Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:14, курсовая работа
Поэтому цель работы - рассмотреть особенности бюджетного и внебюджетного финансирования научных организаций. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
- рассмотреть финансовые отношения научно-исследовательских организаций и способы их финансирования;
- рассмотреть особенности бюджетного и внебюджетного финансирования фундаментальной науки и научных исследований;
- изучить особенности венчурного финансирования.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Научно-исследовательские организации как объект исследования.
1.1.Классификация научно-исследовательских организаций………..……………...5
1.2.Виды и особенности деятельности научно-исследовательских организаций……………………………………………………………………………..8
1.3.Способы государственного финансирования научных организаций………….14
Глава 2.Особенности финансирования научных организаций.
2.1.Бюджетное финансирование фундаментальной науки……………………….19
2.2.Внебюджетное финансирование научных исследований………...………….…23
2.3.Особенности венчурного финансирования…………………………………...…27
Глава 3.Организация работы финансовых органов научно-исследовательских организаций…………………………………………...……………………………….31
Практическая часть………………………..………….…..…………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………….47
Список использованной литературы………………………………………………...48
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
На тему «Финансы научно-исследовательских организаций»
(Тема 6, задание 2, вариант 6)
Студентки Захарченко
Лилии Юрьевны
Личное дело 07 ФФБ 02420
Курс 5
Финансово-кредитный факультет
Специализация Государственные
и муниципальные финансы
Проверил Хаиров Б.Г.
Омск, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Научно-исследовательские организации как объект исследования.
1.1.Классификация научно-исследовательских организаций………..……………...5
1.2.Виды и особенности деятельности научно-исследовательских организаций…………………………………………………
1.3.Способы государственного финансирования научных организаций………….14
Глава 2.Особенности финансирования научных организаций.
2.1.Бюджетное финансирование фундаментальной науки……………………….19
2.2.Внебюджетное финансирование научных исследований………...………….…23
2.3.Особенности венчурного финансирования…………………………………...
Глава 3.Организация работы финансовых органов научно-исследовательских организаций…………………………………………...
Практическая часть………………………..………….…..………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Введение
Двадцать лет тому назад много стран решали проблему финансирования долгосрочных и, казалось бы, бесперспективных научно-исследовательских проектов. Часть государств отказалась от этой стратегии, а другая группа, проявившая стратегическую дальновидность и сформировавшая новую систему финансирования науки, за два десятка лет оказалась среди стран-мировых экономических лидеров. Эти события разделили мир на две группы стран — страны-инноваторы, определяющие основные тенденции мирового экономического, научного и технологического развития, используя форвардно-опережающие стратегии, и страны, оказавшиеся среди догоняющих.
Мировой опыт убедительно доказывает, что экономический рост сегодня базируется на использовании новых знаний и высоких технологий, при этом научно-исследовательская сфера должна получать значительную по масштабам государственную поддержку. Необходимость этого связана, прежде всего, с непредсказуемостью экономических результатов научных исследований, с проблемами быстрого получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов по существующим системам защиты авторских прав. Аргумент, что рынок в принципе не может гарантировать оптимальный или социально значимый уровень научных достижений на протяжении второй половины ХХ века был самым главным при обосновании необходимости государственного регулирования (особенно бюджетного финансирования) научно-технологической сферы. Но именно наукоемкие и информационные секторы экономики являются ведущими отраслями хозяйства, которые обеспечивают быстрый рост ВВП и именно они обеспечивают постоянный положительный инвестиционный климат, основу которого составляют частные инвестиции, а государству остается лишь поддержка социальной сферы.
Практика ХХ века показывает, что последствиями глубоких изменений в науке, технике и производстве становятся принципиально новые подходы, новое значение и экономике, и социальных ценностей. Современная мировая практика показывает, что уровень развития страны прямо зависит от затрат на науку, образование и культуру. Такие общественные затраты — это не примитивное “проедание” ресурсов, а вложение в будущее нации условий повышения благосостояния человека и конкурентоспособности самой нации.
Для более рационального использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено в части осуществления фундаментальных исследований, проводимых Российскими академиями наук, а также расходов, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ.
Актуальность проблемы проявляется в том, что в современных условиях существует только один путь создания и развития инновационной экономики: проведение государством ответственной и последовательной научно-технической политики, обеспечивающей достаточный уровень бюджетного финансирования научных исследований (в сочетании с эффективным механизмом их распределения) и создание выгодных условий для наукоемкого бизнеса.
Поэтому цель работы - рассмотреть особенности бюджетного и внебюджетного финансирования научных организаций. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
- рассмотреть финансовые отношения научно-исследовательских организаций и способы их финансирования;
- рассмотреть особенности бюджетного и внебюджетного финансирования фундаментальной науки и научных исследований;
- изучить особенности венчурного финансирования.
Объект исследования – научно-исследовательские организации. Предмет исследования – процесс финансирования фундаментальной науки и научных исследований.
Глава 1. Научно-исследовательские организации как объект исследования.
1.1. Классификация научно-исследовательских организаций.
Научно-исследовательским работами признаются работы научного характера, связанные с научным поиском, проведением исследований, в целях расширения и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений и научного обоснования проектов.
Опытно-конструкторские разработки - это технические, инженерные и лабораторные разработки, доводящие результаты предваряющих их научно-исследовательских работ до практической возможности из воплощения в производство. Обычно опытно-конструкторские разработки завершаются созданием опытного образца изделия и рабочей документации, необходимой для производства созданных изделий.
Технологические работы заключаются в разработке новых и корректировке существующих технологических процессов.
Чтобы определить какие организации признаются научными, обратимся к Федеральному закону от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Согласно статье 5 названного закона научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Из определения научной организации следует, что они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Форм некоммерческих организаций достаточно большой, их перечень содержит глава 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", но чаще всего научные организации создаются в форме государственных учреждений. Типами государственных учреждений согласно статье 9.2 названного закона признаются автономные, бюджетные и казенные.
По организационно-правовому статусу выделяют три типа научных организаций:
-самостоятельные научно-технические единицы — организации, обладающие правом юридического лица, не входящие в состав других более крупных научных, производственных и иных образований;
- объединения научно-технических организаций, основывающиеся в своей деятельности на консолидации в различных формах научно-производственного потенциала нескольких предприятий и организаций;
-научно-технические организации в составе других более крупных структур, представляющие собой структурные подразделения фирм, предприятий, вузов.
По характеру формирования и распределения доходов различают коммерческие (прибыльные) и некоммерческие (бесприбыльные) организации.
По источникам финансирования различают бюджетные и внебюджетные организации. Базовое финансирование бюджетных организаций осуществляется из средств государственного бюджета.
По форме собственности выделяют государственные, частные и смешанные организации.
По виду специализации — организации, базирующиеся на продукционной, ресурсной, технологической, адресной специализации.
По виду научной и производственной продукции — организации, специализированные на фундаментальных НИР, прикладных НИР, опытно-конструкторских работах, создании опытных образцов, производстве опытных партий.
По видам совершенствуемых объектов — организации, специализированные на НИОКР, направленных на совершенствование изделий, материалов, технологий, форм организации и управления.
По виду деятельности — организации, выполняющие НИОКР, и организации, выполняющие функции обслуживания науки.
По характеру отрасли знаний — организации в сфере естественных наук, технических наук, общественных и гуманитарных наук.
По степени охвата стадий цикла исследование—внедрение — организации, охватывающие фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки, внедрение, фундаментальные и прикладные исследования, прикладные исследования и разработки; фундаментально-прикладные исследования и разработки, все стадии.
По длительности существования — постоянные и временные организации.
1.2. Виды и особенности деятельности научно-исследовательских организаций.
Российская наука организационно разделяется на пять секторов:
■ академическая наука;
■ вузовская наука;
■ отраслевая наука;
■ заводская наука;
■ вневедомственная наука.
Академическая наука включает учреждения Российской академии наук и других государственных российских академий.
Вузовская наука представлена следующими организационными формированиями:
● научно-образовательными объединениями;
● исследовательскими промышленно-вузовскими центрами;
● научно-исследовательскими и научно-техническими подразделениями вузов.
Научно - образовательные объединения формируются с целью повышения качества процесса обучения в вузе за счет привлечения к его осуществлению работников научных организаций (прежде всего институтов РАН), приобщения профессорско-
Исследовательские промышленно-вузовские центры создаются при ведущих вузах страны с целью привлечения средств промышленности для разработки и внедрения перспективных нововведений вузовского сектора и большей ориентации последнего на нужды промышленного производства. Центры учреждаются Минпромнауки после конкурсного отбора. Центр является независимой некоммерческой юридически самостоятельной организацией. Финансирование осуществляется за счет объединенных средств госбюджета, промышленных предприятий, вузов и местных органов власти. Средства госбюджета (не более 30% общих затрат центра) выделяются с целью обеспечить стартовые условия функционирования центра, а также для создания определенных гарантий приуменьшении финансирования со стороны промышленности. Работы выполняются в основном силами преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов вузов. Необходимым условием организации центра является участие в его работе промышленных предприятий. Результатами исследований являются новые знания, промышленные нововведения, защищенные диссертационные работы, подготовленные специалисты, новые учебные курсы и программы.
Научно-исследовательские и научно-технические подразделения вузов образуются решением руководства вузов. Финансирование осуществляется из различных источников, в том числе из госбюджета.
Отраслевая наука — самостоятельные научные организации, подчиненные органам отраслевого управления (министерствам и ведомствам), научно-производственные объединения, самостоятельные НИИ и КБ и т. д.
Научно-исследовательские лаборатории при крупных предприятиях вносят существенный вклад не только в развитие своих фирм, но и в науку в целом. Достаточно вспомнить, что из лаборатории американской компании Bell, основанной в 20-гт. XX в., вышли практически все открытия и технологии в области телефонной индустрии. Ее учеными было сделано изобретение транзисторов.
Для отраслевой науки существует программа поддержки государственных научных центров (ГНЦ). В соответствии с Указом Президента РФ О государственных научных центрах Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 939 статус такого центра может присваиваться предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также вузам, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.
Государственные научные центры создаются как независимые, юридически самостоятельные бюджетные учреждения. Задачи центра — реализация научно-технической политики в соответствующей сфере развития науки и техники, комплексная разработка важнейших научно-технических проблем, повышение результативности использования созданного научно-технического потенциала.
Федеральные научно-технические центры создаются в высокотехнологичных (приоритетных) областях науки и техники с целью завоевания и поддержания передовых позиций в мире в области наукоемких продуктов и высоких технологий. Формируются на базе научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, научно-производственных объединений и комплексов, имеющих конкурентоспособный на мировом уровне задел исследований и разработок, необходимые опытно-экспериментальные базы и научно-технические кадры. Могут иметь любую форму собственности, быть коммерческими или некоммерческими организациями, самостоятельными или в составе других организаций.
Научно-производственные объединения (комплексы) являются одной из основных форм, позволяющих обеспечить производственную реализацию научно-технических нововведений. По форме собственности различают государственные, частные и смешанные научно-производственные объединения. Государственные научно-производственные объединения основаны на добровольном вхождении нескольких предприятий и организаций в единый комплекс, частные формируются на базе частных предприятий и организаций, смешанные — на основе государственной и негосударственной собственности по принципу холдинга.
Научно-технические ассоциации с участием федеральных министерств (ведомств) создаются для решения конкретных научно-технических проблем в рамках приоритетных направлений НТП и государственных научно-технических программ. Ассоциация — временное добровольное соглашение заинтересованных научно-технических организаций, государственных научных центров, вузов, предприятий, а также министерств и ведомств с целью организации финансирования и совместного проведения крупномасштабных долгосрочных исследований и внедрения их результатов в производство. Ассоциации создаются двух видов:
●объединяющие только финансовые ресурсы участников и организующие исследования по проектам за счет привлечения и координации деятельности разработчиков;
●создающие для выполнения работ по проектам собственную материально-техническую базу, в том числе за счет передачи в фонд ассоциации его участникам производственных площадей, оборудования, персонала и других ресурсов.
Ассоциации могут иметь отраслевой или межотраслевой характер, создаваться в форме коммерческой или некоммерческой организации, юридически самостоятельной или без права юридического лица, на основе государственной или смешанной собственности.
Наукоград — комплексная структура, включающая научные организации, вузы, промышленные предприятия и обеспечивающая единую цепочку реализации научной разработки от зарождения идеи до изготовления промышленного образца. Наукоград является самодостаточной корпорацией. Такие корпоративные структуры создаются с целью завоевания определенных сегментов рынка наукоемкой продукции.
Для российского предприятия, работающего в сфере науки и новых технологий, существуют три общепризнанные модели:
■ национальная - компании занимаются локализацией и адаптацией к местным условиям зарубежных продуктов и разрабатывают продукты для внутреннего рынка;
■ индийская — компании выполняют разработки по заказам зарубежных заказчиков для использования прежде всего на внешних рынках;
■ израильская — отечественные компании выходят на зарубежные рынки с продуктами собственного производства.
Инкубатор — структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности венчурных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных (прежде всего научного оборудования и приборов), информационных, консультационных и других необходимых услуг.
Инкубатор проводит следующие виды работ:
● экспертизу инновационных проектов, включающую в себя научно-техническую экспертизу, определяющую новизну и достоверность предлагаемого проекта, а также экологическую и коммерческую экспертизы (конъюнктурная проработка, оценка будущего рынка нового товара и ожидаемая прибыль);
● поиск инвесторов и при необходимости предоставление гарантий;
● предоставление на льготных условиях помещений, оборудования, опытного производства;
● оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных и прочих услуг.
Инкубатор — это коммерческая организация: окупаемость затрат обеспечивается за счет его участия в будущих прибылях венчурных фирм.
Технопарк — это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, вузы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и предполагает создание комфортных жилищно-бытовых условий. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства. Технопарки создаются с целью разработки высокотехнологичных наукоемких продуктов, ориентированных на реализацию государственных и региональных научно-технических приоритетов, на основе формирования критической массы научно-технических и производственных объектов на единой территории, объединенных общей структурой. Фирмы, входящие в состав технопарка, являются независимыми хозяйствующими субъектами.
Технополис (научный парк, технологический парк) представляет собой конгломерат из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих, венчурных организаций и других, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации. Технополис — это структура, подобная технопарку, но включающая в себя небольшие города, так называемые наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы. Центром технополиса является крупный университет — генератор и носитель фундаментального знания, лежащего в основе инноваций.
Автономная некоммерческая организация — организационно-правовая форма, когда учредитель создает организацию, утверждает ее устав, наделяет ее имуществом. Он контролирует деятельность организации, но не несет ответственности по ее обязательствам. Имущество и средства находятся в собственности организации, пополняются регулярными или единовременными поступлениями от учредителя, добровольными имущественными взносами и пожертвованиями, выручкой от реализации произведенных товаров, работ и услуг, а также (в отличие от учреждения) дивидендами и процентами, получаемыми по ценным бумагам и вкладам, доходами от собственности и другими незапрещенными поступлениями.
Заводская наука — самостоятельные научные организации, входящие в состав производственных предприятий. В их числе можно выделить:
●научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические институты;
● конструкторские и технологические бюро;
● заводские лаборатории;
● научно-технические центры;
● конструкторско-технологические и другие подразделения.
Вневедомственная наука — негосударственные научные организации, создаваемые на коммерческой основе в форме малых предприятий.
1.3. Способы государственного финансирования научных организаций.
В условиях ограниченности ресурсов бюджетные ассигнования должны в основном направляться на развитие приоритетных направлений науки и техники, связанных с экологией, разработкой новых материалов и химических продуктов, технологий живых систем. Доля «производственных» технологий в бюджетном финансировании должна снижаться за счет роста участия предприятий в их разработке и внедрении. Приоритетное бюджетное финансирование должны получать фундаментальные исследования, значительно должна увеличится доля бюджетного финансирования научного сопровождения федеральных целевых программ. Среди них: «Федеральная космическая программа России», «Индустрия детского питания», «Развитие гражданской авиации» и ряд других. Кроме того, в целях расширения и углубления взаимодействия академической и вузовский науки, повышения качества образования необходимо продолжать финансирование федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки». Поддержка творчески активной части научных коллективов ученых будет осуществляться через Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научны фонд, Фонд содействия развитию малых предприятий научно-технической сферы, Российский фонд технологического развития и систему отраслевых внебюджетных фондов поддержки НИОКР.
Существуют два основных бюджетных способа финансирования научных исследований: институциональный, когда средства для финансирования выделяются на содержание всей научной организации в соответствии с разработанной последней и принятой к финансированию сметой, и программно-целевой (селективный) когда финансирование выделяется на выполнение отдельной темы. Последний метод более прогрессивен, особенно при ограниченных финансовых возможностях, так как позволяет создать работоспособный коллектив для достижения конкретного научного результата и полностью обеспечить его финансированием. Порядок составления смет расходов и затрат научно-исследовательских организаций за последнее время существенно не изменился, за исключением кодификации статей расходов. На основе государственных заказов, прямых договоров с заказчиками определяется объем работ научно-исследовательских организаций. Смета бюджетного научно-исследовательского учреждения составляется по статьям затрат и содержит разделы: свод расходов; расчет расходов на содержание аппарата управления; общие сведения, включая перечень организаций, подчиненных научно-исследовательскому учреждению; расчет производственных показателей (численность работников по категориям, отдельно - численность аспирантов); расчет расходов по статьям затрат; распределение объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам.
Фонд заработной платы штатного состава планируется, как правило, на основе среднегодовой численности и средней ставки заработной платы. Предусматриваются, кроме того, заработная плата преподавателей и научных руководителей по подготовке аспирантов, а также премиальный фонд в части, оставляемой в распоряжении руководителя организации (за успешное выполнение тематических планов научно-исследовательских работ и за оказание предприятиями помощи по внедрению результатов этих работ в производство). Начисления на заработную, плату производятся по установленным нормативам социальных платежей.
Канцелярские и хозяйственные расходы рассчитываются по элементам затрат, предусмотренных классификацией, по общей для всех бюджетных учреждений методике. Расходы на служебные командировки планируются в пределах установленных норм. Расходы, непосредственно связанные с выполнением научно-исследовательских работ, планируются по элементам затрат на основе: среднего расхода на одного работника (материалы для научных целей, научные командировки): средней денежной нормы расходы на защиту диссертаций); специально составляемой сметы (научные экспедиции); фактических расходов за прошлые периоды с учетом изменения экспериментальной базы (электроэнергия, газ, топливо для технических и научных целей) с учетом соответствующих дефляторов. Расходы на инвентарь и оборудование включают, затраты на приобретение защитной одежды и спецобуви в предусмотренных законодательством случаях, а также мягкого инвентаря для общежитий по установленным нормативам.
Ассигнования на капитальный ремонт зданий и сооружений планируются на основе перечня работ, подлежащих выполнению в соответствии с актами дефектов и технической документацией по договорным ценам на проведение этих работ. При выполнении договорных работ по согласованию с заказчиком научно-технической продукции определяется договорная цена научно-исследовательских работ, в основе которой лежит расчет калькуляции плановой (фактической) себестоимости, что с необходимо учитывать при налогообложении прибыли от этих работ, так как реализация работ по ценам ниже себестоимости влечет сегодня нежелательные налоговые последствия. Калькуляция содержит следующие статьи затрат: материалы, спецоборудование для научных работ, затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием научно технической продукции, отчисления на социальные нужды, прочие прямые расходы, накладные расходы, отдельно выделяются затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями. При выполнении нескольких работ кроме калькуляции составляется и свод затрат на производство по статьям и элементам затрат.
Научные организации, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие свою деятельность по отрасли «наука и научное обслуживание», независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности планируют, учитывают и калькулируют себестоимость научно-технической продукции в соответствии с Типовыми рекомендациями Министерства науки и технической политики РФ[1].
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» упорядочивает финансирование всех сфер деятельности, включая и научную. В законе, вступившем в действие с 1 января 1997 г., нашли отражение функциональная классификация - направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, а также ведомственная классификация расходов федерального бюджета, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ предусматривает раздел «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» с подразделами «Фундаментальные исследования в области естественных, технических и общественных наук», «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений НТП» и «Исследование и использование космического пространства». Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ включает и оплату услуг научно-исследовательских организаций.
Закон приводит перечень прямых получателей средств из федерального бюджета на научные цели, в число которых помимо органов государственной власти (Министерство науки и технологий РФ) входят Российская Академия наук с региональными отделениями, отраслевые академии наук, государственные научные фонды, а также такие крупные научные объекты, как «Курчатовский институт» и «Объединенный институт ядерных исследований». Большое внимание научной сфере уделено и в приведенной в этом законе классификации целевых статей расходов федерального бюджета. Это следующие позиции: участие в межгосударственных научных исследованиях; расходы на международные культурные, научные и информационные связи; расходы на НИОКР (отдельно выделены НИОКР в области медицинской промышленности и области здравоохранения); расходы на проведение фундаментальных исследований (в том числе проведение фундаментальных исследований в области сельского хозяйства); расходы на проведение прикладных исследований в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, искусства, архитектуры и градостроительства; расходы на проведение медицинских исследований.
Отдельно в классификации целевых статей выделено финансирование разработок перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, также рассматривается государственная поддержка научной деятельности российских академий наук (без уточнения их статуса).
Большое значение для научной сферы имеет приведенная в законе классификация видов расходов федерального бюджета. Она рассматривает финансирование федеральных целевых программ; финансирование конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ; создание компьютерных сетей связи баз данных фундаментальной науки и техники; оплату головным заказчиком НИОКР, выполняемых соисполнителями по договорам в рамках федеральных программ; финансирование НИОКР, выполняемых научными учреждениями, подведомственными головному заказчику, в интересах отрасли; ремонт научно-исследовательских судов; финансирование естественных и технических наук; финансирование общественных наук; организацию НИОКР в интересах научно-технического прогресса. За каждой из перечисленных позиций в принимаемом на текущий год федеральном бюджете должно стоять денежное наполнение.
В приложении 12 к ФЗ «О бюджетной классификации РФ» приведены прямые получатели средств из федерального бюджета. Один из основных получателей средств на научные исследования и разработки - Министерство науки и технологий, через которое проходит финансирование указанных выше видов расходов федерального бюджета. Следует отметить, что практически во всех исполнительных органах государственной власти предусмотрены расходы на НИОКР. Помимо этого через Министерство финансов РФ предусматриваются расходы на международные научные и информационные связи.
Глава 2. Особенности финансирования научных организаций.
2.1. Бюджетное финансирование фундаментальной науки.
В развитых странах значительная часть научных исследований финансируется из государственного бюджета. Инвестиции в науку считаются приоритетными, так как научные достижения, в первую очередь, определяют духовное, социальное и экономической развитие общества.
В 1991 году Россия тратила на науку 1% ВВП и 3,9% расходной части бюджета, а в 2002 году – всего 0,4% ВВП, 2% федерального и 1% консолидированного бюджетов. Наука стала второстепенной статьей расходов бюджета. мизерное финансирование повлекло за собой нарастание застоя, а затем постепенную деградацию мощной научно-технической системы страны. В настоящее время 90-95% затрат расходуются на оплату труда и коммунальных услуг и лишь 5-10% - на приобретение научного оборудования и развитие экспериментальной базы.
Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств на эти цели.
При сохранении этих тенденций в дальнейшем произойдет окончательное разрушение единой системы науки, что негативно скажется на многих аспектах жизнедеятельности России.
При формировании бюджетов органы представительной и исполнительной власти определяют получателей ассигнований, методы финансирования государственных фондов научно-технической деятельности, распределение бюджетных средств между федеральными целевыми программами (ФЦП), федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, государственными научными фондами.
Основными получателями ассигнований федерального бюджета являются: Министерство промышленности и науки РФ, Министерство образования РФ, другие министерства и ведомства, система научных фондов, а также ряд академий и наиболее значительные высшие учебные и научные заведения. помимо этого, через Министерство финансов РФ финансируются расходы на международные научные и информационные связи, оплату контрактов по закупке научного оборудования, оргтехники, материалов и реактивов, зарубежных научных журналов, а также на обеспечение морских экспедиций, ремонт научно-исследовательских судов для российских академий наук.
Отдельно в классификации целевых статей выделено финансирование разработок перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.
Классификация видов расходов федерального бюджета на науку предусматривает финансирование:
- федеральных целевых программ;
- конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;
- создания компьютерных сетей связи и баз данных фундаментальной науки и техники;
- НИОКР, выполняемых соисполнителями по договорам в рамках федеральных программ;
- НИОКР, выполняемых научными учреждениями, подведомственными головному заказчику, в интересах отрасли;
- ремонта научно-исследовательских судов;
- естественных и технических наук;
- общественных наук;
- организации НИОКР в интересах научно-технического прогресса.
Главный метод бюджетного финансирования научной деятельности – сметный. Затраты на науку складываются из оплаты труда творческого персонала. Условий и материальной базы, содержания аппарата управления и обслуживания. Соответственно общая смета бюджетной научной организации содержит следующие основные разделы:
- свод расходов;
- расчет расходов на содержание аппарата управления;
- расчеты производственных показателей;
- расчеты расходов по статьям затрат;
- распределение объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам.
Конкретными расходами сметы являются:
1) оплата труда (заработная плата, добавки, прочие денежные пособия);
2) начисления на фонд оплаты труда;
3) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
4) командировки и служебные разъезды;
5) оплата транспортных, коммунальных и других услуг;
6) капитальные расходы;
7) содержание служб безопасности органов государственной власти;
8) субсидии и текущие трансферты;
9) прочие расходы.
Значительные средства государство выделяет на реформирование научно-технической сферы. Особое внимание при планировании и финансировании расходов федерального бюджета на науку уделяется следующим позициям:
- участие в международных исследованиях;
- международные научные и информационные связи;
- НИОКР;
- проведение фундаментальных исследований;
- проведение прикладных исследований в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, искусства. Архитектуры и градостроительства;
- проведение медицинских исследований.
Кроме прямого бюджетного финансирования государство оказывает стимулирующее воздействие на сферу науки с помощью различных налоговых льгот, таких как освобождение от НДС, освобождение от налога на имущество, освобождение от земельного налога. Перечисленные налоговые льготы составляют значительные финансовые ресурсы для развития науки в стране.
Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологий двойного применения. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ имеют право устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных разработок.
Научные работы регионального значения могут финансироваться из территориальных бюджетов, региональных фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств заинтересованных организаций. Наиболее важные региональные научные и научно-технические проекты, результаты которых предполагается использовать в других регионах, могут полностью или в порядке долевого участия финансироваться за счет средств федерального бюджета.
2.2. Внебюджетное финансирование научных исследований.
Финансирование большинства научных проектов, как правило, осуществляется или за счёт государства, или за счёт средств специализированных фондов. Главной особенностью такого финансирования является его целевой характер, то есть выделяемые средства предназначены для реализации конкретных мероприятий и могут быть использованы лишь по назначению. Существуют различные формы финансовой поддержки, в зависимости от которых у организаций-получателей возникают определённые права и обязанности, как в части выполнения финансируемых работ, так и в вопросах налогообложения полученных средств и распределения прав на итоговые результаты. Рассмотрим, какие наиболее частные формы финансирования научных разработок существуют в настоящее время.
Гранты
К одному из самых распространённых видов целевого финансирования науки относятся гранты. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями. Существует перечень организаций-грантодателей, периодически обновляемый и утверждаемый правительством РФ, поступления от которых на осуществление конкретных программ, в том числе в области образования и науки, не подлежат налогообложению с точки зрения уплаты налога на прибыль и НДФЛ. Как правило, гранты выделяются на конкурсной основе, условия их предоставления свои для каждого фонда и/или конкурса, и устанавливают их сами грантодатели. Выдача гранта оформляется путём заключения грантового соглашения (договора). И хотя ГК РФ не предусматривает такой вид обязательств, как грант, никаких запретов на заключение таких договоров и урегулирование отношений между грантодателем и грантополучателем не установлено.
С точки зрения гражданского законодательства наиболее близок к гранту договор пожертвования. Однако существует одно серьёзное отличие между этими двумя видами правоотношений, которое выделяет грантовые соглашения в отдельную категорию. Пожертвование может быть осуществлено и без указания конкретной цели. Что же касается гранта, то его характерной особенностью является именно целевой характер предоставления. Поэтому в грантовом соглашении, как правило, стороны фиксируют следующие моменты: цели, на которые выделяется финансирование; срок реализации проекта; порядок учёта средств гранта, их использования и предоставления отчётности грантодателю; условия взаимодействия сторон в случае установления факта нецелевого использования выделенных средств. Поскольку грант предоставляется на безвозмездной основе, то у грантодателя не возникает каких-либо прав на полученные результаты деятельности грантополучателя, равно как и на оборудование или иные материалы, приобретаемые грантополучателем за счёт средств гранта.
Целевое финансирование
Средства на проведение различных научных работ могут также выделять специализированные отраслевые и межотраслевые научные и научно-технические фонды, в частности Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций. Все виды поддержки научных исследований и проектов производятся на конкурсной основе. Финансирование отобранных проектов осуществляется в рамках договора (как правило, договора на выполнение НИОКР), который заключают соответствующий фонд и организация-победитель конкурса. Права на объекты интеллектуальной собственности, на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении работ, финансируемых за счёт средств фондов, реализуются в соответствии с ГК РФ. В настоящее время складывается тенденция к закреплению прав на полученные результаты за организацией-исполнителем с предоставлением РФ прав на безвозмездное некоммерческое использование этих результатов в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для федеральных государственных нужд.
Заключение государственных контрактов
Ещё одним способом финансирования НИОКР является заключение государственных контрактов (в том числе и в рамках выполнения различных государственных целевых программ). Отношения сторон в данном случае полностью регулируются ГК РФ и федеральным законом РФ от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Порядок отбора исполнителей на выполнение НИОКР для государственных нужд, процедуры заключения государственных контрактов на выполнение НИОКР по результатам конкурса, а также сопровождения контрактов и приёмки отдельных этапов работ устанавливаются непосредственными государственными заказчиками в соответствии с законодательными нормами.
Субсидии и субвенции
Для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ, внедрения в производство новой техники, переподготовки кадров и прочих целей научной организации могут быть предоставлены субсидии или субвенции, то есть денежные средства, выделяемые федеральным или местным бюджетом, или же специальными фондами на безвозмездной и безвозвратной основе на реализацию опредёленных целей. Право на получение субсидий или субвенций может быть предоставлено организации на условиях конкурсного отбора. Данные средства относятся к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли при условии их целевого использования, и должны подлежать отдельному учёту у организации-получателя. В случае нецелевого использования предоставленное финансирование может быть отозвано.
В соответствии с последними изменениями, внесёнными в Бюджетный кодекс РФ, государственным (муниципальным) учреждениям субсидии из средств федерального (регионального или местного) бюджетов не предоставляются, по всей видимости, в целях сокращения различных видов государственного финансирования бюджетных учреждений и учёта поступающих средств на различных счетах.
Как видим, все вышеперечисленные способы финансирования научной деятельности носят строго целевой характер, при условии соблюдения которого организации-получатели имеют налоговые льготы (в том числе в части освобождения от уплаты налога на прибыль, НДС, НДФЛ). Также выделение средств сопровождается строгой отчётностью их получателя. В большинстве приведённых случаев права на полученные результаты также сохраняются за организацией- исполнителем, но могут ограничиваться определёнными требованиями в части последующего их использования и внедрения.
2.3. Особенности венчурного финансирования.
Венчурный бизнес сформировался в 60-х гг. Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались вблизи крупных университетских центров. Так, в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тыс. человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.
Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создают государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности в форме учреждений и иных некоммерческих организаций, деятельность которых финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Государственный фонд поддержки научной и научно-технической деятельности является самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом.
Государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности организуют независимую экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, представляемых субъектами научной и научно –технической деятельности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ и проектов. Государственные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности ведут раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели. Порядок выделения средств на финансирование научных и научно-технических программ и проектов определяется уставами государственных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности.
Первым примером финансирования научных исследований через специальный фонд был учрежденный в 1992 г. вневедомственный Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). Его про образом послужил Национальный научный фонд США, действующий с 1950 г. Средства РФФИ образуются за счет фиксированного про цента отчислений от общей суммы государственных расходов на науку, указанной в бюджете (первоначально 3%, с 1994 г. — 4%, 2000 г. — 7,5% совместно с Российским гуманитарным научным фондом). Эти средства предназначены для грантов исследовательским коллективам и отдельным ученым на проведение перспективных исследований (60% средств), для субсидий на поддержание исследовательской инфраструктуры научной организации (20%), для финансирования информационно-издательской деятельности в науке (7,6%), для стипендий отдельным ученым и оплаты расходов на проведение лекций и семинаров. Ученые ценят этот фонд за опыт научных конкурсов, создание общественного контроля за расходованием средств через разветвленную систему экспертных советов с квалифицированными экспертами, информационное обеспечение конкурсов и работ по проектам. РФФИ доводит деньги до конечных исполнителей, ежегодно заключая соглашение фонд—исполнитель—научное учреждение. Доля накладных расходов зафиксирована на уровне не более 20%.
Экспертные советы фонда состоят из авторитетных специалистов (более 2000 чел.) в своих областях фундаментальных знаний. Этим положением, отраженным в уставе РФФИ, закреплена главенствующая роль научного сообщества в принятии решений в профессионально сложной и не поддающейся нормативным, количественным оценкам научной деятельности.
В 1995 г. из РФФИ выделился и стал самостоятельным Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), ориентированный на поддержку фундаментальных исследований в области гуманитарных и общественных наук. РГНФ опирается на принципы и методику, детально проработанные в РФФИ. В 1995 г. в Нижнем Новгороде был создан Международный центр (фонд) перспективных исследований, в 1997 г. в Новосибирске — Международный благотворительный научный фонд имени Замараева.
Доля фондов, распределяющих ассигнования на конкурсных началах, составляет лишь несколько процентов общего бюджета наук.
В 2000 г. Министерство промышленности, науки и технологий провело первый конкурс инновационных проектов с привлечением средств инвесторов на самой рискованной стадии — стадии научно-проектных работ. Цель конкурса — отработать механизм продвижения на рынок научных разработок. По условиям конкурса половину суммы на свой проект претенденты нашли сами, привлекая в компаньоны инвесторов, другую часть на беспроцентной основе выделили Минпромнауки (25 млн руб.) и Российский фонд технологического развития (100 млн руб.). Заемщик обязан вернуть кредит через три года, иначе рискует своим имуществом, которое выставляет в качестве гарантии. Из 200 претендентов, согласившихся со столь жесткими условиями, было отобрано 30.
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах: путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита с правом конверсии в акции. Средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, без залога, на длительный срок. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходят в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок. Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств.
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее с 70% общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Объем продукции (товаров, работ и (или) услуг), которая произведена научной организацией при осуществлении неосновных видов деятельности с использованием полученных указанной организацией научных и (или) научно-технических результатов и прибыль от реализации которой направляется на финансирование научной и (или) научно-технической деятельности указанной организации, не учитывается в общем объеме выполненных указанной организацией работ при определении доли научной и (или) научно-технической деятельности от данного объема в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Организация работы финансовых органов научно-исследовательских организаций.
В 1996 г. был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», который формирует основополагающие принципы по широкому спектру вопросов, затрагивающих научную и научно-техническую деятельность, регулирует отношения, возникающие между государством и участниками научной и научно-технической деятельности, отношения участников этих видов деятельности между собой и с потребителями научной продукции, работ и услуг, определяет принципы формирования и реализации государственной научно-технической политики.
Основными целями государственной научно-технической политики в соответствии с этим законом провозглашаются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и в развитие экономики государства, реализация важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования. Закон устанавливает, что определение основных направлений государственной научно-технической политики и выбор приоритетных направлений развития науки и техники проходят с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов, в условиях гласности. Законом предусмотрено, что на финансирование науки в федеральном бюджете должно предусматриваться не менее 4% его расходной части.
Федеральные научно-технические программы, приоритетные и прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологии двойного применения.
Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. Наиболее важные региональные научные и научно-технические программы и проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах, могут финансироваться за счет средств федерального бюджета, в том числе в порядке долевого участия.
Правительство РФ организует разработку и исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных федеральным бюджетом средств на эти цели между государственными заказчиками федеральных целевых программ, федеральными органами исполнительной власти, научными организациями и указанными государственными фондами.
Поскольку в соответствии с Конституцией РФ общие вопросы науки находятся в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, очень важен вопрос о разграничении полномочий соответствующих государственных органов.
К ведению органов государственной власти РФ Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» отнесены:
- разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;
- выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;
- формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов;
- финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;
- установление системы экономических и иных льгот в целях регулирования научной и научно-технической деятельности, использование ее результатов;
- содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;
- управление государственными научными организациями федерального значения, в том числе их научными и научно-техническими программами и проектами, предусмотренными международными договорами РФ;
- охрана прав интеллектуальной собственности;
- формирование единых систем стандартизации, обеспечение единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
- установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников;
- порядок государственной аккредитации научных организаций;
- создание необходимых условий для международного научного и научно-технического сотрудничества;
- осуществление контроля за передачей научных и (или) научно-технических результатов, а также, научной и (или) научно-технической продукции за пределы территории Российской Федерации.
К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ отнесены:
- формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики;
- организация научно-технического прогнозирования;
- размещение объектов научно-технического потенциала создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
- формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территории субъектов РФ;
- разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе их материальное обеспечение;
- формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития, а также международные научные связи.
К ведению органов государственной власти субъектов РФ отнесены:
- участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;
- определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах Российской Федерации;
- формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов Российской Федерации;
- финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов Российской Федерация и межрегиональных органов;
- управление государственными научными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
- контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
- создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;
- формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создают государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности некоммерческих организаций, деятельность которых финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Особую форму финансирования в научной сфере представляет система академий наук, сложившаяся в советское время. В нынешних условиях государственный статус Российской Академии наук и отраслевых академий, а также их роль в формировании и проведении государственной научно-технической политики в области фундаментальных наук закреплены в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике». Под государственным статусом академий подразумевается то, что академии учреждаются федеральными органами государственной власти, финансируются за счет средств федерального бюджета, наделяются правами управления своей деятельностью и имуществом. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований.
В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное Объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
Для получения предусмотренных действующих льгот научная организация должна иметь государственную аккредитацию. Порядок такой аккредитации определяется Правительством РФ. В законе оговорены основные условия такой аккредитации: наличие научной и (или) научно-технической деятельности не менее 70% от общего объема выполняемых данной организацией работ и предусмотренный уставом организации ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать дл государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.
Кроме Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», который регулирует общие вопросы организации научной и научно-технической деятельности в России, имеется ряд законов, в которых регулируются конкретные виды научной деятельности: Федеральный закон «О государственной политике в области генно-инженерной деятельности», Закон РФ «О селекционных достижениях» и др.
Научные организации, ведущие фундаментальные научно-технические разработки, в подавляющем большинстве - некоммерческие организации, их деятельность во многом определяется Федеральным законом «О некоммерческих организациях». В тексте закона при перечислении целей деятельности некоммерческих организаций упоминается научная деятельность как одна из возможных форм деятельности. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Определенный интерес представляют субъекты малого предпринимательства в научно-технической сфере. Их государственная поддержка предусмотрена Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом к субъектам малого предпринимательства в научно-технической сфере отнесены коммерческие организации (малые предприятия), в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 60 человек. В числе основных направлений поддержки малого предпринимательства государством предусматривается создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; стимулирование внешнеэкономической деятельности малых предприятий, включая содействие развитию научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными партнерами. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с государственными и муниципальными программами, в которых предусматриваются меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, инновационных программ.
Достаточно большую роль в деятельности многих предприятий продолжает играть оборонный заказ. Государственным заказчиком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке вооружения и военной техники может быть только федеральный орган исполнительной власти, имеющий в своем составе войска и вооруженные формирования. Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ одновременно с подписанием им Федерального закона о бюджете. Размещение оборонного заказа проводится на конкурсной основе. Порядок проведения таких конкурсов определяется Правительством РФ. Научные исследования проводятся не только в научных организациях, но и в высших учебных заведениях, причем в последнее время особый упор делается на необходимость возрастающей интеграции науки с образованием.
Деятельность высших учебных заведений регламентируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в котором закрепляется автономия высших учебных заведений и академические свободы. Важную роль в преодолении кризисного состояния финансирования науки сыграла одобренная Постановлением Правительства РФ от 18.05.98 г. № 453 «Концепция реформирования Российской науки на период 1998-2000 гг.». В ней, в частности, были предусмотрены:
- активизация государственной научно-технической политики, подчинение стратегии научно-технического развития задачам структурной перестройки и экономической безопасности, соответствующая корректировка приоритетных направлений науки, техники и критических технологий, введение контрактной системы в сфере НИОКР, усиление интеграции науки и образования;
- реструктуризация сети научных организаций, создание реестра аккредитованных научных организаций, пересмотр структуры управления и сети научных организаций академической, вузовской и отраслевой науки, создание федеральных центров науки и высоких технологий и интеграционных научно-образовательных центров, целевое финансирование и укрепление приборной базы науки.
- улучшение финансовой ситуации в науке и рациональное использование ресурсов путем стабилизации финансирования, перераспределения и концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях, повышение доли внебюджетных источников.
Этим планом действий предусмотрены реализация системы мер в области кадрового обеспечения науки, решение проблем развития научно-технического потенциала регионов, активизация инновационной активности и международного научного развития.
Заключение
Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Для более рационального использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено в части осуществления фундаментальных исследований, проводимых Российскими академиями наук, а также расходов, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ. В качестве приоритетных определены программы: Федеральная космическая программа России; Развитие гражданской авиации; Индустрия детского питания; Развитие медицинской промышленности; и ряд других. Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование проектов, реализуемых в рамках перечисленных программ, направляются непосредственно исполнителям, определяемым на конкурсной основе, творческим коллективам, группам отдельных ученых, что позволяет обеспечивать повышение заработной платы непосредственным исполнителям работ и улучшать материальное оснащение исследований, имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики в целом.
Кроме бюджетных ассигнований на науку, для финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сформированы внебюджетные фонды.
В РФ венчурным предпринимательством занимаются частные венчурные инвесторы и институциональные инвесторы (рисковые венчурные фонды). При венчурном финансировании прямые инвестиции одного из учредителей используются для коммерциализации технологических достижений другого. Использование венчурного капитала для финансирования создания нововведений является выгодной формой для инновационных фирм, но техническая новизна и перспективность продукции не всегда гарантируют большой успех инновационным фирмам, поддержанным рисковым капиталом. Лишь 20% из них приносят прибыль, 40% убыточны и 40% едва окупают вложенные средства.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.:АСТ Астрель, 2005.-158 с.
2. Бюджетный кодекс РФ (по состоянию на 15 апреля 2005 года). – Новосибирск, 2005. – 219 с.
3. Гражданский кодекс РФ (по состоянию на 15 сентября 2004 г.) Новосибирск, 2004. – 495 с.
4. Налоговый кодекс РФ (по состоянию на 1 января 2006 года) Новосибирск, 2005. – 672 с.
5. Федеральный закон от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп.)
6. Александров И.М. Бюджетная система Российской федерации: учеб. – М. «Дашков и К», 2007. – 486 с.
7. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие – М.: ГУ ВШЭ, 2004, 243 с.
8. Баранчиков В.А. Муниципальное право: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 390 с.
9. Бежаев О. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы// Муниципальная власть, № 3 (май-июнь) 2006 г. – С. 52-57.
10. Бондарь И.С. Муниципальное право Российской Федерации: Учеб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА Закон и право, 2002. – 559 с.
11. Брянская область в цифрах: Статистический сборник 2003. – Брянск.: Брянский обл. комитет государственной статистики, 2003.–120 с.
12. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15.03.2004). – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2004. – 187 с.
13. Бюджетная система России: Учебник для вузов \ под. ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-550 с.
14. Бюджетная система России: Учебник для вузов \ под. ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-540 с.
15. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов \ под. ред. М.В.Романовского. - М.: Юрайт-М, 2000.-615 с.
16. Гиляровская С.В. О самостоятельность бюджетов в Российской Федерации// Финансы №2 2007 г. С.16-19.
17. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2002. – 340 с.
18. Годин А.М. Бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2006. – 568 с.
19. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.-248 с.
20. Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособие – М.: ИНФРА – М, 2001. – 184 с.
21. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006, 479 с.
22. Россия в цифрах, 2004: Крат. Стат. сб./ Федеральная служба государственной статистики– М.: Финансы и статистика, 2004.– с. 450.
23. Российский статистический ежегодник 2004 г. Стат.сб./Росстат – М., 2005, 806 с.
24. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Норма. 2005. с. 672: ил.-(Классический университетский учебник).
25. Селезнев А. Государство и экономика// Экономист 2003 №10, С. 20-25
26. Финансы/под ред. проф. М.В.Романовского – М.: Юрайт-М, 2002, 504 с.
27. Финансы: Учеб./под ред. проф. Л.А.Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2002. - 527с.
28. Финансы, деньги, кредит: Учеб./под ред. Соколовой О.В. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.
Экономика муниципального сектора: учеб. пособ./под ред. А.В.Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 464 с.
[1] от 15.06.94 г. № ОР 22-2-46
Информация о работе Финансы научно-исследовательских организаций