на фондовых  биржах.

Гарантийные операции - операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий; приносят банкам доход также в виде комиссионных.

Кроме того, активные операции банков делятся в зависимости  от:

- степени рискованности  на: рисковые и риск-нейтральные;

- характера (направлений)  размещения средств на:  первичные  (операции, связанные с размещением  средств на корреспондентском  счете, в кассе, с выдачей  ссуд клиентам, другим банкам, некоторые  иные операции), вторичные (операции, связанные с отчислениями средств в резервный и страховой фонды) и инвестиционные (операции по вложению средств банка в собственный портфель ценных бумаг, в основные фонды, по участию в хозяйственной деятельности других предприятий и организаций);

- уровня доходности  на:  операции, приносящие доход (высокодоходные и низкодоходные, приносящие доход стабильный или нестабильный) и не приносящие дохода (к последним можно отнести операции с наличностью, по корреспондентскому счету, по отчислению средств в резервный фонд Центрального банка РФ, выдаче беспроцентных ссуд, пролонгированию и отсрочке ссуд, когда проценты за пользование ссудами не уплачиваются).

3. Активно-пассивные операции  банков - комиссионные, посреднические  операции, выполняемые банками по  поручению клиентов за определенную плату - комиссию.

Комиссионные операции - операции, осуществляемые банками  по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в  виде комиссионного вознаграждения.

К данной категории операций относятся:

- операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);

- переводные операции;

- торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для  клиентов ценных бумаг, драгоценных  металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

- доверительные (трастовые)  операции;

- операции по предоставлению  клиентам юридических и иных  услуг. Особое внимание при  проведении доверительных операций  банки уделяют счетам клиентов  в иностранных валютах. 

Наконец, все операции банка делят на:

- ликвидные и неликвидные; 

- операции в рублевом  и валютном выражении; 

- регулярные (совершаемые  банком периодически, постоянно  воспроизводимые им) и иррегулярные (носящие для банка случайный,  эпизодический характер);

- балансовые и забалансовые.

Термином «забалансовые  операции» обозначается широкий  круг операций, которые, как правило, не отражаются в официально публикуемых  банковских балансах или даются под  чертой в разделе «контр-счетов» («забалансовых» счетов). Забалансовые операции могут проводиться банками как с целью привлечения средств (пассивные операции), так и их размещения (активные). Кроме того, если банки проводят забалансовые операции за определенное вознаграждение (комиссию) по поручению клиента, то их относят к активно-пассивным операциям или банковским услугам.

Особенность забалансовых операций состоит в том, что значительная их часть представляет собой обязательство  банка совершить активную (реже - пассивную) операцию при наступлении (возникновении) определенных, заранее оговоренных условий. Таким образом, особенностью большей части забалансовых операций является их условный характер, поэтому они часто называются условными обязательствами.

В отечественной экономической  литературе нередко не делают различий между понятиями операции и услуги банка. Именно группу активно-пассивных операций банков обычно называют услугами. При этом распространено определение банковских услуг как «массовых операций». Однако из такого определения не ясно, чем услуги отличаются от банковских операций. Между тем о банковских услугах речь может идти лишь в рамках взаимоотношений «клиент - банк». Именно наличие клиента и позволяет рассматривать операции банка как его услуги.

Различают расчетные  услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие.

Таким образом, банковской услугой является одна или несколько  операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента.

Кроме того, услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента  в пользу последнего за определенную плату. К основным характеристикам банковской услуги относятся:

· нематериальная сущность услуг;

· продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;

· проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;

· автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;

· система сбыта (предоставления банковских операций и услуг) эксклюзивна  и интегрирована, поскольку все  филиалы одного банка выполняют  одинаковый набор банковских операций и услуг.

Современный уровень  развития производительных сил требует  от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим  клиентам - промышленным, торговым и  иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень. Этот уровень предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами.

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что  постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков.

Еще несколько лет  тому назад отечественные банки  не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие  понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др.

Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. Постепенно, однако, новейшие технологии и новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.

Основной для предложения  выхода с банковской услугой на рынок, должна быть стратегия и политика банка, разработанная на основе информационных и аналитических материалов подготовленных маркетинговым подразделением. Стратегия и политика банка формализуется в планы по разработке, предоставлению, и продаже конкретных банковских услуг. Стратегия расширения контролируемых рыночных сегментов предполагает планирование увеличения объема продаж существующих услуг на уже завоеванных рынках. Планирование банковских услуг - это непрерывный процесс принятия решений по всем аспектам разработки и предоставления банковских услуг. Для его осуществления имеются следующие возможности:

- использовать слабые  стороны банковских услуг, предоставляемых  конкурентами;

- убедить потенциальных  потребителей воспользоваться предлагаемой  услугой именно данного банка и привлечь новых клиентов;

- предложить дополнительные  услуги, связанные с приобретением,  предоставлением и сервисом собственных  услуг.

Стратегия развития услуги основана на научной и практической работе по совершенствованию уже  предоставляемых услуг, расширении их модификаций и способов предоставления, что улучшает их потребительские свойства, для этого:

1. Производится позиционирование  банковской услуги. Это означает  определение особенностей, характерных  черт вновь разрабатываемых услуг в отличие от действующих, от услуг-аналогов или услуг-заменителей. Позиционирование позволяет выявить сильные и слабые стороны конкретной услуги на определенном рыночном сегменте.

2. Определяется ассортиментная  политика банка, то есть оптимальный  набор предоставляемых услуг, обеспечивающих эффективную деятельность банка на основе:

- товарной дифференциации, то есть выделения собственных  услуг, отличных от услуг конкурентов,  обеспечивая для них отдельные  ниши спроса. Товарной диверсификации, в основном, придерживаются универсальные банки.

- узкая товарная специализация  (концентрация деятельности банка  на предоставлении определенных  банковских услуг).

Иными словами, банк должен быть ориентирован на определенные цели своей деятельности, такие как  расширение своих внутренних и внешних рынков; извлечение максимально возможной прибыли от предоставления традиционных услуг и оптимальная диверсификация (товарная и рыночная).

Заключение.

Коммерческие банки  – это специфические предприятия, специализирующиеся на посреднической деятельности, связанной, с одной стороны, с покупкой ресурсов, а с другой – их продажей нуждающимся предприятиям, организациям и населению. В этих условиях для банков оказываются одинаково важными как активные, так и пассивные операции. От пассивных операций зависит размер банковских ресурсов и, следовательно, масштабы деятельности коммерческих банков.

Формирование ресурсной  базы, включающее в себя не только привлечение  новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной  частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка.

Управление ресурсами банков означает не только размещение и привлечение денежных средств, но и определение оптимальной структуры источников образования для конкретного банка. Коммерческий банк должен поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными средствами.

Основное место в  ресурсах банка занимают привлеченные депозиты, расчетные и текущие  счета. На долю привлеченных средств  приходится около 75% средств в большинстве  коммерческих банков.

Коммерческие банки  составляют основу современной банковской системы, которая, согласно действующему законодательству, включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Банк России является центральным банком Российской Федерации. Его уставный капитал (в размере 3 млрд руб.) и иное имущество находятся в федеральной собственности. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Он выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования, надзора и одновременно является расчетным центром банковской системы.

Кредитная организация  — это юридическое лицо, которое  для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.

Банк России в настоящее  время владеет контрольным пакетом  акций Сберегательного банка  Российской Федерации. РФФИ имеет контрольные  пакеты Российского банка развития, и Росэксимбанка.

Банки с иностранным участием — это банки, в уставном капитале которых определенная доля принадлежит нерезидентам — юридическим и физическим лицам.

Основными функциями  банков считаются:

1. аккумуляция и мобилизация  денежного капитала

2. посредничество в  кредите

3. проведение расчетов  и платежей в хозяйстве

4. создание платежных  средств

5. организация выпуска  и размещения ценных бумаг

6. консультационное обслуживание  клиентов

Операции коммерческого  банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. В соответствии с российским банковским законодательством коммерческие банки помимо основных банковских операций вправе производить следующие сделки:

1) выдачу поручительств  за третьих лиц, предусматривающих  исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права  требования от третьих лиц  исполнения обязательств в денежной  форме;

3) доверительное управление  денежными средствами и иным  имуществом по договору с физическими  и юридическими лицами;

4) осуществление операций  с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в  аренду физическим и юридическим  лицам специальных помещений  или находящихся в них сейфов  для хранения документов и  ценностей;

Информация о работе Функции и операции коммерческих банков РФ