Формы проявления финансов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование форм проявления финансов предприятия и анализ финансовой деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить место предприятий в финансовой системе государства;
2. Установить значение, сущность и формы проявления финансов предприятия;
3. Определить функции финансов предприятия;
4. Выявить сущность финансового механизма и его роли в реализации финансовой политики;
5. Рассмотреть финансовый механизм предприятия;
6. Установить, каким образом отраслевая принадлежность влияет на финансы предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности финансов предприятий………………………………6
1.1. Предприятия как основа финансовой системы государства………………………………………………………………………..6
1.2. Финансы предприятия, их значение, сущность и формы проявления…..10
Глава 2. Финансы предприятий и их функции…………………………….17
2.1. Определение функций финансов предприятий……………………….......17
2.2. Финансовый механизм предприятия………………………………………21
Глава 3. Классификация финансов предприятий…………………………25
3.1. Основные классификационные признаки финансов предприятий………...............................................................................................25
3.2. Влияние отраслевой принадлежности предприятия на его финансы…………………………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………...42

Список литературы…………………………………………………………….44

Работа содержит 1 файл

курс.р Формы проявления финансов предприятий Галеев.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

      Особенности данной отрасли также оказывают  влияние и на структуру основных производственных фондов. Так например, среди них выделяют такие специфические  группы как рабочий скот, многолетние  насаждения (плодовые, ягодные), капитальные  затраты по улучшению земель. Кроме того, особенностью структуры основных производственных фондов  является и то, что наряду с общепринятыми средствами труда здесь функционируют и такие специфические средства труда как животные, многолетние насаждения, стоимость которых до определенного момента даже возрастает (в отличие от оборудования утрачивающего по мере износа свою стоимость). Таким образом, для воспроизводства основных фондов в этой сфере характерно то, что если оборудование непрерывно находится в эксплуатации, то, например, многолетние насаждения функционируют, лишь в пределах вегетационного периода. Поэтому, с целью наиболее оптимального использования основных производственных фондов необходимо учитывать вышеназванные особенности.

      В структуре оборотных средств  также отражается специфика отрасли, например, здесь выделяют такую группу как "молодняк животных и животные на откорме•. Другой особенностью здесь является то, что такие важные элементы оборотных средств как семена, посадочный материал, корма, органические удобрения и т.п., постоянно возобновляются  за счет собственного производства.

      Компоненты  оборотных средств и особенности  их функционирования в процессе воспроизводственного цикла определяют и различные, индивидуальные к ним подходы нормирования. Например, общий норматив семян, посадочного материала принимается на основе нормативов по каждому виду культуры, определяемых в натуральном и стоимостном выражении. Он может быть рассчитан умножением нормы высева на посевную площадь. По каждой культуре, как правило, предполагается создание страхового фонда. Денежная оценка проводиться исходя из плановой себестоимости материала, включая расходы по его доставке на склад, доработке и хранению.

      На  предприятиях,  перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию норматив запасов товарно-материальных ценностей на плановый период рассчитывается на основе среднедневного их расхода и среднедневной стоимости выпуска продукции по данным квартала текущего года, в котором объем производства является наименьшим. В периоды, когда объем выпуска возрастает, то потребность в дополнительных запасах товарно-материальных ценностей покрывается за счет привлечения в оборот краткосрочных заемных средств26.

    Финансы предприятий транспорта, экономические и организационные особенности функционирования данной отрасли оказывают влияние и на содержание финансов. Так можно выделить следующие специфические особенности:

  1. продукция транспорта не имеет вещественной формы, здесь ничего не добавляется к перевозимому товару.  На транспорте продается сам производственный процесс, т. е. перевозка, перемещение товаров, продукции, созданных в других отраслях экономики;
  2. особенность производственного процесса на транспорте предполагает, что средства производства здесь не имеют в своем составе сырья;
  3. единицей измерения транспортной продукции служат тонно-километры, пассажиро-километры, тонны грузооборота и количество отправленных пассажиров;
  4. поскольку продукцию здесь нельзя накопить, отложить в запас, то транспорт не может работать без определенного резерва (например, локомотивов и вагонов);
  5. особенности функционирования экономики, ее отраслей (сезонность, цикличность) предопределяют неравномерность использования транспортных средств в течение года.

    Поскольку, транспорт используется для осуществления  не только внешних перевозок, но и для перевозок внутри предприятия, то внутрипроизводственный транспорт является неотъемлемой частью технологического процесса данного производства. Однако внутрипроизводственный транспорт не представляет собой самостоятельную отрасль транспортного производства, а является составной частью той отрасли, в которой он функционирует. К тому же транспорт является составной частью стадий производства продукции предприятий. Это крупная многоотраслевая сфера, имеющая в своем составе все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного.

    При определении той или иной сферы использования видов транспорта необходимо руководствоваться следующими характерными технико-экономическими особенностями 27.

      Железнодорожный транспорт:

  • предполагает регулярность перевозок независимо от сезонных особенностей;
  • обеспечивает довольно высокую пропускную в выбранном направлении;
  • относительно короткий (по сравнению с речным и морским транспортом) путь движения при невысокой себестоимости перевозок;
  • характеризуется высокой маневренностью в использовании подвижного состава;
  • обеспечивает эффективность (особенно при перевозке маршрутами) доставки массовых грузов на протяженные расстояния.

    Автомобильный транспорт:

  • обеспечивает повышенную (по сравнению с железнодорожным, водным транспортом) скорость, регулярность и маневренность доставки грузов;
  • делает возможной без перегрузочную доставку грузов (в т.ч. мелкими партиями) от склада отправителя до склада получателя;
  • предполагает повышенную себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

    Речной  транспорт:

  • обеспечивает высокую пропускную способность;
  • предполагает низкую себестоимость осуществляемых перевозок (особенно леса в плотах, нефти в судах);
  • предполагает, зачастую, более длительный путь движения;
  • обеспечивает невысокую скорость движения;
  • маршрут движения может не совпадать с конечным пунктом доставки груза (поэтому речной транспорт часто используется с другими видами);
  • пропускная способность может быть ограниченна природно-климатическими факторами.

    Морской транспорт:

  • обеспечивает доставку грузов на большие расстояния;
  • предполагает относительно низкую себестоимость осуществляемых перевозок.

    Воздушный транспорт:

  • обеспечивает наиболее быструю доставку (зачастую в труднодоступные места) грузов и пассажиров на большие расстояния.

      Вышеотмеченные  особенности функционирования транспорта предполагают выбор, на основе технико-экономических  расчетов, наиболее эффективного вида доставки пассажиров, груза.

      Выручка предприятий включает доходы, полученные от перевозок (пассажиров и грузов), от погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Отметим, что доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. В основу тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние. В зависимости от степени регулирования тарифов их классифицируют на фиксированные (являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса на территории России, региона, города), регулируемые (их предприятия устанавливают сами, могут вводиться на период стабилизации цен), договорные (устанавливаются по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки) и свободные (решение об их введение принимают государственные органы, устанавливаются предприятием самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг).

      В себестоимости перевозок высокий   удельный вес могут занимать затраты  на топливо, электрическую энергию, ремонт, амортизация, что обусловлено спецификой отрасли, где основные фонды активно функционируют.

      Прибыль предприятия определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами.

      Особенности функционирования отраслей транспорта предполагают и особенности финансового планирования, так в финансовый план железнодорожного транспорта могут включаться сметы бюджетных учреждений, больниц обслуживающих работников железных дорог, а в плане предприятий водного транспорта могут отражаться ассигнования из бюджета на капитальные вложения, затраты по путевому хозяйству, на содержание судоходных инспекций и охраны. В воздушном транспорте составляется план инвалютных поступлений и платежей28.

    Финансы предприятий товарного  обращения, особенности функционирования финансов сферы товарного обращения предопределяются следующими особенностями отрасли.

  1. предприятия сферы выступают связующим звеном между стадиями производства и потребления воспроизводственного процесса, чем обеспечивают его непрерывность и законченность;
  2. здесь не создается дополнительной потребительной стоимости реализуемого товара;
  3. в деятельности предприятий торговли сочетаются как операции реализационного (реализация готовой продукции) так и производственного характера (например, упаковка продукции);
  4. специфика торговой деятельности предприятий предполагает выделение в их составе предприятия а) розничной торговли; б) оптовой торговли;
  5. торговый процесс может характеризоваться как низкомеханизированный, с преобладанием ручного туда;
  6. выручка от реализации товаров поступает преимущественно в наличной форме.

      Особенностью  торговли является также то, что  в структуре основных фондов доля машин и оборудования в сравнении  с промышленностью ниже, а удельный вес зданий, сооружений и передаточных устройств, напротив, может доходить до 80 %.

      Характеризуя  состав оборотных средств отрасли  отметим, что здесь существенный удельный вес занимают товарные запасы, предопределенные особенностями функционирования отрасли: различия в организации, цикличности  производства и потребления продукции, формирование страховых резервов и др. Важным моментом оптимизации товарных запасов выступает их обоснованная в соответствии с потребностями товарооборота величина29.

      Издержки  обращения предприятий состоят  из расходов по транспортировке, хранению, фасовке товаров и пр. Отметим, что предприятия торговли лишь закупают готовые товары затрачивая в последующем средства на доведение их до потребителя, а следовательно в затратах (себестоимости) отсутствует стоимость закупаемых товаров.

      В целях оптимизации издержек обращения предприятия отрасли могут создавать резервы предстоящих расходов. Характерным является также то, что в качестве резервного на предприятиях имеющих склады, базы может создаваться фонд на списание естественной убыли.

      Источником  покрытия издержек обращения является валовой доход предприятия, который представляет собой сумму доходов полученных от реализации и оказания иных услуг. Часть дохода здесь образуется за счет разницы между розничной ценой реализации и оптовой ценой приобретения товаров. Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров и издержками. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Финансы занимают особое место в экономических  отношениях. Их специфика проявляется  в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

    Финансовые  отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных  условиях формы финансовых отношений  претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в Украине предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

    Финансы предприятий, будучи частью общей системы  финансовых отношений, отражают процесс  образования, распределения и использования  доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Информация о работе Формы проявления финансов предприятия