Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:49, реферат
Стимулирующая роль финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие любого экономического процесса. Можно назвать следующие рычаги воздействия на экономические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины.
Финансы
— это система денежных отношений в обществе
по поводу образования и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в рамках распределения
и перераспределения валового национального
продукта и национального дохода для решения
экономических, социальных и политических
задач государства. Сущность финансов
проявляется в их функциях, под которыми
понимают «работу», выполняемую финансами.
В соответствии с этим выделим две функции
финансов: образование денежных фондов
и использование денежных фондов. В данном
случае необходимо понять различие между
общественным назначением экономической
категории «финансы» -, что выражается
через функции категории, и ролью категории
в воспроизводственном процессе. Под ролью
финансов следует понимать результаты
их действия. Она шире и многообразнее,
чем функции финансов. Определяя роль
финансов в производственном процессе,
нельзя ограничиваться только сферой
материального производства, подобное
определение существенно снизило бы значимость
финансов в национальной экономике. Будучи
категорией распределения, финансы обслуживают
производственный процесс в целом. Распределение,
осуществляемое финансовым методом, начинается
в сфере материального производства. Функционируя
в этой сфере, финансы обслуживают кругооборот
производственных фондов и участвуют
в создании новой стоимости; благодаря
им распределяется реализованная стоимость
и формируются доходы, накопления и отчисления;
на их основе образуются денежные фонды
целевого назначения, предназначенные
для удовлетворения разнообразных общественных
потребностей. Финансы могут активно влиять
на производство. Формируемые денежные
фонды целевого назначения способны создавать
предпосылки для изменения структуры
и динамики производства.
Расширенное воспроизводство включает
непрерывное возобновление и расширение
производственных фондов, рост ВВП и его
главной части — национального дохода,
воспроизводство рабочей силы и производственных
отношений. Оно осуществляется с использованием
товарно-денежных, финансовых и кредитных
отношений. Важная роль в воспроизводстве
всех составных частей ВВП принадлежит
государственным финансам и финансам
предприятий.
- состав затрат, относимых на себестоимость продукции;
- методы применения амортизационных отчислений;
- объекты и ставки налогообложения;
- сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;
- состав
внереализационных расходов, принимаемых
в расчет налогооблагаемой прибыли. Одной
из причин сокращения инвестиционной
деятельности в производственной сфере
по всем народнохозяйственным комплексам
– кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно
велика роль финансов в расширенном воспроизводстве
предприятий различных форм собственности,
поскольку при их непосредственном участии
создается ВВП и происходит его распределение
внутри предприятий и отраслей. Несмотря
на резкое снижение бюджетного финансирования,
условия расширенного воспроизводства
для предприятий в рыночной экономике
облегчаются вследствие возросшей доли
прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся
амортизации в результате переоценки
основных фондов, возможностей привлечения
банковских кредитов и других форм заимствования
на финансовом рынке. В недавнем прошлом
в рамках административно-командной системы
роль финансов была незначительной и сводилась,
как правило, к контролю за сбором налогов.
При этом вся прибыль организаций изымалась,
а при необходимости денежные средства
выделялись из государственного бюджета. В
рамках рыночных условий роль финансов
в расширенном производстве существенно
возросла. Финансы стали играть следующую
роль: · финансовое обеспечение потребностей
расширенного производства, предполагающем
покрытие затрат за счет финансовых ресурсов
(собственных, заемных и привлеченных
средств); · финансовое регулирование социальных
и экономических процессов, представляющем
собой изменение темпов роста отдельных
структурных подразделений с целью перестройки
производства в соответствии с изменившимися
потребностями общества; · финансовое
стимулирование эффективного использования
всех видов экономических ресурсов, осуществляемом
через эффективное вложение финансовых
ресурсов, создание поощрительных фондов,
использование бюджетных стимулов и финансовых
санкций. Финансовая система строится
на финансовых отношениях, охватывающих
такие сферы экономических денежных отношений,
которые опосредуют кругооборот децентрализованных
денежных фондов организаций разных форм
собственности, а также связанных с формированием
и использованием централизованных денежных
фондов, аккумулирующихся в бюджетной
системе. Финансы, являясь частью финансового
механизма, тесно связаны с процессом
производства, который существует в разных
экономических формациях, непосредственно
связаны с товарно-денежными отношениями
и государством, представляют собой, прежде
всего, стоимостную категорию, осуществляют
распределение (на уровне микроэкономики)
и перераспределение (на уровне макроэкономики)
ВВП и национального дохода. Большое воздействие
на финансы предприятий оказывает налоговая
политика, виды налогов, их ставки,
льготы. Следует отметить, что налоговая
политика в настоящее время не стимулирует
расширенное производство. Фонд накопления
состоит из средств, предназначенных для
расширения воспроизводства и для образования
резервных фондов. Основными направлениями
использования средств являются вложения
в экономику и создание государственных
и страховых фондов. Формирование доходов
и расходование средств производится
в пределах бюджета, утвержденного до
начала года, однако на практике происходит
опережение расходов, то есть необходимость
произвести расходование средств наступает
раньше, чем сформированы доходы. В таких
случаях используется механизм привлечения
государственного кредита. Средства этого
фонда направляются на оборону, управление,
поддержку промышленности и сельского
хозяйства, малого и среднего предпринимательства
и т.п. Фонд потребления также состоит
из двух составных частей: средств фонда
общественного потребления и средств
фонда личного потребления. Через фонды
общественного потребления государство
организует финансирование просвещения,
здравоохранения, социального страхования
и обеспечения. Средства этих фондов также
реализуются через бюджет государства.
Фонд личного потребления подразделяется
на фонды личных накоплений и фонды потребления,
однако формирование и расходование средств
не затрагивает финансовый механизм распределения.
Соотношение между объемами средств фондов
накопления и потребления и количеством
используемых фондов определяется многими
факторами, и в том числе: экономическим
развитием хозяйства страны, влиянием
международного разделения труда и капитала,
инвестиционной сферой, государственным
устройством, уровнем техники и технологии,
устойчивостью национальной валюты и
т. д. Точно определить все соотношения
практически невозможно, так как не рассчитывается
общий финансовый потенциал государства
и экономики, нет фактических данных о
формировании и использовании средств
резервных фондов и фондов личного потребления,
значительна роль теневого сектора в экономике
страны. Расширение сферы социальных расходов
вызывается во многом требованиями научно-технической
революции. Быстрая качественная перестройка
производства требует постоянного изменения
профессиональной структуры рабочей силы,
что влечет за собой дальнейший рост расходов
на образование и переквалификацию кадров. И
прекращение спада производства, и экономический
рост возможны только в условиях резкого
увеличения инвестиционных ресурсов,
укрепления покупательной силы рубля,
облегчения налогообложения производственных
предприятий.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и другое. Важный элемент производства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение – финансы. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров. Только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий возможно прекращение спада производства и экономический рост.