Фонд национального благосостояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 23:26, доклад

Описание работы

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.

Работа содержит 1 файл

Фонд национального благосостояния.docx

— 20.30 Кб (Скачать)

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств  федерального бюджета, подлежащих обособленному  учету и управлению в целях  обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.

Фонд был сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного  фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Фонд национального благосостояния формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета и  доходов от управления средствами Фонда  национального благосостояния.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный  из всех видов месторождений  углеводородного сырья, газовый  конденсат из всех видов месторождений  углеводородного сырья);

- вывозных таможенных пошлин  на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин  на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин  на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных  нефтегазовых доходов в виде нефтегазового  трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период.

Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:

- в 2008 году - 6,1 %;

- в 2009 году - 5,5 %;

- в 2010 году - 4,5 %;

- в 2011 и далее - 3,7%.

После формирования нефтегазового  трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный  фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера  нефтегазовые доходы направляются в  Фонд национального благосостояния.

Другим источником формирования Фонда  национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Фонда национального  благосостояния не зачисляются в  Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов  Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством  в Центральном банке РФ.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Целями управления средствами Фонда  национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств  Фонда и стабильного уровня доходов  от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда  в указанных целях допускает  возможность получения отрицательных  финансовых результатов в краткосрочном  периоде.

Управление средствами Фонда национального  благосостояния осуществляется Министерством  финансов РФ в порядке, установленном  Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального  благосостояния могут осуществляться Центральным банком РФ. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления  отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального  благосостояния порядок привлечения  указанных организаций, а также  требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством РФ.

Управление средствами Фонда национального  благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путем приобретения за счет  средств Фонда иностранной валюты  и ее размещения на счетах  по учету средств Фонда национального  благосостояния в иностранной  валюте (долларах США, евро, фунтах  стерлингов) в Центральном банке  РФ. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда  в иностранную валюту и финансовые  активы, номинированные в российских  рублях и разрешенной иностранной  валюте (далее - разрешенные финансовые  активы).

Министерство финансов РФ управляет  средствами Фонда национального  благосостояния в соответствии с  первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном  банке РФ следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов РФ порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством РФ.

Правительство РФ устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов  в общем объеме размещенных средств  Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности  управления средствами Фонда национального  благосостояния Министерство финансов РФ уполномочено утверждать нормативные  доли разрешенных финансовых активов  в общем объеме размещенных средств  Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством РФ.

Правительство РФ установило следующие  требования к финансовым активам:

1) Средства Фонда национального  благосостояния могут размещаться  в долговые обязательства в  виде ценных бумаг иностранных  государств, иностранных государственных  агентств и центральных банков  следующих стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Финляндия, Франция, Швеция.

2) Долговые обязательства должны  соответствовать следующим требованиям:

- иностранные эмитенты долговых  обязательств должны иметь рейтинг  долгосрочной кредитоспособности  не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). Если иностранному эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

- российские эмитенты долговых  обязательств должны иметь рейтинг  долгосрочной кредитоспособности  не ниже уровня "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтинге" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) либо не ниже уровня "ВааЗ" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторе Сервис" (Moody's Investors Service). Если российскому эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

- сроки погашения выпусков долговых  обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения  не предусматривают права эмитента  осуществить досрочно их выкуп  (погашение);

- условия выпуска и обращения  долговых обязательств иностранных  эмитентов не предусматривают  права владельца долговых обязательств  досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

- нормативы минимального и максимального  сроков до погашения выпусков  долговых обязательств, установленные  Министерством финансов РФ, являются  обязательными;

- ставка купонного дохода, выплачиваемого  по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых  обязательств являются фиксированными;

- номинал долговых обязательств  является фиксированным и выражается  в российских рублях, долларах  США, евро или фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам  осуществляются в валюте номинала;

- объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет  не менее 1 млрд. рублей для  долговых обязательств, номинированных  в российских рублях, 1 млрд. долларов  США для долговых обязательств, номинированных в долларах США,  не менее 1 млрд. евро - для долговых  обязательств, номинированных в  евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов  стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

- выпуски долговых обязательств  не являются выпусками, предназначенными  для частного (непубличного) размещения.

3) К международным финансовым  организациям, в долговые обязательства  которых могут размещаться средства  Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства  (в том числе оформленные ценными  бумагами) следующих институтов:

- Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

- Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

- Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

-Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

- Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

- Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

- Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

- Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

4) Акции юридических лиц и  паи (доли участия) инвестиционных  фондов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния должны соответствовать следующим требованиям:

- акции юридических лиц должны  входить в котировальный список  как минимум одной фондовой  биржи;

- акции иностранных эмитентов  должны входить в перечни ценных  бумаг, используемые для расчета  фондовых индексов "ЭмЭсСиАй Ворлд Индекс" (MSCI World Index) и "ЭфТиЭсИ Олл-Ворлд Индекс" (FTSE All-World Index);

- акции российских эмитентов  должны входить в перечни ценных  бумаг, используемые для расчета  фондовых индексов "Индекс РТС"  или "Индекс ММВБ";

- в состав активов инвестиционных  фондов, выпустивших паи (доли  участия), должны входить исключительно  разрешенные финансовые активы.

5) При размещении средств Фонда  национального благосостояния на  депозитах и банковских счетах  в банках и кредитных организациях  должны выполняться следующие  требования:

- банк или кредитная организация  должны иметь рейтинг долгосрочной  кредитоспособности не ниже уровня  «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

- нормативы минимального и максимального  сроков размещения средств Фонда  национального благосостояния на  депозитах в банках и кредитных  организациях, установленные Министерством  финансов РФ, являются обязательными;

6) При размещении средств Фонда  национального благосостояния на  депозитах в государственной  корпорации "Банк развития и  внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" должны выполняться  следующие требования:

а) средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов;

б) максимально допустимая совокупная сумма, в пределах которой средства могут размещаться на депозитах  в российских рублях, составляет 655 млрд. рублей, при этом:

- до 175 млрд. рублей может быть  размещено на депозитах, суммы,  сроки и иные существенные  условия по которым определяются  Министерством финансов РФ;

- до 410 млрд. рублей может быть  размещено на депозиты в порядке,  установленном Правительством Российской  Федерации, на следующих условиях:

· по ставке 7 процентов годовых  на срок до 31 декабря 2019 года включительно;

· по ставке 8,5 процента годовых на срок до 31 декабря 2020 года включительно.

- до 40 млрд. рублей может быть  размещено на депозиты по ставке 8,5 процента годовых сроком до 1 июня 2015 года в порядке, установленном  Правительством РФ;

- до 30 млрд. рублей может быть  размещено на депозиты по ставке 8,5 процента годовых сроком до 31 декабря 2017 года в порядке,  установленном Правительством РФ;

- уплата процентов от размещения  средств в течение всего срока осуществляется ежеквартально;

- возможность досрочного возврата  средств допускается с согласия  государственной корпорации "Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)", при  этом проценты от размещения  средств уплачиваются за фактический  срок нахождения средств на  депозите;

Информация о работе Фонд национального благосостояния