Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:09, реферат
1. Понятие термина функции финансов. Распределительная функция финансов, ее содержание
2. Контрольная функция финансов, ее содержание и взаимосвязь с распределительной функцией
3. Дискуссионные вопросы функций финансов
При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция финансов и вне ее контрольная функция не существует, поскольку нет объекта контроля. Среди многообразия денежных отношений, выражающих сущность финансов, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем и использованием фондов денежных средств. Например, открытие бюджетного финансирования обслуживается финансами в распределительной функции. Но все эти факторы составляют основу контроля. Отсюда следует специфика контрольной функции – контрольная функция является производной распределительной функции [11, c. 91–92].
Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая выражает финансовые показатели.
Реализуется контрольная функция финансов с помощью стоимостных показателей, используемых для измерения и оценки различных экономических процессов. Поскольку чистый доход является основным источником расширенного воспроизводства всех элементов совокупного общественного продукта, то объектом контроля является показатель себестоимости производства, выступающий денежным выражением затрат живого и овеществленного труда. Особенность этого показателя – в способности сигнализировать о состоянии воспроизводственного процесса на любой его фазе и соответственно в возможности его использования в качестве средства контроля. Объектом контроля являются нормы текущих расходов на содержание учреждений просвещения, здравоохранения, культуры, науки и т. д.
Через обобщенные финансовые показатели, такие, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондоотдача и др., которые в синтезированном виде отражают различные стороны финансово–хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микроуровне, так и на макроуровне. Так, выручка от реализации товаров и услуг отражает в денежном выражении объем, ассортимент и качество продукции, изменение которых обязательно скажется на величине выручки. Поэтому с помощью выручки можно контролировать ритмичность процесса производства и реализации продукции, своевременность расчетов, сравнение результатов работы однородных предприятий и т. д.
Роль контрольной функции финансов в воспроизводственном процессе может быть реализована и связана с состоянием финансовой дисциплины, соблюдением установленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств. Финансовая дисциплина основана на соблюдении государственной задолженности с применением к ее нарушителям финансовых санкций.
Контрольная функция финансов реализуется в процессе практической деятельности через осуществление финансового контроля, рассматривая его как форму проявления и специального использования контрольной функции финансов.
Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом налоговой службой, внебюджетными фондами, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.
Финансовый контроль на практике осуществляется через деятельность финансовых органов, налоговых служб.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно–технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д. [2, с. 21–22].
Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро–, так и на макроуровне. Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством.
Финансовый контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит).
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.
Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданной экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.
Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.
В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно–ревизионное управление и его органы на местах. Основными задачами Главного контрольно–ревизионного управления являются:
Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
Контрольную функцию финансов следует рассматривать в двух направлениях: функция финансов как общественных отношений; функция финансовых органов.
Контрольная функция финансов как общественных отношений выражается в контроле рублем, т. е. в контроле, осуществляемом посредством реального оборота денег: оплата или неоплата счетов; предоставление кредита, отказ в кредите или досрочное взыскание его; финансирование, прекращение финансирования или отказ в финансировании; применение денежных поощрений и санкций.
Контрольная функция финансов заключается прежде всего в проверке правильности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Финансовые показатели работы (себестоимость, прибыль, рентабельность и т. д.) концентрированно отражают все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Производительность труда, расходование сырья, материалов, кормов, использование машин и земли, наличие потерь, высокое или низкое качество продукции – все это в конечном счете скажется на величине прибыли или убытков, себестоимости продукции и уровне рентабельности.
Руководители
хозяйств, бухгалтеры, экономисты и другие
специалисты должны систематически проверять
затраты на производство, следить за тем,
как складывается себестоимость продукции,
какова рентабельность отраслей и эффективность
проводимых мероприятий, сопоставлять
фактические финансовые показатели с
планом, с прошлогодними данными. Отсутствие
средств на оплату труда, покупку кормов,
горючего, невыполнение финансовых обязательств
перед другими предприятиями, государственным
бюджетом и банком свидетельствуют о том,
что в деятельности предприятия есть какие–то
недостатки. Это своего рода сигналы, призывающие
разобраться в причинах финансового расстройства
и разработать соответствующие мероприятия
по улучшению финансового состояния колхоза
или совхоза.
В сельском хозяйстве работа предприятий
оценивается также и по натуральным показателям
– по выходу продукции с 1 га сельхозугодий.
Но эти показатели дают только одностороннее
представление о положении дела в хозяйствах.
Они не отражают эффективности затрат труда,
материалов и денежных средств на единицу продукции и
не дают возможности оценить те или иные
хозяйственные мероприятия. Финансы же
позволяют более глубоко изучить различные
стороны деятельности
На рубеже 1980 – 90–х годов с началом формирования в Республике Беларусь рыночных отношений контрольная функция финансов существенно усложнилась. Появились новые формы собственности, осуществилась широкая приватизация, повсеместная коммерциализация, возникли принципиально новые организационно–правовые формы предпринимательства, произошли глубокие институциональные преобразования в законодательстве и нормативно–правовых актах, формах и методах государственного регулирования и контроля, оформились такие сегменты рынка, как рынки капиталов, труда, товаров и услуг, произошла либерализация цен, внешнеэкономической деятельности, валютных отношений и др.
Финансовые операции должны быть одновременно экономически целесообразными и юридически правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.
Использование
распределительной и
С
понятием финансы тесно связаны
операции по финансированию, то есть предоставлению предприятиям,