Формирование и использование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы прибыли
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли
1.2 Виды прибыли
1.3 Роль прибыли в деятельности предприятия
2 Анализ финансового состояния предприятия
2.1 Анализ финансового состояния по данным баланса
2.2 Распределение и использование прибыли предприятия
3 Пути совершенствования увеличения прибыли
3.1 Проблемы совершенствования законодательной базы по налогообложению прибыли российских предприятий
3.2 Факторы и методы, влияющие на увеличение прибыли
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ финансы предприятий.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.

     В акционерных обществах основной  целью распределения прибыли  предприятия является обеспечение  необходимой пропорциональности  между текущими выплатами дивидендов  и обеспечением роста рыночной  стоимости акций предприятия за счет капитализации части прибыли.

     Обеспечивая производственные, материальные  и социальные потребности за  счет чистой прибыли, предприятие  должно стремиться к установлению  оптимального соотношения между  фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

     Расширение процессов реформирования  экономики в направлении создания  полноценных рыночных отношений  сопровождается расширением операций субъектами хозяйственной деятельности на рынке ценных бумаг. Предприятия различных форм собственности могут вкладывать (инвестировать) часть своей чистой прибыли в приобретение акций акционерных обществ, облигаций (как других предприятий, так и муниципальных, государственных). Альтернативными формами инвестирования чистой прибыли могут быть вложения средств в совместные предприятия (в т.ч. с участием иностранного капитала), их размещение на банковских депозитах, в других формах финансовых вложений.

     Прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия, служит не только  источником финансирования производственного,  социального развития и материального  поощрения, но и используется  в случаях нарушения предприятием  действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником которых является чистая прибыль.

     В условиях перехода к рыночным  отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.

     Размер этого резерва должен  составлять от 5 до 15% уставного фонда.  Ежегодно резервный фонд должен  пополняться за счет отчислений  от прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия. Кроме покрытия возможных  убытков от деловых рисков  финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

     Итак, подводя итог по распределению  прибыли, можно сказать, что  прибыль распределяется между  государством, собственниками и  самим предприятием. Экономически  обоснованная система распределения  прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

3    ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ  ПРИБЫЛИ

3.1 ПРОБЛЕМЫ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ПРИБЫЛИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

      Главная проблема, возникающая  при  налогообложении  прибыли, это  не размер ставки, а  порядок определения налогооблагаемой базы. В сложившихся экономических  условиях  предприятия  часто  вынуждены реализовывать свою продукцию по  цене  не  выше  фактической  себестоимости. Действующее налоговое законодательство не запрещает проводить эту  операцию, но  если  в  бухгалтерском  учете  выручка   для   определения   финансового результата  отражается  в  фактически  полученных  суммах,  то   для   целей налогообложения выручка может отражаться по-разному. Таким  образом,  особую важность приобретает определение рыночной  цены.

      Тема  рыночных цен на продукцию (работы, услуги)  одна  из  наименее методически  проработанных  тем  в  нормативных  актах  по  налогообложению. Слабым местом порядка определения рыночной цены  для  целей  налогообложения реализации продукции по ценам не  выше  себестоимости   является  отсутствие нормативно-правового акта, в котором был бы  конкретно  изложен  приемлемый, универсальный  метод  определения   рыночной   цены   продукции,   одинаково обязательный как для предприятий, так и для налоговых  органов.  Разработать такой универсальный метод  не  только  чрезвычайно  трудно,  но  и  вряд  ли возможно,  если  от  метода  требуется, чтобы  он  мог  быть  одновременно пригоден для разных видов производств. Но если  не всегда  можно  определить для целей налогообложения рыночную цену продукции в строгом  соответствии  с нормативно-правовыми актами, то еще труднее определить таким образом рыночную цену для целей налогообложения применительно к работе  или услуге.

      Практически   возможно  определение  рыночных  цен  только  на  элементарные работы и услуги, состоящие из минимального количества операций, и на  широко распространенные, состоящие из однотипных, повторяющихся операций. Определить же  рыночную  цену  работы  или  услуги,  носящей  индивидуальный характер, практически невозможно. Именно этими трудностями  объясняется  то, что в  нормативных  актах  только  формулируется  понятие  рыночной  цены  и указываются основные принципы ее определения, но не дается конкретный  метод ее определения.

     Все вышеизложенное свидетельствует  о том, что простота и доступность восприятия налога на прибыль в данном случае не соблюдается. Налогоплательщик  вынужден  прилагать  время  и  средства  на  определение рыночных  цен  и  аналогичной  продукции  (привлечение  оценщиков  для  этих целей). Одна  из  важнейших  перспективных  задач  совершенствования  системы налогообложения прибыли – это  ослабление  ее  фискальной  направленности, либерализация  при    повышении    четкости     и    ясности    налогового законодательства, ликвидация  многочисловой  и противоречивой   нормативной базы, сложных и   неопределенных   налоговых процедур. Реформирование налогообложения прибыли, как и налоговой системы в  целом, должно  опираться только на  воспроизводственный  принцип,  налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность,  повышение  производительности  труда.

  Для Российской Федерации характерно значительное бремя налогов на прибыль и доходы предпринимателей, что подтверждается высоким удельным весом налогов в прибыли юридических лиц. Это обусловлено ставками налога, которые превышают допустимый уровень,  и широким охватом налоговых объектов.      

     Юридические лица страдают в первую очередь от прямых налогов — налога на прибыль  предприятий и налога на имущество, а также от огромного количества региональных и местных налогов. Права юридических лиц в области налогообложения крайне ограничены, они почти бесправны перед налоговыми органами. Финансовые санкции слишком жесткие и взимаются в бесспорном порядке.

        Налоговая тяжесть предпринимателя  усиливается в результате косвенных налогов – НДС, акцизов и таможенных пошлин, которые затрагивают предприятия, если они выступают конечными потребителями товаров (работ, услуг), облагаемых этими налогами. К указанным налогам следует добавить страховые взносы в социальные внебюджетные фонды. В конечном счете косвенные налоги вместе со страховыми взносами ведут к росту цен на продукцию, а следовательно, к усилению инфляции.

   В целях совершенствования налоговой  системы Российской Федерации и  приближения ее к общемировой  необходимо осуществить следующие изменения: 

    - сократить  количество налогов прежде всего  на юридических лиц, которое  в отдельных регионах достигает  нескольких десятков, осложняя работу  как налоговым органам, так  и финансовым службам предприятия;

    -  отменить малоэффективные и редко используемые налоговые льготы, которые затрудняют расчеты налогов;

    -  ограничить изменения и дополнения  налогообложения в течение финансового  года, т.е. обеспечить стабильность  налоговой системы;

    - несколько  ослабить налоговые санкции за  неумышленные нарушения  налогового  законодательства, отменить  взыскание штрафов в бесспорном порядке, а их изъятие осуществлять по решению суда;

    - улучшить  работу налоговых органов в  целях обеспечения полного и  своевременного получения налоговых  доходов в бюджет, а также недопущения налоговых уклонений.

  Все эти изменения позволят налогоплательщику быть уверенными в соблюдении своих прав и в конечном счете будут способствовать большей привлекательности предпринимательской деятельности в России. 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 ФАКТОРЫ И МЕТОДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ

      Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности организации (их называют внутренние), являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, реализация ее на более выгодных рынках сбыта, повышение эффективности использование производственных фондов, ростов производительности труда, компетентность руководства и т.д. Эти факторы можно условно подразделить на производственные, коммерческие, финансовые.

     Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью, соответственно – качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д.

      Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно - экономическое обеспечение.

      Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой – на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что, в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу).

      Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно; ценовое регулирование в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование и привлечение денежных ресурсов на финансовых ресурсах, - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип «время – деньги»: чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота, предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другим мерам воздействия.

      К факторам, не зависящим от деятельности организации (внешние), относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, уровень налогов и тарифов, нормы амортизируемых отчислений, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции.

      Увеличение прибыли в результате производственной деятельности дает возможность предприятию заработать средства на производственное и социальное развитие, материальное поощрение, причем это становится функцией самого предприятия. В то же время рост прибыли на предприятии означает и увеличение отчислений в государственный бюджет.

      Коммерческий успех предприятия и, в конечном итоге, его жизнь зависят от возврата вложенных средств через реализацию продукции, следовательно, эффективность маркетинга играет важную роль в деятельности предприятия.

      Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором роста прибыли. В снижении себестоимости продукции наиболее полно отражается экономия материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие. Максимальная мобилизация резервов снижения себестоимости продукции является важным условием эффективного функционирования предприятия.

Информация о работе Формирование и использование прибыли предприятия