Финансы общественных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:20, реферат

Описание работы

В данной работе будет рассмотрено понятие финансов в рыночной экономике, сущность финансов некоммерческих организаций и основные способы финансирования общественных организаций и их подвидов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Сущность и функции финансов 4
1.2. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой 5
1.3. Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 15
ГЛАВА 3. ФИНАНСЫ НЕКОТОРЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 21
4.1. Финансы общественного объединения 21
4.2. Финансы политических партий 25
4.3. Финансы объединений работодателей 30
4.4. Финансы благотворительных организаций 31
4.5. Финансы организаций общин малочисленных народов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Финансы общественных организаций Содержание.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Финансы общественных организаций Содержание:

План  
 
ВВЕДЕНИЕ 2  
1. ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4  
1.1. Сущность и функции финансов 4  
1.2. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой 5  
1.3. Содержание и организация финансов некоммерческих организаций и учреждений 9  
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 15  
ГЛАВА 3. ФИНАНСЫ НЕКОТОРЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 21  
4.1. Финансы общественного объединения 21  
4.2. Финансы политических партий 25  
4.3. Финансы объединений работодателей 30  
4.4. Финансы благотворительных организаций 31  
4.5. Финансы организаций общин малочисленных народов 34  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
 
 
 
 

Введение  
Финансовые возможности общественных организаций играют далеко не последнюю роль в их работе. Расхожей стала фраза: Больше будет средств больше и мероприятий.  
Обычно общественные организации не имеют собственных производств и не занимаются предпринимательством. Главными источниками средств для них являются пожертвования граждан и организаций, членские взносы, крайне редко бюджетные средства. Еще одним источником финансирования для региональных отделений общественных организаций является помощь из Москвы (или столиц субъектов РФ). Но получают они ее, как правило, лишь в период предвыборных кампаний или других важных мероприятий.  
Типичной является ситуация, когда руководители главной трудностью называют недостаток или полное отсутствие денег. Ниже приведены выдержки из интервью, иллюстрирующие сказанное.  
Далеко не у всех организаций накоплен положительный опыт поиска денег. Каждая организация пытается решить собственные проблемы, опираясь на личные связи. Зачастую это выглядит примерно так: спонсоров ищем в основном среди знакомых руководителя и учредителей.  
В целом контакты с коммерческими организациями носят бессистемный и эпизодический характер. В большинстве случаев общественные организации выступают в роли просителей денег или иной помощи.  
Многие благотворительные организации пытаются зарабатывать деньги, некоторые вкладывая имеющиеся средства в коммерческие банки под высокие проценты, некоторые создавая при себе коммерческие структуры, малые предприятия. Далеко не всегда этот мини-бизнес оправдывает себя. В ситуации "дикого бизнеса", когда налоги высоки, чтобы продержаться на плаву, надо все силы отдавать борьбе за прибыль. Общественные организации, безусловно, проигрывают в этой нелегкой борьбе. Они либо увлекаются коммерцией, и тогда страдает их основная работа, либо пытаются зарабатывать деньги от случая к случаю или с помощью посредников, что часто приводит к финансовому краху и потере репутации.  
В случаях, когда финансовые возможности благотворительных фондов невелики, а основным видом деятельности является раздача бесплатной помощи, активисты не заинтересованы в привлечении новых людей и не афишируют свою деятельность. Порой вся работа держится лишь на энтузиазме двух-трех человек, основавших организацию. Существуют серьезные трудности с привлечением волонтеров в тех случаях, когда благотворительная деятельность направлена на узкую группу граждан, и нет никакой идеи, которая смогла бы мобилизовать других людей на их поддержку.  
Сегодня существует целый ряд законодательных и налоговых ограничений, которые не способствуют развитию собственных производств или предпринимательской деятельности некоммерческих структур. Кроме того, члены многих организаций - дети или престарелые люди.  
От умения добиваться финансовой поддержки сегодня зависит многое, но есть и такие организации, которые строят свою работу на схемах, коренным образом отличающихся от привычных.  
Как видно из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что финансы общественных организаций в нашей стране находятся в реальной жизни в зачаточном состоянии, хотя в теории всё выглядит иначе. Причин тому множество основная, на мой взгляд, это отсутствие гражданского общества в нашей стране, в результате чего безразличие множества обычных людей и чиновников не позволяют достигать большинства своих целей общественным организациям, в том числе и в сфере финансов.  
В данной работе будет рассмотрено понятие финансов в рыночной экономике, сущность финансов некоммерческих организаций и основные способы финансирования общественных организаций и их подвидов.
 

1

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота.  
 
По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

  1. Государственные финансы;
  2. Финансы хозяйствующих субъектов.

 
 
Каждое звено выполняет свои задачи, и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему государства.  
 
Задачами общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Общегосударственные финансы охватывают бюджеты (федеральный, других административно-территориальных образований), государственное социальное и имущественное страхование, внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования, занятости населения и др.). Ведущим звеном в финансовой системе являются финансы хозяйствующих субъектов. Это обусловлено тем, что источники финансовых ресурсов формируются на уровне хозяйствующего субъекта. Хозяйствующие субъекты в процессе своей производственно-торговой деятельности вступают в различные финансовые отношения.  
 
Финансовыми отношениями являются денежные отношения хозяйствующего субъекта с:

  1. другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки. Речь идет об отношениях по поставке сырья и сбыту продукции, уплате и взысканию штрафных санкций, выплате арендной платы, оплате фрэнчайзинга и т. п.;
  2. хозяйствующими субъектами при выпуске и распространении ценных бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии в совместной деятельности и т.п.;
  3. работниками данного хозяйствующего субъекта в процессе использования прибыли, при выпуске акций, распространяемых среди членов трудового коллектива, выплате дивидендов по этим акциям, выплате паевых долей, выплате заработной платы и т, п.;
  4. его структурными подразделениями, работающими на внутрихозяйственном подряде по арендным и другим платежам;
  5. его дочерними предприятиями;
  6. налоговой службой при внесении налогов и других платежей;
  7. банковской системой при получении и погашении кредитов, залоге имущества, факторинге, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных вкладах и т. п.;
  8. страховыми компаниями (обществами) по всем видам страхования;
  9. органами государственного управления (фондом госимущества, таможней, МВЭС, МИД и др.) по различного рода платежам (визовый сбор, таможенные пошлины и сборы и т. п.) и при приватизации объектов;
  10. финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, хеджирования, лизинга, селенга и т. п.

 
 
Финансовые отношения хозяйствующего субъекта составляют основу финансов. Финансы выражают форму движения стоимости в производственно-торговом процессе и отражают законченность актов товарно-денежных отношений, общественное признание произведенных потребительных стоимостей, т. е. произведенный товар нашел своего потребителя  
 
Финансы хозяйствующего субъекта выполняют три функции:

  1. формирование денежных фондов (доходы);
  2. использование денежных фондов (расходы);
  3. контроль за формированием и использованием денежных фондов.

 
 
Содержание функций финансов как  экономической категории остается тем же, что при планово-директивной  экономике. Однако их роль и место  в хозяйственном процессе существенно  изменились. В дорыночной экономике  Российской Федерации финансам отводилась роль централизованного сборщика денежных средств для формирования государственного бюджета. Финансовый план предприятия составлялся с одной главной целью - выявить неиспользованные ресурсы и определить сумму платежей в бюджет как сумму превышения доходов предприятия над его расходами. При этом сумма и уровень расходов строго нормировались. Роль прибыли была принижена. Получение прибыли как целевая функция любого предприятия отрицалась. С переходом на рыночную экономику финансы потеряли свое распределительное назначение, а их назначением стало усиление воздействия финансового механизма на расширение инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов, которые являются независимыми в хозяйственном и финансовом отношениях и несут полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Хозяйствующие субъекты, не выполняющие свои обязательства по расчетам, могут быть в судебном порядке объявлены банкротами.  
 
Банкротство означает неспособность хозяйствующего субъекта удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательства должника над его имуществом.  
 
К ликвидационным процедурам относятся: принудительная ликвидация хозяйствующего субъекта-должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного хозяйствующего субъекта под контролем кредиторов осуществляется в процессе конкурсного производства.  
 
Мировое соглашение - это процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и(или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.  
 
Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев. На период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Для внешнего управления арбитражный суд назначает арбитражного управляющего.  
 
Санация - это оздоровление хозяйствующего субъекта-должника, т. е. собственник хозяйствующего субъекта-должника, кредиторы или иные лица оказывают финансовую помощь должнику. Для участия в санации арбитражный суд объявляет конкурс желающих. По решению арбитражного суда может быть проведена принудительная ликвидация хозяйствующего субъекта-должника и конкурсное производство.  
 
Конкурсное производство осуществляется с целью соразмеренного удовлетворения требованиq кредиторов и объявления должника свободным от долгов, а также с целью охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. Конкурсное производство - это процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного хозяйствующего субъекта, в результате которой осуществляется распределение между кредиторами конкурсной массы, т. е. имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.  
 
При рыночной экономике финансовая самостоятельность хозяйствующего субъекта получила новое направление развития. Все финансовые средства хозяйствующего субъекта состоят из двух групп: собственные и чужие. В качестве собственных средств выступают не только прибыль и амортизация, но и вклады учредителей, средства, полученные от продажи ценных бумаг, взносы (вклады).  
 
Сегодня финансы хозяйствующего субъекта - это индикатор его конкурентоспособности, показатель его жизнеспособности в рыночной экономике. Хозяйствующий субъект богат не тем, что у него есть заводы, сырье, работники, а тем, что у него есть рынки. Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара. На рынке сталкиваются спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства  
 
В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты. К ним относятся отдельные физические (предприниматели, инвесторы, вкладчики, фермеры, продавцы, покупатели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты). Экономические субъекты рыночной экономики могут выступать только в качестве продавцов и покупателей. Поэтому процесс продажи на рынке всегда носит название купля-продажа.  
 
Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров. Каждый производитель и потребитель товара имеет свои экономические интересы, которые могут и не совпадать. Если они совпадают, то происходит акт купли-продажи товара. Поэтому рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления. Хозяйствующий субъект зависит от своего рынка. Рынок для данного хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность потребителей, которые заинтересованы в продукции хозяйствующего субъекта снижением покупательной способности потребителей. Это связано с нарушением основного принципа рыночной экономики - равновесием цен, курсов, процентных ставок на основе сбалансированности спроса и предложения. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос.  
 
Если спрос превышает предложение, то цены поднимаются, если предложение превышает спрос, то цены падают.  
 
Отступление от данного правила зачастую ведет к большим финансовым убыткам. Деньги в запасах непродаваемых товаров - это потерянные финансовые ресурсы. При соответствии цены спросу происходит реализация продукции, и покупатель дает хозяйствующему субъекту выручку от реализации продукции (товарооборот). Выручка - это единственный источник дохода хозяйствующего субъекта, который позволяет ему выжить в условиях конкуренции, так как создает условия для самофинансирования и повышает его финансовую конкурентоспособность.  
 
На рынке выигрывает тот, кто имеет больший капитал. Образование хозяйствующего субъекта больших объемов денежных фондов (капитала) позволяет ему активно влиять на цены, на спрос и на торговый процесс, что делает его в финансовом отношении высоко конкурентным. Рыночная экономика определила для финансов новое место в системе хозяйствования. Подавляющее большинство рыночных регуляторов относится к элементам финансового механизма (налог, цена, курс, процент).

Место и роль финансов в  рыночной экономике

 
 
Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.  
 
Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).  
 
Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.  
 
Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.  
 
В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.  
 
Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.  
 
Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.  
 
Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.  
 
По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

  • общественные финансы,
  • финансы хозяйствующего субъекта.

 
 
Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.  
 
В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.  
 
Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

  • Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
  • Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
  • Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

 
 
Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).  
 
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.  
 
Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

  • через эффективное вложение финансовых ресурсов;
  • создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
  • использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
  • использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).
  1. Сущность и функции общественных движений и организаций

     

    1. В самом  общем виде общественное движение  можно определить как “совместное  стремление людей к реализации  общей цели” (Е. Вятр). Общественное движение - это совместная деятельность граждан, преследующих общие социально значимые цели, не имеющих чёткой организационной структуры и фиксированного членства. Характерные черты общественных движений: 
    • многочисленность 
    • широкая социальная база 
    • организационная и идейная аморфность 
    • нестабильность ориентации и состава 
    • стихийность и спонтанность действий 
    Появление общественных движений обычно относят к 19 веку. В их становлении и развитии можно выделить ряд стадий: 
    1. Стадия создания предпосылок движения. Речь идёт о возникновении определённогосоциального беспокойства по поводу той или иной нерешённой проблемы. 
    2. Стадия формулировки целей и задач, на которой люди, стремящиеся к разрешению той или иной проблемы, осознают себя причастными к одному движению. 
    3. Стадия агитации, на которой происходит вербовка сторонниов движения. Пропаганда целей, разъяснение задач движения выходит на первый план. Оно как бы заялвяет о себе, привлекая внимание сочувствующих. 
    4. Стадия развёрнутой деятельности. На этом этапе оно занимается осуществлением своей программы. 
    5. Стадия затухания движения наступает тогда, когда его цели осуществлены либо оказались неосуществимыми. Возможен ряд вариантов развития событий: или окончательная ликвидация движения, или его бюрократизация и переход в новое состояние, или возрождение на новой основе. Окончательная остановка существования движения возможна только после того, как полностью исчезнут социальные потребности, которые привели к его возникновению. 
    Общественные движения следует отличать от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Характерные черты общественных организаций: 
    • Наличие разветвлённого аппарата 
    • Наличие чёткой структуры 
    • Устава 
    • Постоянного членства 
    • Централизованного руководства 
    Динамика развития общественных организаций берёт своё начало от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. Чётких определённых границ между организациями и общественными движениями провести практически невозможно. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Поэтому можно говорить о том, что общественные организации и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции: 
    • участие в образовании государственных структур 
    • участие в обсуждении и принятии политических решений 
    • представление и защита интересов граждан 
    • осуществление социального контроля 
    • формирование общественного мнения и т.д. 
    По деятельности общественных организаций и движений власть может судить о настроениях в обществе. Посредством участия в данных общественных объединениях граждане имеют возможность в цивилизованных формах общаться с государством, донося свои требования. Помимо общественных организаций и движений сходную роль в политической системе выполняют группы давления (лобби) - компактные структуры, которые отстаивают особый (узкий) интерес, действуют в интересах своих членов. Они создаются не для получения власти, а для целенаправленного воздействия на властные институты с целью удовлетворения собственных интересов путём принятия нужного им решения. Суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определённым группам законопроект. 
    По целям: 
    • Общественные движения неполитического характера, т.е. которые не участвуют в борьбе за власть и не ставят целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе 
    • Общественные движения политического характера, которые пытаются изменить существующие условия или укрепить их путем влияния на правительство или путем борьбы за власть 
    По социальной принадлежности: 
    • Рабочее 
    • Крестьянское 
    • Интеллигенция 
    • Фермеров 
    • Мелких собственников 
    По отношению к существующему строю: 
    • Консервативные 
    • Реформаторские 
    • Революционные 
    • Реакционные 
    По способам и методам действий: 
    • Насильственные 
    • Ненасильственные 
    По половозрастному признаку: 
    • Движения в защиту прав женщин 
    • Движения молодежи 
    • Движения пенсионеров 
    • Движения детей 
    По профессиональному признаку: 
    • Объединения врачей 
    • Объединения ученых 
    • Объединения военных 
    • Объединения писателей 
    • Объединения учителей 
    • Объединения адвокатов и т.д. 
    По способам и методам: 
    • Инициативные движения 
    • Альтернативные движения 
    По основным целям и сферам деятельности: 
    • Антивоенные 
    • Экологические 
    • Женские 
    • Молодежные 
    • Движения за расовые и национальные права 
    • Движения в защиту прав потребителей 
    • Религиозные 
    В последнее время заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Можно выделить несколько наиболее популярных, которые ставят перед собой общечеловеческий характер и имеют международный характер(экологические, антивоенные. правозащитные). Для них характерны расширение социальной базы, высокая степень активности, широкие масштабы деятельности, целеустремленность в отстаивании и выдвижении требований, широкий спектр позиций участников, отсутствие строгой организации и возможность несогласованных действий, неверие в эффективность существующих форм парламентской демократии и отказ от традиционных парламентских форм борьбы.
     
     

Информация о работе Финансы общественных организаций