Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 01:52, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении форм и методов воздействия государственных финансов на сферу здравоохранения. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические особенности сферы здравоохранения и нормативно-правовую базу, регулирующую государственное воздействие на сферу здравоохранения в РФ
2. Проанализировать современное состояние сферы в РФ
3. Раскрыть формы и методы воздействия государственных финансов на здравоохранение.
4. Изучить проблемы и перспективы воздействия государственных финансов на здравоохранение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕИЯ В
РФ……………………………………………………………................5
1.1.Теоретические особенности сферы здравоохранения 5
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая государственное 6
воздействие на сферу здравоохранение в РФ. 6
1.3.Современное состояние сферы здравоохранения в РФ 10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 17
2.1. Формы воздействия государственных финансов на
здравоохранение в РФ 17
2.2. Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в РФ 18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 27
3.1. Проблемы развития здравоохранения в РФ 27
3.2. Перспективы развития здравоохранения в РФ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой. По настоящее время демографическая ситуация пока еще остается неблагоприятной. Сокращение численности населения, начавшееся в 1992 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились.
Приведенные
в табл. 1 данные характеризуют современную
демографическую ситуацию и демонстрируют
улучшение показателей рождаемости и
смертности в РФ.
Таблица 12
Демографические
показатели в Российской Федерации
в период 2006-2010гг.
Годы | Всего, тыс. человек | На 1000 человек населения | ||||
Родившихся | умерших | естественный прирост | родившихся | умерших | естественный прирост | |
Все население | ||||||
1995 | 1363,8 | 2203,8 | -840 | 9,3 | 15 | -5,7 |
2000 | 1266,8 | 2225,3 | -958,5 | 8,7 | 15,3 | -6,6 |
2001 | 1311,6 | 2254,9 | -943,3 | 9 | 15,6 | -6,6 |
2002 | 1397 | 2332,3 | -935,3 | 9,7 | 16,2 | -6,5 |
2003 | 1477,3 | 2365,8 | -888,5 | 10,2 | 16,4 | -6,2 |
2004 | 1502,5 | 2295,4 | -792,9 | 10,4 | 16 | -5,6 |
2005 | 1457,4 | 2303,9 | -846,5 | 10,2 | 16,1 | -5,9 |
2006 | 1479,6 | 2166,7 | -687,1 | 10,4 | 15,2 | -4,8 |
2007 | 1610,1 | 2080,4 | -470,3 | 11,3 | 14,6 | -3,3 |
2008 | 1713,9 | 2075,9 | -362 | 12,1 | 14,6 | -2,5 |
2009 | 1761,7 | 2010,5 | -248,8 | 12,4 | 14,2 | -1,8 |
Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом увеличением рождаемости и снижением смертности. В 2009 году родились 1762 тыс. детей, что на 50 тысяч больше чем в предыдущем. Коэффициент смертности (на 1000 населения) в 2009 году по сравнению с предыдущего годом существенно не изменялся.
Показатель материнской смертности на 100 000 родившихся живыми в 2007 г. снизился на 7,2% по сравнению с 2006г. Младенческая смертность на 1 000 родившихся живыми в 2007 г. снизилась на 7,8 % по сравнению с 2006 г. За 2008г. по сравнению с 2007г. младенческая смертность снизилась на 8,3% и составила 8,8 на 1000 родившихся живыми.
На
рис.1 представлены данные, отражающие
младенческую смертность в РФ.
Рис.1
Младенческая смертность в 1960-2008 гг.1
Но ситуация с демографией по-прежнему вызывает опасение: если в нашей стране за одну минуту рождается три человека и умирает четыре, то в Китае за ту же минуту рождается 38, умирает 16, в США, соответственно, 8 и 4, в Африке 8 и 3. В Индии в минуту фиксируется 48 рождений и 17 смертей, в Пакистане - 10 и 3. Правда, в Европе и Японии прирост населения нулевой: рождается столько же, сколько и умирает.3
После распада СССР здоровье населения России стремительно ухудшается. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (14%), органов пищеварения (8%). В 2007 году впервые признаны инвалидами 1,8 млн. человек4, из которых детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 642 тысячи человек.
В последние годы в результате активной политики государства наметилась устойчивая тенденция к снижению осложнений и смертности от социально значимых заболеваний. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом, смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 4,7%; от болезней органов дыхания – на 12%; от внешних причин смерти – на 10,3%, в том числе от случайных отравлений алкоголем – на 19,7%, от транспортных травм – на 6,3%. 5
Исходя из данных о количестве населения России в 2009г. – 142млн. человек – в табл. 2 приведены абсолютные показатели заболеваемости социально опасными заболеваниями.
Таблица 22
Социально
значимые заболевания населения России
в 2009г.
Социально значимые заболевания | Абсолютные показатели, чел. |
Туберкулез | 289015 |
ВИЧ-инфекция | 41549 |
Злокачественные новообразования | 475432 |
Психические расстройства | 92253 |
Алкогольные психозы, хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания | 221822 |
Венерические заболевания | 93136 |
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин | 12945113 |
Отравление лекарственными средствами | 105550 |
Осложнения
хирургических и |
20240 |
В 2008г. зарегистрировано 7008 человек с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и 18908 человек - с бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей в возрасте до 17 лет включительно - соответственно 184 человека и 393 человека.6
В июле 2008г. зарегистрировано 2 случая заболевания дифтерией и 1 случай заболевания корью (за аналогичный месяц 2007г. - 9 случаев и 3 случая соответственно). По сравнению с тем же месяцем предыдущего года на 4,8% больше выявлено больных туберкулезом, на 5,3% - сифилисом, на 42,9% - бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), на 43,1% - болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека.1
Показатели
здоровья населения в целом отрицательно
сказываются на ожидаемой продолжительности
жизни. Рисунок 2 отражает продолжительность
жизни мужчин и женщин в РСФСР и РФ.
Рис.
2 Продолжительность жизни в РСФСР и РФ1
По
средней продолжительности
Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения также можно выделить алкоголь, насилие в обществе, дорожно-транспортные происшествия, плохая экологическая обстановка, несчастные случаи, самоубийства, отравления.
Основные характеристики российской смертности указывают на алкоголь как ее важнейший фактор. За первую половину 90-х годов продажа спиртных напитков на душу населения возросла более чем вдвое. Доля крепких напитков в структуре потребления — более чем на треть, а процент некачественного алкоголя — до 38 %. В 1993—2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел.1 Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкогололем.1 В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года.
Также основной угрозой жизни является уровень насилия в обществе.
Россия входит в пятёрку «лидеров» по количеству убийств среди стран, на территории которых не ведется широкомасштабных военных действий. С 2002 года в России наблюдается устойчивое снижение количества убийств и самоубийств. К 2009 году число самоубийств снизилось до 37,6 тыс. (самый низкий показатель в новейшей истории России), а число убийств — до 21,4 тыс. (самый низкий показатель после 1990 года).8
В РФ высокая смертность на дорогах. В 2009 году в результате несчастных случаев на транспорте погибли 30,1 тыс. человек.1
Немаловажную роль играет плохая экологическая обстановка. Выбросы промышленных отходов и автомобильных выхлопов повышают риск онкологических и респираторных заболеваний.
Таким образом, на сегодня показатели здоровья населения России достигли катастрофического уровня, и за последние 5 лет их резко отрицательная динамика сохраняется (за исключением некоторой стабилизации показателей здоровья матери и ребенка). В сложившейся ситуации в первую очередь требуется, чтобы главным приоритетом государственной политики в области здравоохранения стало сокращение тех видов заболеваний, которые дают наиболее высокие показатели инвалидности и смертности населения, а также заболеваний, имеющих особую социальную значимость в связи с кризисной демографической ситуацией в стране. Это, прежде всего, болезни, угрожающие репродуктивному здоровью и состоянию здоровья матерей и новорожденных; социально значимые заболевания, представляющие особую угрозу для здоровья нации в целом: СПИД/ВИЧ, алкоголизм и наркомания.
Главной
целью развития здравоохранения
в России является преодоление депопуляции
населения путем стабилизации и снижения
показателей смертности граждан от наиболее
значимых видов заболеваний и рисков.
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РФ
Государственное финансовое воздействие на экономику – это одна из форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень, темпы развития и благосостояние населения страны. Это воздействие, направленное на предотвращение развития возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Все формы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы:
К административным методам относится разнообразные меры, которые основываются не на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа. Такие как:
лицензирование, стандартизация, сертификация субъектов и аттестации специалистов; контроль новых технологий, медицинских манипуляций; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением; разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов; другие.
К прямому экономическому регулированию относят многообразные формы безвозвратного целевого финансирования: