Финансы организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов формирования финансовых ресурсов предприятий материального производства.
Задачами данной работы являются:
1. Рассмотрение основных аспектов теории финансов;
2. Анализ формирования финансовых ресурсов предприятия;
3. Определение этапов управления финансовыми отношениями предприятий сферы материального производства.
Курсовая работа основана на учебно-методических материалов ведущих отечественных экономистов, а также современных публикаций в облас

Содержание

Введение
1. Финансы предприятий, их функции
1.1. Сущность финансов
1.2. Функции финансов
1.3. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
1.4. Принципы организации финансов предприятий
2. Финансовые ресурсы предприятий сферы материального производства, источники их формирования
2.1. Понятие финансовых ресурсов, их структура
2.2. Формирование финансовых ресурсов за счет собственных средств предприятия
2.3. Формирование финансовых ресурсов за счет привлеченных средств предприятия
2.4. Проблемы формирования финансовых ресурсов предприятий сферы материального производства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

финансы организаций.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

других  законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).

     Таким образом, для правильной организации  финансирования предпринимательской  деятельности следует классифицировать источники финансирования. Отметим, что классификация источников финансирования в российской практике отличается от зарубежной. В России все источники финансирования предпринимательской деятельности делятся на четыре группы:

собственные средства предприятий и организаций;

заемные средства;

привлеченные  средства;

средства государственного бюджета.

     В зарубежной практике отдельно классифицируют средства предприятия и источники  финансирования его деятельности. Средства предприятия подразделяются на средства краткосрочного назначения и авансированный капитал (долгосрочный средства) последний в свою очередь подразделяется на заемный и собственный капитал. В данной классификации средств предприятия основным элементом является собственный капитал.

     Существует  еще один вариант классификации  средств предприятия, где все  средства делятся на собственные и привлеченные.

     К собственным средствам предприятия  в этом случае относятся:

уставный  капитал (средства от продажи акций  и паевые взносы участников или учредителей);

выручка от реализации;

амортизационные отчисления;

чистая  прибыль предприятия;

резервы, накопленные предприятием;

прочие  взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы).

     К привлеченным средствам относятся:

ссуды банков;

заемные средства, полученные от выпуска облигаций;

средства, полученные от выпуска акций и  других ценных бумаг;

кредиторская  задолженность.

2.2. Формирование финансовых  ресурсов за счет  собственных средств предприятия  

     Финансовую  основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов. Стоимость активов, сформированных за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой «чистые активы предприятия».

     Общая сумма собственного капитала предприятия  отражается итогом первого раздела  «Пассива» отчетного баланса. Структура  статей этого раздела позволяет  четко идентифицировать первоначально  инвестированную его часть (т.е. сумму средств, вложенных собственниками предприятия в процессе его создания) и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.

     Основу  первой части собственного капитала предприятия составляет его уставной капитал.

     Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.

     Формирование  собственного капитала предприятия  подчинено двум основным целям:

     1. Формированию за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов. Сумма собственного капитала предприятия, авансированная в разнообразные виды его внеоборотных активов (основные средства; нематериальные активы; незавершенные строительство; долгосрочные финансовые инвестиции и др.), характеризуется термином собственный

     2. Формированию за счет собственного  капитала определенного объема  оборотных активов. Сумма собственного  капитала, авансированная в разнообразные  виды его оборотных активов  (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции; текущую дебиторскую задолженность; денежные активы и др.), характеризуется термином собственный оборотный капитал.

     В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, — она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов.

     Определенную  роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления; хотя сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают.

     Прочие  внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных  финансовых ресурсов предприятия.

     В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого или акционерного капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).

     В число прочих внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.

     Приумножение  собственного капитала предприятия  связано в первую очередь с  управлением формированием его  собственных финансовых ресурсов. Основной задачей этого управления является обеспечение необходимого уровня самофинансирования развития хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем периоде. 

     2.3. Формирование финансовых  ресурсов за счет  привлеченных средств  предприятия 

     Эффективная финансовая деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

     Хотя  основу любого бизнеса составляет собственный  капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных  средств значительно превосходит  объем собственного капитала. В связи  с этим управление привлечением и  эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

     Процесс управления привлечением заемных средств  предприятием строится по следующим основным этапам.

     1. Анализ привлечения и использования  заемных средств в предшествующем  периоде. Целью такого анализа  является выявление объема, состава  и форм привлечения заемных  средств предприятием, а также  оценка эффективности их использования.

     2. Определение целей привлечения  заемных средств в предстоящем  периоде. Эти средства привлекаются  предприятием на строго целевой  основе, что является одним из  условий последующего эффективного  их использования. 

     3. Определение предельного объема  привлечения заемных средств.

     4. Оценка стоимости привлечения  заемного капитала из различных  источников. Такая оценка проводится  в разрезе различных форм заемного  капитала, привлекаемого предприятием  из внешних и внутренних источников.

     5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.

     6. Определение форм привлечения  заемных средств. Эти формы  дифференцируются в разрезе финансового  кредита; товарного (коммерческого)  кредита; прочих форм. Выбор форм  привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

     7. Определение состава основных  кредиторов. Этот состав определяется  формами привлечения заемных  средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно  его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

     8. Формирование эффективных условий  привлечения кредитов

     9.Обеспечение  эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала.

     10.Обеспечение  своевременных расчетов по полученным  кредитам. С целью этого обеспечения  по наиболее крупным кредитам  может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности. 

     2.4. Проблемы  формирования финансовых ресурсов предприятий сферы материального производства 

     На  данном этапе прослеживаются две  наиболее актуальные проблемы формирования финансовых ресурсов, это высокие  проценты по привлечению кредитов и  займов и соотношения заемного капитала и собственного.

     Каким должно быть итоговое соотношение собственных и заемных средств, этот вопрос, несмотря на все усилия теоретиков финансовой науки, до сих пор не имеет окончательного четкого ответа.

    Одним из ответов на этот вопрос является статья «Риски финансирования в теории и на практике», Елена Бреслав, директора консалтинговой компании Business Matrix, опубликованная в журнале  «Консультант» № 19, 2005 год.

    Вопрос  о структуре финансирования автор  статьи рассматривает с точки  зрения риска бизнеса. Риск бизнеса может быть оценен с точки зрения актива (производственный риск) или пассива (финансовый риск). Количественно риск измеряется так называемым рычагом, или левериджем (от англ. leverage – «рычаг»). Это показатель, который учитывает чувствительность прибыли к колебаниям дохода (производственный леверидж) или процентных выплат (финансовый рычаг). Единого показателя, который бы мог отразить оба вида риска совокупно, теория не дает. Однако считается, что высокий финансовый риск не должен сочетаться с высоким производственным.

     В статье предложена классификация предприятий  по критерию важнейшего фактора производства, по типам бизнеса.

     Бывают  также отрасли, предприятия которых  либо не имеют выраженного типа, либо могут относиться к разным типам  в зависимости от обстоятельств..

     Чтобы высокий производственный риск не соединялся с высоким финансовым, фондоемкие и (иногда) трудоемкие предприятия должны финансироваться преимущественно  собственным капиталом. Только материалоемкий бизнес имеет шанс развиваться с  использованием преимущественно внешнего финансирования – неважно, долгосрочного банковского или товарного кредита поставщиков.

     Создавать фондоемкий бизнес при активном привлечении внешнего финансирования чересчур рискованно, а материалоемкий на собственные средства – нерационально. Однако зачастую фондоемкий бизнес организуется именно в расчете на внешних инвесторов. И это логично: как никакой другой, он нуждается в объемных инвестициях. Однако, для фондоемкого бизнеса очень сложно найти свободные средства в распоряжении одного инвестора. Налицо противоречие: внешнее финансирование привлекать необходимо с позиций создания бизнеса, но нежелательно с позиций рискованности.

     Самый естественный способ преодоления этого  противоречия – ввести разрыв по времени. Бизнес привлекает внешнее финансирование на стадии создания и ослабляет его влияние на стадии развития. Конечно, эти стадии могут перемещаться, и это типично для растущего бизнеса, но общий принцип остается.

     Таким образом, основным документом при принятии решений о крупном инвестировании средств является не предполагаемый отчет о прибыли и убытках, а прогноз движения денежных средств. На данном этапе необходимо обратить внимание на кредитную политику предприятия.

     Для любого экономиста, составлявшего бизнес-планы, известно, что редко какое дело оказывается более успешным, чем это представлялось в замыслах. Причины проблем с чистым денежным потоком можно разделить на две группы:

     - проблемы реализации;

     - проблемы кредитной политики.

     Инкассирование  долгов – очень важная, но неприятная работа, поэтому руководители компаний зачастую непроизвольно игнорируют ее. В большинстве случаев, когда возникают проблемы с денежным потоком, менеджеры направляют свои усилия на рост реализации продукции или услуг. И достигается прямо противоположный результат: чем больше продажи в условиях слабого инкассирования, тем хуже чистый денежный поток. Руководители российских предприятий в настоящее время поняли, что дебиторская задолженность не относится к числу проблем, с которыми надо жить, – ее надо непрерывно решать.

Информация о работе Финансы организаций