Функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 13:22, реферат

Описание работы

Финансы (фр. finance от лат. financia – доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Содержание

1. Функции финансов как проявление их сущности……………………3
2. Характерные черты финансов материального производства……….6
3. Виды пенсий. Характеристика трудовых и социальных пенсий……9
4. Государственные внебюджетные фонды: специфические
признаки; факторы, обусловливающие необходимость
создания внебюджетных фондов; классификация по
функциональному назначению и уровням управления……………..12
Список литературы……………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

функции финансов. Виды пенсий.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

       Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца. Основные виды пенсий:

       1) по старости;

       2) по инвалидности;

       3) за выслугу лет;

       4) по случаю потери кормильца.

       Некоторым категориям граждан выплачиваются  так называемые социальные пенсии.

       Основные  виды пособий:

       1) по временной нетрудоспособности;

       2) по беременности и родам;

       3) при рождении ребенка;

       4) по уходу за ребенком;

       5) на детей военнослужащих срочной  службы;

       6) по безработице;

       7) ритуальные [5]

       В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают государственные пенсии.  Основным содержанием разрабатываемой реформы пенсионной системы в РФ является концепция выплаты пенсий на основе накопительных принципов финансирования. Намечается установление трех уровней пенсий:

       1) накопительные пенсии, выплачиваемые лицам, работавшим по найму, за счет отчислений от их заработной платы в течение трудовой деятельности, а также процентов, начисляемых организациями, осуществляющими хранение этих отчислений и использующих их в своем обороте;

       2) социальные пенсии, выплачиваемые за счет общих налогов лицам, не накопившим необходимые средства на выплату им пенсий и не имеющим средств к существованию;

       3) дополнительные пенсии, выплачиваемые за счет средств, взимаемых с отдельных категорий работодателей или внесенных добровольно работодателями и работниками.

       Пенсии  по старости занимают главное место в расходах Пенсионного фонда. Назначаются они мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – при достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним пенсия по старости назначается: мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – 50 лет и при общем трудовом стаже, указанном выше [5].

       Пенсии  по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от степени потери трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности, размера заработка.

       Пенсии  по случаю потери кормильца назначаются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.

       Пенсия  за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой другой профессиональной деятельностью (моряки, учителя, врачи, артисты и др.).

       Социальная  пенсия назначается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Она может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

       Пособие по временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, рабочим и служащим выдается в размере 100% заработка, независимо от непрерывного стажа работы.

       В других случаях наступления нетрудоспособности пособие выдается в зависимости  от непрерывного стажа работы: при  стаже до трех лет – 50%, от трех до пяти лет – 60%, от пяти до восьми и свыше восьми лет 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка, независимо от стажа непрерывной работы [4].

       В размере 100% заработка и независимо от стажа работы пособие выдается работающим инвалидам Отечественной войны и лицам, приравненным к ним. 
 
 
 
 
 
 

4. Государственные  внебюджетные фонды:  специфические     признаки; факторы,  обусловливающие  необходимость создания  внебюджетных фондов; классификация по    функциональному  назначению и уровням управления 

       Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных  или региональных (местных) органов  власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

       Внебюджетные  фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий [5].

       Их  появление произошло задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства  – бюджета – в виде специальных  фондов и особых счетов. С расширением  деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей.

       Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали свое существование. В связи с эти количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема специальных фондов.

       Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других – недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом становится законом, обязательным к исполнению.

       В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объемов таких фондов объясняется рядом причин:

       1) у органов государственной власти  появляются дополнительные средства  для вмешательства в хозяйственную  жизнь и финансовой поддержки  предпринимательства, особенно в  условиях нестабильной экономики;

       2) будучи автономными от бюджета,  эти фонды предназначались для  решения новых важных задач., которые  требуют особого внимания со  стороны государства. Именно появление  внебюджетных фондов со строго  целевым использованием средств  обеспечивает более эффективный государственный контроль;

       3) внебюджетные фонды могут при  определенных условиях, т. е. при  наличии активного сальдо, использоваться  для покрытия бюджетного дефицита  через механизм кредита [2].

       Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:

       1) выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

       2) формирование внебюджетного фонда  с собственными источниками доходов.

       Внебюджетные  специальные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

       Материальным  источником внебюджетных фондов, как  и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

       Главными  методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов являются:

       1) специальные налоги и сборы;

       2) средства из бюджета и займы.

       Основной  метод – специальные налоги и  сборы, установленные законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и регионального (местных) бюджетов.

       Средства  из бюджетов поступают в форме  безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать  и заемные средства [3].

       Разнообразие  внебюджетных фондов определяет сложные  многоступенчатые связи, возникающие  между самими внебюджетными фондами, внебюджетными фондами и другими  звеньями финансовой системы. Различают  односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

       При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от других финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетные фонды перечисляют часть своих ресурсов другим финансовым звеньям.

       При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

       При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно взаимодействует с разными финансовыми звеньями, т. е. денежные средства движутся в разных направлениях между ними.

       Главная причина возникновения внебюджетных фондов – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

       Перед внебюджетными органами стоят важные задачи:

       1) обеспечить дополнительными ресурсами  приоритетные сферы экономики  (например, фонды НИОКР, экологические  фонды и др.);

       2) расширить социальные услуги  населению с помощью различных  специальных фондов.

       Внебюджетные  фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными  и изъятию не подлежат. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

       По  экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы:

       1) социальные фонды, к которым относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.;

       2) экономический фонды: дорожные, НИОКР и др.

       В зависимости от правового статуса  различают внебюджетные фонды:

       1) находящиеся в собственности  федеральной власти – федеральные фонды;

       2) создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления – региональные фонды [5]. 

Список  литературы 

      1. Деева А.И. Финансы: Учебное  пособие. - М.:Экзамен,2002.-320с.

      2. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001.-564с.

      3. Павлова Л.Н. Финансы предприятий:  Учебник для вузов.-М.:Финансы,ЮНИТИ,1998.-687с.

Информация о работе Функции финансов