Финансы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Переход в 19 в. крупных стран к формированию единого государственного фонда денежных ресурсов означал становление государственного бюджета- части государственной казны. Возникла проблема сохранения бюджетных средств при формировании доходов и на стадии адресного расходования, контроля перехода потоков денежных средств со счета бюджета на счета получателей.

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Глава I. Сущность и правовая основа казначейской системы Российской Федерации 

    1. Сущность  казначейской системы  Российской Федерации
 

Переход в 19 в. крупных  стран к формированию единого  государственного фонда денежных ресурсов означал становление государственного бюджета- части государственной казны. Возникла проблема сохранения бюджетных средств при формировании доходов и на стадии адресного расходования, контроля перехода потоков денежных средств со счета бюджета на счета получателей.

В России, как  и во многих странах, приход и расход государственных денег осуществлялся разными ведомствами, отдельные доходы была адресными по расходам. Отдельные ведомства самостоятельно осуществляли сбор и расходование доходов. Такая система была сопряжена с высокими затратами на содержание государственных финансовых служб.

С созданием  единого фонда денежных средств  объемы государственных финансовых ресурсов возрастали, равно как доходы и расходы государственного бюджета, обеспечивались наличными средствами.

С развитием  банковской системы появилась удобная форма расчетов и денежного оборота, обеспечиваемых безналичными денежными средствами. Таким образом, обозначились предпосылки для слияния принципа единого фонда государственных денежных средств с принципом ведения единой кассы, выбора кассира- учреждения. Которое реально бы получало, целенаправленно и адресно выплачивало деньги из государственного бюджета.

Таким кассиром явился учрежденный в 1821 г. в составе  Министерства финансов России Департамент  Государственного казначейства.

Казенная палата являлась высшим губернским финансовым учреждением. Сфера её деятельности « обычно распространялась на одну административную область или губернию, но на окраинах страны в ведении  одной палаты нередко находилось 2-3 области.

Руководил палатой управляющий, у которого имелись помощники, секретарь, архивариус, чиновники по особым поручениям и по судебным делам.

Основные функции  казенных палат сводились к наблюдению за поступлением государственных доходов  и производством государственных  расходов, управлению кассами Министерства финансов России и работой по сбору налогов.

В работе палат  главным было управление казначействами. Они «еженедельно присылали в  казенные палаты все приходные и  расходные документы, которые там  рассматривались и ревизировались, а затем распределялись по сметным подразделениям доходной и расходной частей бюджета. По исполнении бюджета составлялась детальная месячная отчетность, которая представлялась вместе с документами в местную контрольную палату.

Главное казначейство являлось центральной кассой по обслуживанию нужд центральных учреждений столицы России- Санкт-Петербурга, многочисленных пенсионеров Государственного казначейства, проживающих в столице, занималось распределением бюджетных средств, было хранилищем средств, находящихся в распоряжении центральных учреждений. Накануне Первой мировой войны насчитывалось 811 казначейств, а также 2 казначейские агентуры при отделениях Госбанка - в Юзовке (ныне г. Донецк в Украине) и Бодайбо.

Счетные отделения  казенных палат обрабатывали документы казначейств, формировали материалы для составления текущей и годовой отчетности, вели контроль всех приходных  и расходных документов казначейств по исполнению бюджетов.

В марте 1906г. Государственная  дума приняла порядок рассмотрения росписи доходов и расходов государственного бюджета, производства расходов из казны, не предусмотренных росписью. Важнейшим нововведением являлось и установление сроков предоставления смет в законодательные учреждения. В Государственном совете и Государственной думе статьи доходов рассматривались и принимались по параграфам, а статьи расходов- по номерам (главным подразделениям) росписи.

С целью усиления контроля за расходованием средств  государственного бюджета в 1906г. Департамент  Государственного казначейства разработал новую бюджетную классификацию расходов и формы расходных смет.

Деятельность  казначейств строилась на принципах:

  • Принцип единства кассы предусматривал сосредоточение государственных доходов в кассах банковского учреждения- кассира государства, который оплачивал все государственные расходы.

    В тоже время  бюджеты крупных городов исполнялись, как правило, городскими общественными банками. Вне казначейской деятельности находились сельские и волостные бюджеты. Их обслуживание осуществляли местные кассы.

    В  1896 году произошло слияние «оборотной наличности казначейств с наличностью Госбанка, в результате чего последний получил  в распоряжение значительные суммы  свободной наличности». Одновременно на казначейство было возложено ведение  простейших пассивных  банковских операций.

  • Принцип разграничения процедур распоряжения средствами, хранения и расходования обусловлен организационным построением и подчиненностью Главного казначейства г Санк- Петербурга, казначейств губерний, областей, городов, полевых казначейств. Каждое казначейство выполняло свои задачи и функции по распоряжению, хранению и расходованию средств, ограниченные территориальным признаком их деятельности.
  • Принцип эффективности использования свободных средств на нужды народного хозяйства состоял в том, что «снабжение казначейств денежными средствами производилось по распоряжению губернских казначейств, стягивающих излишки поступлений в кассы своего района и державших их на счетах одногороднего с ним отделения Госбанка. Кроме того, в местностях,  где не было отделений Госбанка, на казначейство возлагались обязанности центральных сберегательных касс.

    Полевые казначейства (кассы) создавались департаментом  Государственного казначейства в связи  с начавшейся  Первой мировой  войной. Эти казначейства отвечали за кассовое обслуживание армии.

    Казначейская  система дореволюционной России по своей сути отвечала требованиям  исполнения государственного бюджета  в мирное время и в условиях ведения военных действий в годы Первой мировой войны Эта система возрождена с декабря 1992 г.  в Российской Федерации.

    Казначейская  система существовала в послереволюционной росси вплоть до проведения кассовой реформы 1925-1928 гг. Государственное казначейство являлось банковским учреждением, выполняло  функции управления доходами и расходами, осуществляло кассовое исполнение бюджета.

    В СССР и в  Российской Федерации до 1992 г. кассовое исполнение государственного бюджета  осуществляли органы Государственного банка СССР.

    Переход России к рыночным отношениям сопровождался ликвидацией централизованной банковской системы, образованием коммерческих банков. Центральный банк России сосредоточил в то время усилия на вопросах организации денежно-кредитной сферы. В стране был ослаблен контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Характерным в то время было несвоевременное зачисление налогов и сборов на счета Минфина России, а также несвоевременное предоставлении отчетности об их поступлении. Банк России практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые с его согласия в погоне за прибылью стали переводить счета в коммерческие банки, тем самым нарушая бюджетный процесс. Закрепление в законодательном порядке самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов освободило финансовые органы от  обязательного контроля за исполнением федерального бюджета. В этой обстановке возникла необходимость воссоздания существовавшей системы кассового исполнения бюджета России-казначейства.

    В целях упорядочения формирования доходов и эффективного управления расходами федерального бюджета Указом Президента РФ от 8 декабря 1992г. № 1556 « О федеральном казначействе» введено казначейское исполнение федерального бюджета.  За девятнадцать лет организационно казначейство прошло путь от Главного управления Федерального казначейства до статуса федеральной службы (Федеральное Казначейство Минфина России). Исполнение бюджетов осуществляется совместно с Банком России через открытые Федеральному казначейству единые счета федерального, региональных и местных бюджетов.

    Полномочия  обеспечивают сострудники центрального аппарта Федеральнго казначейства, его управлений по субъекту Российской Федерации (УФК) и подчиненных им отделений (ОФК).

    Мировая практика определила два основных способа  исполнения бюджетов: казначейскую и банковскую. Возможна и комбинированная схема исполнения бюджета. Преимущества казначейской по сравнению с банковской схемой исполнения бюджета приведены в табл. 1.1.

    Преимущества  казначейской системы подтверждены семинаром, проведенным в Центре повышения качества государственных финансов в г. Любляна (Словения) для руководящих сотрудников казначейств 13 стран Восточной Европы, Центральной Азии и России, по теме «Коллективная программа для определения модели зрелости проектов для казначейств».

    Участниками семинара была обсуждена модель оценки зрелости казначейского исполнения бюджета. Каждой стране- участнице семинара была предоставлена возможность провести оценку созданной ими системы казначейского исполнения бюджета по этапам: « готовность к реформированию», «подготовка реформы», «разработка системы», «закупка», «внедрение», «мониторинг и оценка», 2обслуживание и поддержка».

    Результаты  оценки каждой страны были обобщены и  сопоставлены организаторами семинара

    Оценка параметров Федерального казначейства России свидетельствует о высоком уровне его зрелости, а по оценке международных финансовых организаций, проект создания казначейской системы исполнения бюджета в России является одним из самых масштабных в мире».

Информация о работе Финансы предприятий