Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том чтобы определить какое влияние оказывают государственные финансы на систему образования России, а также отобразить перспективы и проблемы развития этой сферы в России, на основе анализа уже существующих данных.
22
Введение
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике.
Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходима всесторонняя модернизация образования с выделением государством необходимых средств и ресурсов.
Образование играет ключевую роль в развитии общества вцелом и в подготовке высококвалифицированных кадров, использующих свои знания во благо развития государства и общества, ввиду этого данная тема является очень актуальной во все времена.
По состоянию на январь 2011 года сфера образования переживает обновление. Полным ходом идет реализация приоритетного нацпроекта, сокращаются бюджетные места в вузах, в школах грядет переход на новую систему оплаты труда
Цель данной курсовой работы состоит в том чтобы определить какое влияние оказывают государственные финансы на систему образования России, а также отобразить перспективы и проблемы развития этой сферы в России, на основе анализа уже существующих данных.
Задачами данной работы являются:
- проанализировать современное состояние системы образования в Российской Федерации;
- раскрыть сущности системы образования в России;
- провести анализ актуальной статистической и теоретической информации;
- изучить формы и методы воздействия государственных финансов на образование в Российской Федерации.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Общие понятия и уровни образования
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;[2]
Образовательный уровень (образовательный ценз) – это определяемый государственным образовательным стандартом, минимально необходимый объем содержания образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;
6) послевузовское профессиональное образование.
Основное общее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование. В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, нача
Общее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование. В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, нача
- первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года, 1-4 классы);
- вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет, 5-9 классы);
- третья ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года, 10-11 классы).
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. [2]
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. [2]
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [2]
Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» - на базе бакалавриата. Установлены следующие ступени высшего образования:
- неполное высшее образование;
- бакалавриат;
- подготовка дипломированных специалистов;
- магистратура.
Минимальные сроки обучения на указанных ступенях составляют соответственно два, четыре года, пять и шесть лет.
Образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая воздействий государственных финансов на сферу образования Российской Федерации
В современном правовом государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу. Ведь от состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста.
Требование тщательного законодательного регулирования отношений в области образования обусловлено рядом причин: [25]
- Во-первых, нормы образовательного законодательства должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование.
- Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую сегодня, не будет преувеличением сказать, вовлечено все российское общество, все его возрастные группы.
- В-третьих, образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой – в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг.[25]
Нормы, закрепляющие право человека на образование, содержатся в целом ряде международных актов универсального характера. Начальное и общее образование должно быть бесплатным. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Конституция Российской Федерации в ст. 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Следующим уровнем нормативно-правовой базы в системе образовательного законодательства – являются федеральные законы.
Центральное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Он составляет основу образовательного законодательства РФ. Структура Закона включает в себя шесть глав, в которых последовательно закрепляются правовые основы образования, начиная с общих положений и системы образования и завершая международной деятельностью в данной сфере. Закон определяет структуру системы образования и ее основные элементы, устанавливает общие требования к содержанию образования, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные учреждения и общие принципы управления системой образования и ее финансового обеспечения, регламентирует правовое положение участников образовательного процесса и т.д.
Кроме Закона РФ «Об образовании» на федеральном уровне были приняты еще два законодательных акта, специально направленных на регламентацию сферы образования. Один из них - Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Если Закон РФ «Об образовании» является общим, то Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - специальным, он призван на основе общих положений Закона РФ «Об образовании» регулировать сферу высшего и послевузовского профессионального образования с учетом специфики отношений, возникающих в ней.
Принятый через четыре года после появления базового закона - Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» - Закон о высшем образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона Российской Федерации «Об образовании» применительно к сфере высшего и послевузовского образования.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д. В нем содержатся правовые нормы, регламентирующие следующие основные направления в сфере высшего и послевузовского образования:
- система высшего и послевузовского образования и управление этой системой;
- статус субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского образования;
- экономика системы высшего и послевузовского образования;
- международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений.
В действующем законодательстве область образования провозглашена приоритетной. В соответствии с этим законодательно определен порядок государственного финансирования образования.
В Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) понятие «бюджет» определено как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
1.3. Состояния сферы образования Российской Федерации
Главная задача современного образования –это успешная социализация человека в первую очередь через его профессиональную деятельность.
В 2010 году сократилось число общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (табл.1)), что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста. В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,6%), лицеев (на 1,2%) и численность обучающихся в них.[25]
Число государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования возросло на 22 единицы (на 0,9%).[25]
Уменьшилось число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, при этом число филиалов этих учреждений увеличилось на 3 единицы (на 0,3%).
В 2010г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн.человек (110,5% к уровню 2009г.), о среднем (полном) общем образовании - 0,7 млн.человек (88,7%).[25]
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования увеличился по сравнению с 2009г. на 5,2 тыс.человек, или на 0,8%. На условиях полного возмещения стоимости обучения приступили к занятиям в них 182,1 тыс.человек, или 27,1% от общего числа принятых (в 2009г. - 183,1 тыс., или 27,5%).[25]
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2010г. сократился на 134,2 тыс.человек (на 10,1%).[25]
Таблица 1
Показатели деятельности организаций образования
| 2010г. | В% к 2009г. | 2009г. | В % к 2008г. |
Государственные и муниципальные дневные общеобразовательные учреждения |
|
|
|
|
Число учебных заведений, единиц | 48809 | 95,7 | 50977 | 95,2 |
из них: | 1425 | 100,6 | 1417 | 100,7 |
Гимназии | ||||
Лицеи | 1058 | 101,2 | 1045 | 102,4 |
Численность учащихся, тыс.человек | 13245,1 | 99,9 | 13258,3 | 99,2 |
из них: | 1015,4 | 103,3 | 982,7 | 103,6 |
в гимназиях | ||||
в лицеях | 698,7 | 104,7 | 667,3 | 106,8 |
Негосударственные дневные общеобразовательные учреждения |
|
|
|
|
Число учебных заведений, единиц | 665 | 97,8 | 680 | 98,4 |
из них: | 77 | 100,0 | 77 | 96,2 |
Гимназии | ||||
Лицеи | 42 | 77,8 | 54 | 90,0 |
Окончание табл. 1
| 2010г. | В % к 2009г. | 2009г. | В % к 2008г. |
Численность учащихся, тыс.человек | 73,5 | 103,2 | 71,2 | 97,3 |
из них: | 10,9 | 106,2 | 10,3 | 93,7 |
в гимназиях | ||||
в лицеях | 4,5 | 85,4 | 5,3 | 85,6 |
Государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования |
|
|
|
|
Число учебных заведений, единиц | 2586 | 100,9 | 2564 | 101,1 |
Численность студентов, тыс.человек | 2026,8 | 98,8 | 2052,3 | 96,1 |
Прием, тыс.человек | 671,8 | 100,8 | 666,6 | 99,5 |
Выпуск, тыс.человек | 535,7 | 90,2 | 593,9 | 94,0 |
Государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования |
|
|
|
|
Число учебных заведений, единиц | 264 | 87,4 | 302 | 121,3 |
Численность студентов, тыс.человек | 98,9 | 110,1 | 89,8 | 83,1 |
Прием, тыс.человек | 33,5 | 120,7 | 27,7 | 84,2 |
Выпуск, тыс.человек | 36,5 | 98,7 | 37,0 | 93,6 |
Негосударственные учреждения высшего профессионального образования |
|
|
|
|
Число учебных заведений, единиц | 462 | 102,2 | 452 | 95,4 |
Численность студентов, тыс.человек | 1201,1 | 93,6 | 1283,3 | 98,8 |
Прием, тыс.человек | 204,0 | 95,1 | 214,6 | 76,9 |
Выпуск, тыс.человек | 290,1 | 105,3 | 275,5 | 118,1 |
|
|
|
|
|
«Источник: Федеральная служба государственной статистики(РОССТАТ)»
Прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетов всех уровней в 2010г. составил 519,1 тыс.человек и сократился по сравнению с 2009г. на 40,7 тыс.человек, или на 7,3%. Удельный вес принятых с полным возмещением стоимости обучения уменьшился на 1,3 процентного пункта и составил 56,6% от общего числа принятых.[25]
В 2010 году доля принятых в негосударственные образовательные учреждения как среднего, так и высшего профессионального образования увеличилась на 0,7 процентного пункта и составила 4,7% и 14,6% соответственно.[25]
Рис. 1. Прием в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образования в 2010 году (тыс. человек)
На содержание системы образования обществом направляются большие ресурсы, главным образом - бюджетные средства. Консолидированный бюджет системы образования (только государственной и муниципальной) составляет более 1033 млрд. руб., или около 12% всей расходной части бюджета. (Табл.2)[26;1]
Таблица 2.
Консолидированные расходы бюджета РФ на образование
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Консолидированный бюджет на образование, млрд. рублей | 214,8 | 277,8 | 408 | 475,6 | 593,2 | 801,8 | 1033,3 |
Федеральный бюджет | 38,1 | 54,1 | 81,7 | 99,8 | 121,6 | 162,1 | 201,6 |
Территориальные бюджеты | 176,7 | 221,3 | 326,3 | 375,8 | 471,6 | 628,6 | 831,7 |
Доля расходов консолидированного бюджета на образование в ВВП, % | 2,9 | 3,1 | 3,8 | 3,6 | 3,5 | 3,7 | 3,9 |
Федеральный бюджет | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,8 |
Территориальные бюджеты | 2,4 | 2,5 | 3 | 2,8 | 2,8 | 2,9 | 3,1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете РФ, % | 9,7 | 9,7 | 10,2 | 12 | 12,7 | 11,8 | 12,3 |
Доля расходов на образование федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета, % | 1,7 | 1,9 | 2 | 2,5 | 2,6 | 2,4 | 2,4 |
Доля расходов на образование территориальных бюджетов в расходах консолидированного бюджета, % | 8,0 | 7,8 | 8,1 | 9,5 | 10,1 | 9,4 | 9,9 |
«Источник: федеральная служба государственной статистики(РОССТАТ)»
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
НА ОБРАЗОВАНИЕ
2.1. | Формы и методы воздействия государственных финансов: теоретические подходы |
Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.
Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.
Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Чернов А.Ю. выделяет следующие формы финансового воздействия на экономические и социальные процессы: прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.
Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы и др.);
амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества);
различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей.
2.2. Формы воздействия государственных финансов на образование в Российской Федерации
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции. [31, с.116].
Для осуществления той или иной политики государство может использовать различные финансовые инструменты. Финансовый инструмент – это форма финансовых отношений.
Государственное регулирование в области образования направлено на создание условий, обеспечивающих реализацию конституционных прав на образование, и обеспечение высокого качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования. Регулирование осуществляется путем правового обеспечения, управления качеством образования, стандартизации, проведения контроля.
К правовым формам (или средствам), наряду с изданием правовых актов, добавилось заключение административных договоров. Это договоры между федерацией и ее субъектами по вопросам образования, между федеральным органом исполнительной власти и органами управления образованием субъекта федерации, между учредителем и вузом, а также между вузами и потребителями кадров, студентами и вузом, студентом и работодателем.
Также в сфере высшего образования особое значение приобретают иные юридически значимые действия, имеющие важные юридические последствия: это присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий; проведение единого государственного экзамена, решение апелляционных комиссий на вступительных экзаменах.
К неправовым формам воздействия относят - осуществление организационных действий (совещания, разработка программ, обобщение и распространение опыта, проведение проверок, бухгалтерский и статистический учет, встречи с вузовской общественностью и т.п.) и информационно-технических.
Возможно выделить и такие формы административного регулирования, которые могут быть применимы в сфере высшего образования: это государственная поддержка, императивные количественные и качественные нормативы; легализующие способы (лицензирование).
Наибольшее значение имеют прямое и косвенное воздействие государственных финансов на образование. Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на образование в целом.
К нему относятся:[16, с.137]
- бюджетные инвестиции,
- государственные заказы,
- льготные кредиты и налоговые льготы,
- введения минимальной зарплаты для педагогов не ниже средней зарплаты и другие материальные и моральные стимулы
- различные образовательные программы.
Примером прямого финансового регулирования может послужить предоставление налоговых льгот. В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на образование. К нему относятся кредитно-денежная система - используется для воздействия на образование через учетную ставку.
Так же к косвенным формам относятся:
кредитная политика
налоговая политика
аналитическая деятельность (сбор и обработка данных, необходимая для прогнозирования).[11, с.107]
Примером косвенного финансового регулирования может послужить строительство жилья для военнослужащих с развитой инфраструктурой, т.е. отдельных микрорайонов городов России.
2.3. Методы воздействия государственных
финансов на образование в Российской Федерации
Под методами управления понимаются способы, средства и приемы достижения целей управления, то есть осуществление государством управленческой деятельности и обеспечения необходимого поведения всех участников управленческих отношений. [18, с.117]
Для обеспечения стабилизации и развития образования, государство проводит соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, денежно-кредитной и других видов политики, реализация которых требует использования как экономических, так и административных методов.[7. С. 81]
Фискальная (налогово-бюджетная) политика – представляет собой один из основных методов вмешательства государства в сферу образования и в экономику в целом. Это регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления образования.
Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Налоговое регулирование представляет собой систему мер по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также меры по осуществлению налогового контроля. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги. Регулирующая деятельность осуществляется через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов и т.п.
В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям.
В текущем году правительством РФ было решение об освобождении малого бизнеса работающего в сфере образования от налога на прибыль.
Инвестиционная политика, как и финансовая политика, является составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика - это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на образование. В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, чтобы частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности.
Денежно-кредитное регулирование — Это совокупность определенных действий государства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос.
Образовательные кредиты, являются редким видом целевого кредитования, предоставляются несколькими крупными (Сбербанк, Россельхозбанк, Банк Сосьете Женераль Восток и др.), средними (банк Союз, Соцгорбанк и др.) и некоторыми региональными (Челиндбанк, ФиаБанк и др.) банками.
Наиболее распространенным видом кредитуемого образования является первое высшее образование. 84% существующих образовательных кредитных программ готовы финансировать именно базовое образование. Второе место по популярности занимает дополнительное образование (второе высшее образование, курсы повышения квалификации, курсы переподготовки специалистов и др.) - 77% программ. 42% программ кредитуют среднее профессиональное образование, 39% - послевузовское профессиональное образование - аспирантуру и докторантуру, и 36% - бизнеc-образование.[21]
Общий объем образовательных кредитов, выданных в 2010 году, составляет 195 млн рублей.[22]
Процентные ставки по образовательным кредитам варьируются от 5-20% годовых и предоставляются на сроки до 16 лет (табл.3). Также имеют место Банки предоставляющие кредиты на льготных условиях, это такие банки как: -«Сбербанк»(4,94%) и Банк «Союз»(5% годовых)(Табл.4) [23]
Ускорение научно-технического прогресса (НТП) является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Ускорение НТП влияет на повышение образовательного ценза граждан.
Таблица 3
Банки, предоставляющие образовательный кредит
Банк | Процентная ставка(руб/год) | Срок кредитования |
Росинтербанк | 11-20% | До 6 лет |
Кредит Европа Банк | 9% | 6,9 или 12 месяцев |
Банк «Союз» | 5% | До 16 лет |
Российский сельскохозяйственный банк | 12% | До 10 лет |
Сбербанк России | 12% | До 11 лет |
Банк «Образование» | 15% | До 5 лет |
Банк Сосьете Женераль Восток | 12-17% | До 6 лет |
Балтийский Банк | От 19% | До 6 лет |
Компания AVESA | 10-14% | От 2 до 15 лет |
«Источник: http://bankspb.ru/»
Таблица 4
Банки предоставляющие кредиты на льготных условиях
Банк | Процентная ставка (руб/год) | Срок кредитования |
«Сбербанк» | 4,94% | В течение 10 лет после окончания вуза |
Банк «Союз» | 5% | В течение 10 лет после окончания вуза |
«Источник: http://bankspb.ru/»
В рамках развития сферы образования государством утверждена концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При этом задачами Программы являются:[31]
-модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
-приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
-развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Ожидается, что объём финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы из федерального бюджета составит 54,2 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).[31]
Элементы льготного налогообложения содержат специальные режимы налогообложения (доступны для отдельной категории образовательных организаций или отдельных видов деятельности).
Субсидии - межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета [14]
Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.[14]
Основные направления выделяемых субсидий, предоставляемых в сфере образования:
на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений ;
на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные программы ;
на выплату поощрений лучшим учителям ;
на совершенствование организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях ;
на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений и др.[8]
Рисунок 1.1
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям, млн. руб. на 01.10.2011г.
Источник: Федеральное казначейство
Рисунок 1.2
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям, млн. руб. на 01.10.2011г.
Источник: Федеральное казначейство
5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте приоритетного национального проекта: «Образование»
Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. [35]
Инструментами для выполнения данных задач были выбраны:
разработка логотипа ПНП «Образование»;
выпуск информационно-разъяснительных материалов и социальной рекламы;
организация Пресс-центра ПНП «Образование» в Москве и регионах;
проведение комплекса мероприятий для журналистов, в т.ч. видеоконференций;
организация конкурса проектов среди учащихся, студентов, аспирантов и молодых ученых по развитию ПНПО «Развитие образования и науки – национальный приоритет России: молодежный вариант»;
проведение Всероссийского конкурса школьных сочинений, эссе, рисунков и фоторабот «Моя классная – самая классная».
Основные задачи проекта:
привлечение профессиональных педагогических объединений, в т.ч. объединений участников и победителей конкурсов в рамках ПНПО, к модернизации и развитию образования.
развитие механизмов общественно-профессионального управления образованием как условия открытости и инвестиционной привлекательности образования.
общественное продвижение позитивных системных изменений в образовании как главного результата приоритетного национального проекта «Образование».
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Проблемы воздействия государственных финансов на
образование в Российской Федерации
Характерной особенностью современного состояния образования, является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:
- оплата труда;
- стипендия;
- трансферты;
- оплата коммунальных услуг;
- остальные виды расходов.
Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования образования:[4]
- выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное образование – не менее 3% расходной части федерального бюджета;[4, c.4]
- установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;
- введение социальных доплат, надбавок для работников образования.
2. Действующий порядок бюджетного финансирования, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным транзакционным издержкам.
3. Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.
4. В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства.
5. Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.
Отставание системы образования от требований социально-экономического развития. Наметившееся у нас определенное отставание системы образования от требований российского и мирового рынка труда является одной из существенных причин того, что выпускники образовательных учреждений фактически нередко не трудоустраиваются по специальности, полученной в учебном заведении. Этому способствует и то, что наша система образования на практике не несет ответственности за конечные результаты своей образовательной деятельности.
Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности за конечные результаты образовательной деятельности учебных заведений.
Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала сферы научного производства.
За 2000 – 2010гг. численность школьников сократилась примерно на 40 процентов, что оказало и продолжает оказывать влияние на контингент обучающихся.
В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования.
Так, прогнозная численность студентов вузов в 2013 году может составить около 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40 процентов по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 миллиона человек).[32]
Другой основной проблемой системы образования является образовавшийся за определенный период дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. У этой проблемы две важные составляющие:
- Во-первых, не разработана современная система стимулирования труда работников образовательных учреждений, и прежде всего педагогического персонала, и не установлен на должном уровне минимальный размер оплаты труда педагогических работников.
- Во-вторых, необходимо кардинально решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя.
В силу низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее конкурентоспособной областью профессиональной деятельности. Это приводит к росту объемов теневых финансовых потоков и распространению коррупции в системе образования. Происходит падение престижа профессии учителя и преподавателя, не снижается отток квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Несоответствие действующих механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. Наряду с сохранением государственного сектора, имеющего признаки старой отраслевой организации, происходит рост числа новых участников образовательного рынка, начинают складываться образовательные сети.
Появляются различные общественные организации, в том числе с участием бизнес-сообщества, создаются профессиональные ассоциации, формируются разнообразные, в том числе коммерческие, структуры дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации.
Еще одной основной проблемой является инвестиционная привлекательность сферы образования.
Решение проблемы повышения инвестиционной привлекательности сферы образования , во многом связано с потребностью повышения качества управления как отдельным образовательным учреждения, так и системой образования в целом по России, в каждом ее регионе и муниципальном образовании.
3.2. Перспективы воздействия государственных финансов на
Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.
Перспективы развития образования в России напрямую зависят от следующих основных факторов:[20]
1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства;
2) сформированности общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса в любой другой области;
3) реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие, становления рынка образовательных услуг и сопутствующей ему конкуренции.
4) наличия научной концепции развития высшего образования, широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и педагогики высшего образования;
5) формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельностью вузов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.
К 2016 году необходимо достичь следующих показателей:
- Доля российских вузов на мировом рынке образования должна вырасти до 10%. Экспорт образования обеспечит для страны не только прямую экономическую выгоду, но и экспансию своих социальных, экономических и технологических стандартов.[20]
- Годовой доход «профессуры» в ведущих университетах России должен стать сравним с доходами коллег в высокоразвитых государствах
- Не менее 25% объема финансирования сферы высшего образования должно осуществляться со стороны реального сектора экономики (сейчас эта доля менее 5%).
- Доля НИР и НИОКР в структуре доходов ведущих университетов должна составить не менее 25%. [20]
Следующим этапом стратегического управления, является создание и отладка такой образовательной инфраструктуры, которая задавала бы векторы инновационного развития, готовя людей к экономике будущего; реагировала на изменения рынка труда и одновременно решала задачи, связанные с передачей культурных и социальных норм и стандартов общественной жизни.
Без структурных изменений и концентрации инновационного потенциала и ресурсов в точках роста вероятность качественного улучшения ситуации мала.
Основные цели институциональной реформы - добиться, чтобы доступ вузов к ресурсам был жестко связан с предъявляемыми результатами образования.
Смена финансовой модели, переход на двухуровневое высшее образование и отладка системы оценки качества связаны между собой и лишь при совместном введении создадут значимые предпосылки и стимулы к наращиванию качества образования
В случае реализации намеченных задач повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг. Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8% валового внутреннего продукта до 7% в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы – с 4,1% до 5,5–6% валового внутреннего продукта. До 2012 года повысить долю внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в школах до 25%. Через 3-4 года в стране станет в два раза меньше студентов по сравнению с 2007 годом, когда общая численность выпускников средней школы по официальным данным составляла 1.300 тысяч человек. К 2012 году этот показатель должен опуститься ниже 700 тысяч. Очевидно, что отрицательный демографический процесс существенно изменит роль и место высшей профессиональной школы в современном российском обществе.[22]
В системе общего образования в 2007/2008 учебном году общая численность учащихся дневных государственных общеобразовательных учреждений составила 13670,1 тыс. человек. По прогнозу предполагается, что к 2013/2014 учебному году этот показатель составит 14011,3 тыс. человек, т.е. будет больше на 341,2 тыс. человек.[22]
Прием учащихся учреждениями, реализующими программу начального профессионального образования, по сравнению с 2007/2008 учебным годом к 2013/2014 учебному году сократится примерно на 80,6 тыс. человек, т.е. на 16%. Выпуск учащихся учреждениями, реализующими программу начального профессионального образования, по сравнению с 2007/2008 учебным годом к 2013/2014 учебному году сократится примерно на 22,3 тыс. человек, т.е. на 10%. Численность учащихся учреждений, реализующих программу начального профессионального образования, по сравнению с 2007/2008 учебным годом к 2013/2014 учебному году сократится на 289,1 тыс. человек, т.е. на 24,3%.[23]
Прием студентов учреждениями, реализующими программу среднего профессионального образования, по сравнению с 2007/2008 учебным годом к 2013/2014 учебному году сократится на 156,9 тыс. человек, т.е. на 21,5%. Выпуск студентов учреждениями, реализующими программу среднего профессионального образования, по сравнению с 2007/2008 учебным годом к 2013/2014 учебному году сократится на 179,1 тыс. человек, т.е. на 27,1%. Численность студентов учреждений, реализующих программу среднего профессионального образования, по сравнению с 2007/2008 учебным годом к 2013/2014 учебному году сократится на 549,6 тыс. человек, т.е. на 24%.[23]
Прием студентов учреждениями, реализующими программу высшего профессионального образования, по сравнению с 2007/2008 учебным годом к 2013/2014 учебному году сократится на 193,6 тыс. человек, т.е. на 14%. Выпуск студентов учреждениями, реализующими программу высшего профессионального образования, по сравнению с 2007/2008 учебным годом к 2013/2014 учебному году сократится на 13,3 тыс. человек, т.е. на 1,2%. Численность студентов учреждений, реализующих программу высшего профессионального образования, по сравнению с 2007/2008 учебным годом к 2013/2014 учебному году сократится на 910 тыс. человек, т.е. на 14,1%.[23]
Общий объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит 137908,8 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 54228,8 млн. рублей,
из них субсидии - 10469,68 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 67070 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 16610 млн. рублей. [10]
В целях сохранения объема расходов федерального бюджета на образование на 2012-2013 годы на уровне 2011 года предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в 2012 году в сумме 17 829,3 млн. рублей и в 2013 году - 64 960,9 млн. рублей, что является особенностью формирования федерального бюджета на планируемый период.[23]
Заключение
«Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений на сегодняшний день состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
Идет активная работа по совершенствованию организационно-экономических механизмов функционирования системы образования. Вместе с тем на всех уровнях управления требуется серьезный анализ результатов нововведений, их экономической эффективности и социальных последствий, и на этой основе - поиск новых решений в создании финансово-хозяйственных механизмов деятельности образовательных учреждений, позволяющих последовательно наращивать материальное обеспечение учреждений, повышать качество их работы.
Необходим четкий порядок реализации новых законодательных актов и система доведения решений с федерального и муниципального уровней управления с постоянным мониторингом полученного результата. Проведение государственной политики в сфере образования на основе тесного взаимодействия и согласования интересов Федерации, решающе обеспечит сохранение единого образовательного пространства на территории России. При этом образование должно стать опережающим и направленным на формирование новой информационной культуры общества, целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
1. Конституция РФ.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98г. №145-ФЗ//
Информационно-правовая база данных «Консультант-плюс».
3. Федеральный Закон №125-ФЗ «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года.
4. Закон РФ №3266-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 года.
II. КНИГИ, УЧЕБНИКИ, МОНОГРАФИИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
6. Александрова О.А., Кортунов А.В., Кулагина Е.В. Прогноз развития
высшего образования в России: 2009–2011 гг. – Москва: МАКС Пресс,
2009.- 403 с.
7. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной
экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика,
2007. – 477с.
8. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования
в РФ. – Казань: Казанский государственный университет, 2004. – 340с.
9. Валицкая А.П. Образование в России. — СПб.: РГПУ им. А.И.
Герцена, 1998. – 416 с.
10. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской
Федерации. — М., 2002.
11. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общей
ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. – М.: Экономика, 2000. – 735с.
12. Мацкуляко И.Д. Государственные и муниципальные финансы. – М.: РАГС, 2003. – 315 с.
13. Онищук В.А. «Урок в современной школе». Москва, «Просвещение»,1991 г.-270с.
14. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной
экономики: Учебное пособие/МГУ им.М.В. Ломоносова. – М.:
ИНФРА-М, 2000. – 123с.
15. Поляк Г.Б. – Финансы бюджетных организаций. Учебник/М.: Финансы
и статистика, 2010. – 356 с.
16. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. –
М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 270с.
17. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.:
Финансы и статистика, 2004. – 504с.
18. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая
теория и политика. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.- 367 с.
III. СТАТЬИ, ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ
19. Бочкарев В.И. Концептуальные основы государственного
общественного управления общим образованием в России//
Менеджмент в образовании – 2006. – с.9-21.
20. Воронин А.А. О механизме финансирования платного сектора
образовательных услуг // Финансы. – 2010. – №12. – с.21-23.
21. Вифлиемский А.В. Организация деятельности образовательных
учреждений в условиях казначейского исполнения бюджетов //
Менеджмент в образовании. – 2006. - №3. – с.37-47.
22. Козырин А.Н. Государственная политика РФ в области образования//
Вопросы экономики. – 2010. – №11. – С. 4-24.
23. Леонтьев А. Шаг за шагом но медленно. Финансы // Проблемы
образования – 2010. - №4(62).- С. 42-44
IV. ИСТОЧНИКИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
24. www.mon.gov.ru/files/materials
26. www.16-2-15.edusite.ru
27. http://marketing.rbc.ru/articl
28. http://report2010sberbank.ru/
Russian/302015/-_.html
29. http://bankspb.ru/
30. www.ed.gov.ru – Официальный сайт федерального агентства по
образованию.
31. www.mon.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и
науки РФ.
32. www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов РФ.
33. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба.
34. www.budgetrf.ru – Бюджетная система РФ.
35. www.ros-edu.ru
Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на образование