Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:18, курсовая работа
Развитие рыночной экономики в России тесно связано с созданием и эффективным функционированием малого предпринимательства.
Тема моей курсовой работы очень актуальна, так как для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, создание которых определяется многими факторами.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Сущность и критерии малого предпринимательства.......................4
1.1. Понятие предпринимательства..............................................,.....4
1.2. Понятие субъектов малого предпринимательства.....................6
1.3. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации...................8
1.4. Преимущества и недостатки малого предпринимательства.....10
Глава 2. Организация финансов малого предприятия....................................15
2.1. Денежные фонды и резервы предприятия.................................15
2.2. Финансовые ресурсы предприятий.............................................16
2.3. Принципы организации финансов ..............................................17
2.4. Результаты финансовой деятельности предприятия..................19
Глава 3. Способы государственной поддержки малого
предпринимательства...........................................................................24
3.1. Экономическая обоснованность льгот, предоставляемых малым предприятиям........................................................24
3.2. Налоговые льготы......................................................................25
3.3. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства................................................................28
Глава 4. Расчетная часть.....................................................................................30
Заключение...........................................................................................................48
Список литературы..............................................................................................49
V. Анализ финансовых результатов |
| |||||
ООО "МЕГА" |
| |||||
|
|
|
|
|
| |
| Выписка из отчета о прибылях и убытках |
| ||||
|
|
|
|
|
| |
| Показатель | 2001г. | 2002г. | В % к 2001г. |
| |
| 1.Выручка от продажи продукции | 339,6 | 409,6 | 120,6 |
| |
| 2.Себестоимость реализованной продукции | 230,1 | 322,5 | 140,2 |
| |
| Коммерческие расходы | 3,8 | 4,9 | 128,95 |
| |
| Управленческие расходы | 17,7 | 20,9 | 118,08 |
| |
| 3.Прибыль от реализации продукции | 88,0 | 61,3 | 69,66 |
| |
|
|
|
|
|
| |
| Изучение финансовых результатов с анализа выручки от продажи товаров. Изменение выручки от продажи товаров может объясняться как динамикой цен, так и изменением объёма продаж. | |||||
|
|
|
|
|
| |
| Показатель | Значение | Расчет | |||
| 1. Выручка от продаж за отчетный год в действующих ценах (млн.руб.) | 409,6 |
| |||
| 2. Выручка от продаж за отчетный год в ценах предыдущего года (млн.руб.) | 365,7 |
| |||
| 3.Выручка от продажи продукции за предыдущий год (млн.руб.) | 339,6 |
| |||
| 4. Индекс изменения выручки от продажи товаров | 1,077 | =П2/П3 | |||
| 5. Изменение выручки (млн.руб.) | 70 |
| |||
| 5.1 | 26,1 | =П3*П4-П3 | |||
| 5.2 | 43,9 | =П5-П5.1 | |||
| На данном предприятии произошел рост выручки на 70 млн.руб. Этот рост произошел в основном за счет изменения динамики цен почти на 44 млн.руб. также и за счет роста объёма продаж в текущем периоде на 26,1 млн.руб. |
VI. Оценка рентабельности |
|
|
|
| ||||||||
ООО "МЕГА" |
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
| Расчет показателей рентабельности |
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Показатель | Расчет | 2001 | 2002 | изменение |
|
| ||||||
1. Прибыль от продаж, млн. руб. |
| 88 | 61,3 | -26,7 |
|
| ||||||
2. Выручка от продажи товаров, млн. руб. |
| 339,6 | 409,6 | 70 |
|
| ||||||
3. Активы, млн. руб. |
| 283 | 291,1 | 8,1 |
|
| ||||||
4. Собственный капитал, млн. руб. |
| 175,4 | 177,9 | 2,5 |
|
| ||||||
5. Рентабельность продаж, % | Отношение прибыли (убытка) от продаж к выручке от продаж | 25,91 | 14,97 | -10,95 |
|
| ||||||
6. Рентабельность активов % | Отношение балансовой прибыли (убытка) к имуществу предприятия | 31,10 | 21,06 | -10,04 |
|
| ||||||
7. Рентабельность собственного капитала, % | Отношение балансовой прибыли (убытка) к собственному капиталу | 50,17 | 34,46 | -15,71 |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Вывод: Все анализируемые показатели свидетельствуют о снижении прибыли за прошедший период. Рентабельность продаж снизилась и составила за отчетный период 14,96% это показывает , что в каждом рубле выручки от продаж размер прибыли снизился на 10,95% или на 11 копеек. Также сократилась рентабельность активов, т.е. на каждые 100 рублей активов размер прибыли составил на 10,04 % или на 10 рублей меньше чем в предыдущем периоде. Снижение рентабельности собственного капитала показало, что размер прибыли на каждые 100 рублей, вложенных владельцами капитала в бизнес, сократился на 15,71% или на 16 рублей и за отчетный период составил 34,46%. |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства.
3.1. Экономическое обоснование льгот, предоставляемых малым предприятиям
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентоспособной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и быстрая приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность оперативно изменять структуру производства, в короткие сроки создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм. Малые предприятия играют большую роль не только в создании рабочих мест, но и в том, что они представляют эти места более эффективно, чем крупные компании.
Однако малый бизнес проигрывает в конкурентной борьбе с крупными предприятиями в силу ряда факторов. Сюда можно отнести меньшую производственную мощь, меньший объем финансов. Крупные фирмы имеют постоянный рынок сбыта, более устойчивы к неблагоприятным ситуациям. Крупные фирмы диктуют свои правила на рынке, они устанавливают уровень цен, имеют больший ассортимент товаров. Кроме того, крупные предприятия более конкурентоспособны в силу того, что они могут снижать продажную цену товара до минимума и получать прибыль за счет огромных продаж.
Малый бизнес не обладает таким набором средств. Именно поэтому, для того чтобы хоть как - то выровнять положение малых предприятий по сравнению с крупными фирмами, появляется необходимость льгот для малого бизнеса.
Существенно возрастет роль малых предприятий, если они получат государственную поддержку на этапах своего становления и развития. Необходимость данной поддержки была осознана развитыми странами уже в конце 70-х – начале 80-х годов. В эти годы в США, Великобритании, Франции появляются специализированные государственные органы по поддержке малого бизнеса, активно развивается финансовая структура обслуживания малых предприятий.
В России также понимается необходимость льгот, и поэтому создаются государственные структуры по поддержке малого бизнеса. Так, в июне 1995 года был создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, главной задачей которого является разработка способов поддержки малого бизнеса. Политика государственной поддержке малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот и упрощения системы учета и отчетности, создания цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, создание фондов финансовой поддержки.
3.2. Налоговые льготы
Российское налоговое законодательство предусматривает определенные льготы для малых предприятий. В настоящее время вопросы налогообложения предпринимательской деятельности регулируются федеральным законодательством о налогах и сборах, а именно Налоговым кодексом РФ. При этом некоторые положения, касающиеся налогообложения субъектов малого предпринимательства, содержатся в Федеральном законе от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». По отдельным видам налогов Налоговый кодекс предоставляет возможность местным властям устанавливать льготы для тех или иных категорий налогоплательщиков или принимать расширенные перечни льгот.
Четырехлетний мораторий
Согласно ст.9 Закона № 88-ФЗ, в случае, если в изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, указанные субъекты в течении первых четырех лет своей деятельности подлежали налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Налог на прибыль
Льготы по налогу на прибыль упразднены с01.01.2002 года (даты введения в действие гл.25 «Налог на прибыль организации» Налогового кодекса РФ). Вместе с тем ст.2 Федерального закона от 06.08.2001 года № 110-ФЗ указано, что предусмотренные п.4 ст.6 ранее действовавшего Закона РФ от 27.12.1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона № 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который они были предоставлены. Тем же законом о налоге на прибыль малым предприятиям была предоставлена льгота, в соответствии с которой в первые два года работы освобождаются от уплаты налога на прибыли малые предприятия, занимающиеся производством и переработкой сельхозпродукции, производством продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предприятия, занятые в строительстве объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от этих видов деятельности не составляет 70% от общей суммы выручки от реализации продукции. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы такие предприятия уплачивают налог в размере 25% и 50% соответственно от установленной ставки налога на прибыль, при условии, что выручка от этих видов деятельности составляет менее 90% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Льготные режимы налогообложения
Помимо традиционной системы налогообложения Налоговым кодексом предусмотрены так называемые специальные налоговые режимы – упрощенная система налогообложения и система в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Упрощенная система налогообложения
Одной из форм совершенствования налоговой системы Российской Федерации является принятие Федерального закона РФ от 20.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства», который вступил в силу с 01.01.1996 года.
Перейти на упрощенную систему налогообложения могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. Но законодательством установлен перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Это:
организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период, по статистике не превышает 100 человек;
организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, превышает 100 млн. руб.
Кроме того, для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо, чтобы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ, не превышал 11 млн. руб. Индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности за указанный период.
Единый налог на вмененный доход
Альтернативным подходом к налогообложению малого бизнеса является введение единого налога на вмененный доход.
Вмененный доход является потенциально возможным доходом организации или предпринимателя. Рассчитывается он на очередной календарный год. Основная особенность данного порядка налогообложения состоит в том, что он опирается на натуральные показатели.
Основой для его расчета является базовый тариф, например доходность 1 м2 занимаемой площади или единицы основных средств (1 посадочное место, 1 телефонная линия и пр.). Базовый тариф повышается или понижается при помощи соответствующих коэффициентов в зависимости от месторасположения, качества занимаемого помещения и т.д.
По мнению разработчиков этой системы налогообложения, номинальная налоговая нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджета растут за счет расширения налогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверх фиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налог выгоден предпринимателям. Но это в идеальных условиях.