Формирование кредитной политики банка и её роль в обеспечении нормальных взаимоотношений банка и клиента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование кредита как экономической категории в условиях рыночной экономики с точки зрения его характеристик.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие теоретические и практические задачи, определившие логику работы и ее структуру:

исследовать нормативную базу, регулирующую кредитные отношения между банком и заемщиком;
обозначить роль потребительского кредита как одного из элементов, позволяющего ускорить оборот товаров и удовлетворить потребности потребителей;
охарактеризовать формы кредита как элементы его теоретической базы и рассмотреть банковский кредит как основную форму кредита;
раскрыть принципы кредита и их значение для контроля исполнения заемщиком своих обязательств перед банком;
выделить виды кредита и их роль с точки зрения возврата кредита в срок и совершенствования методов кредитования;
исследовать назначение кредитной политики банка для привлечения клиентов;
изучить стратегию развития национальной банковской системы как направления развития банковского бизнеса.

Содержание

Введение
1 Роль кредита в развитии экономики
1.1 Кредит как экономическая категория в условиях рыночной экономики
1.2 Законодательная и нормативная база регулирования кредитных отношений
1.3 Роль кредита, выдаваемого на нужды населения
2. Банковский кредит и принципы кредита
2.1 Банковский кредит как основная форма кредита
2.2 Принципы кредита и их значение для исполнения банком обязательств перед клиентами
3. Формирование кредитной политики банка и её роль в обеспечении нормальных взаимоотношений банка и клиента
3.1 Назначение кредитной политики для банка
3.2 Стратегия развития банковской системы России
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Банковский кредит и его роль в российской экономике.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

     Задачи  развития экономики:

  1. Конкурентоспособность (инновации)
  2. Удлинение финансовых ресурсов (инвестиции)
  3. Усложнение банковской системы (институты)
  4. Повышение доступности и охвата, решение социальных задач: преодоление общественного и территориального неравенства (инфраструктура)

     Новая стратегия развития включает:

  1. Использование средств государственных фондов в качестве катализатора роста
  2. Долгосрочные ресурсы, включающие рынок капиталов: ипотечные ценные бумаги, корпоративные облигации, секьюритизация, жилищные накопительные и безотзывные вклады, пенсионные накопления и средства страховщиков, заимствования на зарубежных рынках.
  3. Вовлечение в рыночный оборот нефинансовых активов (залоговые права, спецификация прав собственности, интеллектуальная собственность и исключительные права, оформление прав на землю, недвижимость, недра и иные природные ресурсы).
  4. Упрощение доступа банков к ликвидности.
  5. Кратное повышение доступности финансовых услуг.
  6. Широкое внедрение финансовых инноваций.

     Стратегии укрепления региональных банков предполагают дифференциацию регулирования и его либерализацию, упрощение доступа к рефинансированию, участие в региональных и муниципальных программах развития, освоение новых кредитных и финансовых продуктов, привлечение новых акционеров, в том числе Банка развития, и партнеров, субординированные кредиты.

     Стратегия повышения доступности финансовых услуг включает следующие аспекты:

  1. Розничные агенты кредитных организаций: дистанционное банковское обслуживание (почтовая инфраструктура как инструмент финансового рынка, кредитные кооперативы и микрофинансовые организации)
  2. Расширение использования платежных карт
  3. Электронные платежные системы
  4. Мобильный банкинг
  5. Системы на основе сети Интернет
  6. Микрофинансирование [11]

     Таким образом, новая стратегия развития банковской системы должна способствовать выводу системы из финансового кризиса и не только восстановить докризисные показатели, но и дать российской экономике преимущества в долгосрочной перспективе.

     Коммерческие  банки в соответствии со своей  спецификой разрабатывают общие  принципы кредитной политики, формируют  ее главную цель, основные направления  кредитования. При определении кредитной политики следует ориентировать кредитную стратегию на диверсификацию, как состава клиентов, так и спектра предоставляемых им ссуд (услуг), что необходимо в условиях конкуренции.

 

Заключение

 

     Как экономическая категория кредит представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Это движение предполагает передачу денежных средств — ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности.

     В настоящее время не существует специально созданного, скольнибудь кодифицированного банковского законодательства, и тем более кредитного законодательства, однако в целях установления системы законодательства, регулирующего кредитные отношения, придерживаются традиционной системы нормативно-правовых актов, построенной по иерархическому признаку. К основным законодательным актам, регулирующим кредитные отношения относят Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" № 86-ФЗ и Федеральный закон № 395-I "О банках и банковской деятельности".

     Классификацию кредита традиционно принято осуществлять по нескольким базовым признакам, к важнейшим из которых следует отнести категории кредитора и заемщика, а также форму, в которой предоставляется конкретная ссуда. Исходя из этого можно выделить следующие шесть достаточно самостоятельных форм кредита, каждая из которых в свою очередь распадается на несколько разновидностей по более детализированным классификационным параметрам. В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кредитором, выделяются следующие формы кредита: банковская, хозяйственная (коммерческая), государственная, международная, гражданская (частная, личная).

     Главной формой кредита по-прежнему является банковский кредит. Именно банки чаще всего предоставляют ссуды хозяйствующим субъектам, которые временно нуждаются в финансовой помощи. Однако не менее популярным является потребительский кредит, так как он дает возможность населению приобретать различные товары и услуги при нехватке собственных денежных средств, что стимулирует эффективность труда для заемщика и ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли для кредитора.

     Кредитные отношения в экономике функционируют  в соответствии с основными принципами, которые наряду с элементами кредита раскрывают его сущность. Основные принципы кредита: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целевой характер, дифференцированность.

     Вид кредита представляет собой более  детальную характеристику кредита по организационно-экономическим признакам. Различные виды кредита обслуживают различные потребности. Метод кредитования можно определить, как совокупность приемов, с помощью которых банки осуществляют выдачу и погашение кредитов. В процессе кредитования используются различные формы кредита.

     Основным  элементом в системе банковского  кредитования являются методы кредитования, т.к. они определяют ряд других элементов кредитной системы, таких, как вид ссудного счёта, способ регулирования ссудной задолженности и др.

     В дореформенный период отечественной  банковской практикой были выработаны два метода кредитования: по остатку и по обороту. В настоящее время при выдаче ссуд коммерческие банки используют другие методы кредитования, опираясь на имеющийся зарубежный опыт, который также основывается на двух методах кредитования.

     Коммерческие  банки разрабатывают общие принципы кредитной политики, определяют ее главную цель, приоритеты на кредитном  рынке и основные направления  кредитования. Воздействие на кредитную политику в целом позволяет, в конечном счете, достичь более глубоких стратегических задач развития экономики.

 

Список  использованных источников и литературы

 
  1. Российская  Федерация. Конституция.
  2. Российская Федерация. Гражданский кодекс.
  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2008 г.)
  4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями от 28 февраля 2009 г.)
  5. Демин Ю. Всё о кредитах [Текст] – Питер, 2007
  6. Каджаева, М.Р. Банковские операции [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Р. Каджаева, С.В. Дубровская. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.
  7. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник [Текст]: кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина – 6-е изд., стер. – М. КНОРУС,2007.-560 с.
  8. Поляк, Г.Б. Финансы, денежное обращение, кредит [Текст]: учебник для вузов/под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 512 с.
  9. Бандурина, Н. В. Система нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn08/04.shtml
  10. Концепция развития финансового рынка до 2020 года [Электронный ресурс] http://www.raexpert.ru/strategy/aksakov.ppt
  11. Методы кредитования и формы ссудных счетов [Электронный ресурс]http://www.creditorus.ru/bankovskiy_credit/bcredit_methods.php

Информация о работе Формирование кредитной политики банка и её роль в обеспечении нормальных взаимоотношений банка и клиента