Внешний
государственный долг России
достался ей в наследство от
СССР. Все страны СНГ, кроме
Украины, доверили России на
определенных условиях обслуживания
своего внешнего государственного
долга. Общий суммарный долг
всех стран СНГ иностранным
кредиторам (исключая Украину) в
1993 году составил около 70 миллиардов
долларов (внешний долг СССР в 1987
году составил 40 миллиардов долларов).
Выплатить этот государственный долг
в сравнительно короткие сроки крайне
сложно, поскольку валютная выручка России
от ее экспорта резко сократилась и в еще
большей степени сократилась доля государства
в этой выручке.
Практически
Россия может ежегодно выплачивать
своим кредиторам не более
2,5 миллиардов долларов в год,
что приблизительно равно сумме
ежегодных процентов по внешней
задолженности. В 1993 году Парижский
клуб (объединяет всех государственных
кредиторов на международном
уровне) и Лондонский клуб (объединяют
частных кредиторов, преимущественно
транснациональные банки) отсрочили
на несколько лет выплату основой
части российского долга. Но
отдавать его придется. На ближайшую
перспективу погашение предыдущей
задолженности будет происходить
за счет ее рефинансирования (таб.3).
Это означает, что ту сумму
задолженности, которая должна
быть погашена в данном году,
придется брать равный ей новый
кредит и за его счет платить
по старым долгам. В итоге в
силу подобного метода погашения
задолженности внешний государственный
долг России останется скорее всего
на уровне 1993 года. В то же время ряд российских
коммерческих банков в обход государственного
законодательства разместили на счетах
иностранных банков около 20 миллиардов
долларов к концу 1993 года и так называемое
бегство капиталов из России не прекращается
и вряд ли прекратится до тех пор, пока
не будет преодолен кризис кредитно-денежной
системы страны, подавлена инфляция и
банковские процентные ставки из негативных
не превратятся в позитивные.
"В течение
1999 года Министерство финансов
РФ осуществляло гибкую политику
управления государственным долгом,
направленную, прежде всего, на
оптимизацию объема новых заимствований
для финансирования дефицита
государственного бюджета, а также
достижение договоренностей с
иностранными кредиторами о частичном
списании и реструктуризации
внешнего долга бывшего СССР".
Основные параметры,
характеризующие объем, структуру
и динамику государственного
долга.
Можно выделить
следующие особенности, связанные
с нынешним состоянием государственного
долга.
1. Государственный долг
России увеличивается в целом
за квартал на 30 млрд.
2. На государственный
долг списывается все текущее
бюджетное недофинансирование за
последние шесть лет, приобретающее
суррогатные формы. Это задолженность
предприятиям АПК, организациям,
осуществляющим северный завоз,
переоформленная в казначейские
векселя, облигационный заем для
погашения товарных обязательств
и задолженности перед Центральным
банком РФ, Пенсионным фондом
и пр.
3. Центральный банк сконцентрировали
свои усилия на узком "облигационном"
сегменте финансового рынка.
4. Отсутствует средне - и
долгосрочное планирование, в том
числе при подготовке проекта
федерального бюджета, состава
и объема государственного долга,
а также графиков его погашения.
Без подобного прогноза, хотя
бы на двух - трехгодичный период,
невозможно проводить перспективный
анализ ситуации.
5. Рынок российских государственных
ценных бумаг станет цивилизованным
только при увеличении числа
инструментов и доли долгосрочных
бумаг (со сроками обращения
5-30 лет), что произойдет не ранее,
чем через два-три года. Управление
государственными пассивами на
первом этапе требует обеспечения
единообразного подхода к отражению
в бюджете операций с долговыми
обязательствами государства.
6. Понятия внутреннего
и внешнего долга постепенно
смыкаются. Этот процесс ускоряется
при использовании такой формы
заимствования, как выпуск ценных
бумаг, в том числе номинированных
в валюте. С одной стороны, наблюдается
массовый приток средств нерезидентов
на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента
внутренних заимствований), с другой
- происходит смешение понятий
- "внутренний валютный долг".
С допуском нерезидентов на
рынок ГКО-ОФЗ изменились основные
агрегаты платежного баланса
РФ, в частности, по оценкам
Центрального банка РФ, сальдо
по счету текущих операций
уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл.
по сравнению с предыдущим
годом. Сегодня Центральный банк
фактически вынужден брать на
себя не свойственные ему функции
гаранта по сделкам нерезидентов
с ГКО. Такие дополнительные
риски не способствуют решению
главной задачи, возложенной на
ЦБР, - поддержания устойчивости
российской денежно-кредитной системы.
Присоединение Российской Федерации
к статье 8 Устава МВФ и переход
к конвертируемости рубля по
текущим операциям ускорят процесс
"срастания" двух видов государственного
долга. С выпуском еврооблигаций
и их размещением среди как
нерезидентов, так и резидентов
совершенно иной характер приобретает
задача маневрирования рублевыми и валютными
пассивами.
2.2 Основные направления
денежно-кредитной политики на 2012
год и период 2013 и 2014 годов
Основные
направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2012
год и период 2013 и 2014 годов подготовлены
в соответствии со статьей 45
Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)"
и информируют общественность о целях,
стоящих перед Банком России в этой области
макроэкономического регулирования,
инструментах и условиях достижения целей.
В предстоящий трехлетний
период Банк России завершит переход
к таргетированию инфляции на основе
установления целевого интервала изменения
индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие
годы денежно-кредитная политика Банка
России будет сосредоточена на
последовательном снижении инфляции,
а в более отдаленной перспективе
- на поддержании стабильно низких темпов
роста цен (стабильности цен). Такая политика
будет способствовать обеспечению устойчивого
экономического роста и повышению благосостояния
населения.
В
рамках выбранной стратегии ставится
задача снизить инфляцию до 4-5%
в годовом выражении 2014 году. Реализация
денежно-кредитной политики будет
проходить в условиях гибкого
курсообразования. При этом Банк России
сохранит свое присутствие на валютном
рынке исключительно с целью сглаживания
избыточной волатильности валютного курса,
не оказывая влияния на тенденции в его
динамике, формируемые фундаментальными
факторами. Это позволит избежать рисков
для стабильности российской финансовой
системы вследствие чрезмерно резких
колебаний валютного курса и в то же время
поможет адаптации экономических агентов
к работе в условиях практически свободно
плавающего валютного курса.
Последовательное
сокращение прямого вмешательства
Банка России в процессы курсообразования
означает уменьшение влияния операций
по купле-продаже Банком России иностранной
валюты на внутреннем рынке на формирование
ликвидности банковского сектора. В связи
с этим политика управления процентными
ставками становится ключевой в процессе
денежно-кредитного регулирования.
В качестве операционного ориентира процентной
политики Банк России будет использовать
краткосрочную процентную ставку рынка
межбанковских кредитов. Ее изменение
передает сигнал участникам рынка об ужесточении
или смягчении денежно-кредитной политики
и влияет на средне- и долгосрочные процентные
ставки. Тем самым происходит необходимое
для воздействия на инфляцию изменение
спроса в экономике.
Решения в области процентной
политики Банк России будет принимать,
как правило, на ежемесячной основе. Поскольку
воздействие мер денежно-кредитной
политики на динамику инфляции распределяется
во времени, при принятии решений Банк
России будет ориентироваться на оценки
ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые
решения будут опираться на широкий анализ
рисков для достижения цели по снижению
инфляции как со стороны факторов спроса
и предложения в экономике, имеющих кратко-
и среднесрочный характер воздействия
на инфляционные процессы, так и со стороны
монетарных факторов, динамика которых
определяет средне- и долгосрочную
траекторию инфляции. При необходимости
Банк России, помимо мер процентной политики,
будет использовать весь спектр имеющихся
в его распоряжении инструментов.
Учитывая уроки финансово-экономического
кризиса, Банк России намерен уделять
пристальное внимание вопросам финансовой
стабильности. Они приобретают особую
актуальность и с той точки зрения, что
банковская система является основным
звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной
политики в реальный сектор экономики.
От степени стабильности и эффективности
работы системы финансового посредничества
зависит не только достижение цели денежно-кредитной
политики по снижению инфляции,
поддержанию ценовой стабильности, но
и состояние общего макроэкономического
равновесия. Исследование процессов,
происходящих в финансовом секторе экономики
(в том числе постоянный мониторинг движения
цен на рынках недвижимости и фондовых
рынках, анализ тенденций в динамике денежных
агрегатов и кредитной активности), поможет
заранее определить вероятность возникновения
финансовых дисбалансов и
предпринять своевременные действия в
области денежно-кредитной политики и
банковского регулирования по их предотвращению.
В
целях поддержания финансовой
стабильности предполагается уделить
повышенное внимание своевременной
идентификации и оценке принятых банками
рисков, обеспечению прозрачности
деятельности кредитных организаций,
в первую очередь в целях выявления проблем
на ранней стадии. Одним из основных инструментов
реализации этих задач послужит развитие
риск - ориентированных подходов при осуществлении
надзора, базирующихся на лучшей зарубежной
практике. Продолжится использование
дифференцированного режима надзора за
отдельными кредитными организациями
в зависимости от их системной значимости,
уровня прозрачности, сложности бизнеса
и степени соблюдения регулятивных
норм. В отношении системно значимых банков
с учетом международного опыта и особенностей
национальной экономики будут
применяться дополнительные механизмы
регулирования и контроля.
Успешность
реализации стратегии денежно-кредитной
политики во многом будет определяться
успешностью решения задач по
развитию инфраструктуры финансовых
рынков и расширению их емкости.
Банк России будет уделять
также внимание дальнейшему совершенствованию
российской национальной платежной
системы, бесперебойная и эффективная
работа которой, в том числе
во взаимодействии с зарубежными
платежными системами, является необходимым
условием повышения действенности
мер денежно-кредитного регулирования,
обеспечения финансовой стабильности,
улучшения инвестиционного климата в
стране.
Результативность денежно-кредитной
политики во многом зависит
от состояния государственных
финансов. Последовательное проведение
бюджетной политики, направленной
на постепенное сокращение дефицита
и обеспечение долгосрочной сбалансированности
и устойчивости бюджетной системы,
будет вносить позитивный вклад
в поддержание финансовой и
макроэкономической стабильности,
создавая, таким образом, благоприятные
условия для достижения
целей денежно-кредитной политики.
Банк России будет придерживаться
практики регулярного разъяснения
широкой общественности целей
и содержания денежно-кредитной
политики, приводить оценки макроэкономической
ситуации, послужившие основанием
для его решений. Повышение
информационной открытости Банка
России в этой области будет
способствовать улучшению управления
инфляционными ожиданиями и создавать
фундамент для обеспечения доверия к проводимой
денежно-кредитной политики.
2.3 Проблемы и
пути решения государственного
кредита
Считается, что государственные
займы менее опасны, чем эмиссия.
Но и они оказывают заметное негативное
воздействие на экономику.
Во-первых, правительство
часто прибегает к принудительному
их размещению, что нарушает рыночную
мотивацию деятельности частных
финансовых институтов.
Во-вторых, практика выпуска
государственных ценных бумаг, мобилизуя
свободные средства финансового
рынка, увеличивает среднюю рыночную
ставку процента. Это ведет к удорожанию
кредита, снижению инвестиций в частном
секторе, падению чистого экспорта
и частично — к снижению потребительских
расходов. В итоге возникает эффект
вытеснения производственных инвестиций
финансовыми, который значительно ослабляет
стимулирующий эффект фискальной политики.
В-третьих, долговые обязательства
государства, накапливаясь, формируют
внутренний и внешний государственный
долг. Его приходится выплачивать
с процентами. Поэтому правительства
прибегают к новым займам; покрывая
старые долги, они делают еще большие
новые (практика рефинансирования государственного
долга). Долговое финансирование бюджетного
дефицита нередко рассматривается
как антиинфляционная альтернатива
монетизации дефицита. Однако долговой
способ не устраняет угрозы роста
инфляции. Он только создает временную
отсрочку для этого роста, что характерно
для многих переходных экономик, в том
числе и для российской, тем более, если
учитывать имеющуюся у Центрального банка
РФ возможность скупки государственных
облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.
Эффективное управление государственным
долгом должно максимально способствовать
решению задач, определенных финансовой
политикой. Вопросы управления государственным
долгом в настоящее время регулируются
Бюджетным кодексом Российской Федерации,
введенным в действие с 1 января 2000 г., Федеральным
законом от 29 июля 1998 г. № 458 «Об особенностях
эмиссии и обращения государственных
и муниципальных ценных бумаг», федеральными
законами о бюджете на очередной финансовый
год, постановлением Правительства Российской
Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой
системе управления государственным долгом
Российской Федерации», другими нормативно-правовыми
документами, в частности актами Банка
России и Внешэкономбанка.
Анализ имеющейся законодательной
базы в сфере государственного долга
позволяет сделать вывод, что
вопросы правового регулирования
управления государственным долгом
в настоящее время получили недостаточно
полное и четкое юридическое закрепление.
Также существенным недостатком
управления государственным долгом
является недостаточная разработка
законодательно установленных целей
государственных заимствований. В
то же время необходимо четко законодательно
определить процедуры и механизмы
взаимодействия и координации соответствующих
органов, их функции и ответственность,
а также механизм обмена информацией
между государственными органами, осуществляющими
валютную, денежно-кредитную, долговую
и бюджетную политику.