Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:22, курсовая работа
Социальная защита населения - одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска (старости, инвалидности и т.п.).
Роль социального обеспечения и его важнейшей составной части - социального страхования в условиях реформирования экономики России, становления новых отношений в обществе значительно возрастает.
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты социального страхования и деятельности Фонда социального страхования РФ………………………………………………..4
1.1 Экономическая сущность социального страхования……………….4
1.2 Необходимость создания и задачи Фонда социального страхования……………………………………………………………………8
1.3 Правовые аспекты деятельности Фонда социального страхования…………………………………………………………………..13
2. Анализ современного состояния и перспективы развития Фонда социального страхования РФ………………………………………………..16
2.1 Оценка доходной части бюджета Фонда социального страхования……………………………………………………………………16
2.2 Анализ расходования средств Фонда социального страхования.......................................................................................................19
2.3 Направления повышения роли Фонда социального страхования в реализации социальных задач государства………………………………….23
Выводы и предложения……………………………………………………....26
Список использованной литературы……………………………………...…29
2.3. Направления повышения роли фонда социального страхования в реализации социальных задач государства
С точки зрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно строить эффективную систему социального страхования по всем видам социальных рисков. Для этого уже существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы действия всех участников такого строительства носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России.
Я считаю, основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России. В частности в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования: пенсионное страхование по старости и по инвалидности, как врожденной, так и приобретенной; трудовое пенсионное страхование; медицинское социальное страхование и социальное страхование работников от временной нетрудоспособности в связи с заболеванием; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование по безработице и неполной занятости; возможно, некоторые другие виды. Перечень видов социального страхования должен присутствовать в законе в явном виде, но он должен иметь открытый характер.
В законе должны быть точно перечислены участники системы социального страхования: застрахованные лица, в первую очередь – работники; страхователи – в первую очередь работодатели, сами застрахованные лица, в том числе работники, в некоторых случаях – государство в лице Правительства Российской Федерации; страховщики – в первую очередь государственные фонды (пенсионный, медико-социального страхования и другие), негосударственные фонды и страховые компании; участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц.
Фонд социального страхования РФ и его региональные отделения, являющиеся самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, фактически выполняют организационные и финансово - контрольные функции. Такое исторически сложившееся построение системы государственного социального страхования позволяет поддерживать низкий уровень затрат на содержание исполнительных органов Фонда и в то же время обеспечивать достаточно эффективное, рациональное её функционирование.
В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.
Выводы и предложения
Социальное страхование представляет собой часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
Направлениями расходов фонда являются: выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение; оплата путёвок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичная оплата путёвок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.
Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств.
Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.
Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и, прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права – трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.
В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.
Список использованной литературы
I.Нормативно-правовые материалы:
II.Специальная литература:
4. Гусаров, В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2007- 106 с.
5. Ковалев, В. В. Управление финансами: Учеб. пособие / В.В. Ковалев. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2007. - 160 с.
6. Ольховская, Д.И. Страхование. Учебник. М.:2008- 371 с.
7. Парамонова, О.Ю. Формирование и использование средств Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути решения /О.Ю. Парамонова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2007 - №6,С.106-108.
8. Поляк, Г.Б.Фонд социального страхования: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити - Дана, 2008-319-341 с.
9. Сулейманова, Г.В. Обеспечение и социальное страхование,– М.-2007- 377 с.
10. Цикалович, Ю.В.Страхование в России. Учебник. Москва: «Чайка».-2007.-408 с.
11.
Шахов, В.В.. Страхование. Учебник. Москва:
Эксмо-Пресс, 2007.-408с.
III.Интернет-ресурсы:
12. www. fss. ru
13. www. minfin. ru
Информация о работе Фонда социального страхования РФ, перспективы развития