Финансы как историческая, экономическая, распределительная, стоимостная категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:54, доклад

Описание работы

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.
Сегодня финансы – это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Работа содержит 1 файл

Финансы как экономическая, историческая, стоимостная, распределительная категория.docx

— 22.06 Кб (Скачать)

Категории педагогики —  понятия, составляющие основу педагогической науки и её разделы.

 

Финансы как экономическая  категория

Термин «финансы» произошел  от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Сегодня финансы – это  экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования  денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

Финансы непосредственно  связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования  финансов. Финансы выступают в  денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при  их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые  на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными  фондами, а денежные фонды, создаваемые  на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений  по поводу процессов формирования и  использования денежных фондов.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой  совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих  субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где  создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Следовательно, объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. Финансовые ресурсы, их формирование и использование находят отражение в сводном финансовом балансе РФ. Источниками финансовых ресурсов выступают:

на уровне хозяйствующих  субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

на уровне населения –  заработная плата, премии, надбавки к  заработной плате, выплаты социального  характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в  том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

на уровне государства, органов  местного самоуправления – доходы от государственных и муниципальных  предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный  и муниципальный кредит, эмиссия  денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Таким образом, финансы –  это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. (http://be5.biz/ekonomika/fmel/02.htm)

Финансы как стоимостная  категория. Признаки финансов

В системе стоимостных  экономических отношений существенное место занимают отношения, регулируемые государством. Они относятся к  особой экономической категории, называемой финансовыми.

Термин «финансы» берет  свое начало от латинского «financia» - наличность, доход. В толковом словаре В.И. Даль определил термин «финансы» как «все, что касается до прихода и расхода государства».

В энциклопедическом словаре  Брокгауза-Эфрона, 1909г. дается следующее  определение финансов: «финансы - совокупность материальных средств, необходимых  для удовлетворения потребностей государства  и различных общественных союзов».

Основные предпосылки  появления финансов - наличие товарно-денежных отношений и государства, которому для выполнения возложенных на него функций необходимы денежные средства.

Финансы, как стоимостная  экономическая категория обладает следующими признаками:

Финансы всегда выражают только денежные отношения между различными субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, государством) общественного  воспроизводства в рамках экономической  системы.

Всю совокупность экономических  отношений в обществе можно условно  разделить на денежные и натуральные. Указание на денежный характер финансовых отношений - важнейший признак финансов. Но денежный характер финансовых отношений необходимый, но не достаточный признак для определения специфики финансов.

Необходимо отметить, что  деньги товар, играющий роль всеобщего  эквивалента) – категория более  древняя по сравнению с финансами.

Финансовыми становятся лишь те денежные отношения, которые обусловлены  фактом существования государства, необходимостью обеспечивать выполнение последним своих функций (административной, военной, экономической, внешне-экономической, социальной). Финансы имеют государственно-властную (принудительную) форму проявления.

Финансовые отношения  имеют всегда перераспределительный характер.

Вне зависимости от наличия  государства, производственный процесс  осуществляется через регулярно  возмещаемую стоимость израсходованных  средств производства (c), выплачиваемую работникам заработную плату (v) и получаемую прибыль (m). Совокупный общественный продукт СОП (ВВП) = c + v + m [1]

Первичное распределение  стоимости совокупного общественного  продукта всегда осуществляется без  участия государства на основе и  в соответствии с объективными потребностями  и законами материального производства.

Именно с возникновением государства возникает объективная  необходимость перераспределительных отношений (распределении уже распределенного), которая с развитием товарно-денежных отношений принимает денежную (финансовую) форму. С помощью финансов государство изымает в свое распоряжение часть стоимости совокупного общественного продукта, созданного в сфере материального производства для обеспечения функционирования своего аппарата, осуществляющего выполнение государственных функций.

При помощи финансов происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов). Расходование данных фондов происходит в соответствии с возложенными на государство функциями.

Итак, финансы – это  обусловленная фактом существования  государства и необходимостью выполнения последним своих функций система  денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающая перераспределение стоимости СОП и целенаправленное формирование на этой основе общегосударственных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями.

Функции финансов: распределительная.

Сущность финансов, как  и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы  выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно  во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с  другой — контроль за этим распределением.  Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт (ВВП). Если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника).

В чистом продукте общества воплощается вновь созданная  в материальном производстве стоимость.  Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального  производства, и его отдельных  частей — фонда потребления и  фонда накопления определяет темпы  и пропорции развития экономики, ее структуру.  Распределительная  функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части —  национального дохода. Без участия  финансов национальный доход не может  быть распределен.  Финансовые отношения  возникают на стадиях распределения  и перераспределения национального  дохода. Первичное распределение  осуществляется по месту создания национального  дохода, т.е. в сфере материального  производства. Например, предприятие  получило выручку от реализации. Это  обезличенная денежная сумма, из которой  отнюдь не вытекает порядок ее распределения  на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.).

Распределение происходит посредством  финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых  государством: ставок, норм, тарифов, платежей, отчислений и т.д.

В результате первичного распределения  национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального  производства, а также доходы предприятий  сферы материального производства.  Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения.   Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т. п.  Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги, например налог на добавленную стоимость по определенной ставке.   Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая непрерывность процесса производства. Эта часть определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости.

Далее вычитается часть, связанная  с оплатой труда (ФОТ), через нормы  затраченного труда и систему  его оплаты. По нормативам, установленным  к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд, фонд занятости и др., наконец, остается прибыль. Произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т. е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам.   Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.  Этот пример наглядно показывает, что, не придав движения стоимости (в данном случае выручке от реализации), ни бюджет, ни пенсионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.  Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка.

На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в  распределительных отношениях (но ни в коем случае об их отмене). Предприятие  самостоятельно распределяет прибыль  по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд.  Выбор пропорций отчислений в фонды накопления и потребления  предприятия жестко регулируют законы рыночной экономики.  В каждой общественно-экономической  формации, в разных государствах существуют свои финансовые системы — в одних  случаях более удачно выражающие объективно существующие экономические  отношения, в других — менее удачно, однако финансы всегда выполняют  распределительную функцию, так  как она связана с их сущностью  и потому органически им присуща.

Финансы как историческая категория

Финансы - категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения  и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и  изменялись вместе с ним. Поэтому  сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства  определяются природой и функциями  государства.

Во времена первобытнообщинного  строя не было классов, не было и  государства, соответственно не было и  финансов. Только когда стало происходить первое  крупное  деление  общества на классы  появилось  рабовладельческое государство и соответвенно стали зарождаться и формироваться финансы. 

С развитием государств  развивались, формировались, усложнялись  и менялись финансовые отношения. Так, например, в докапиталистических  формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем  установления различного рода натуральных  повинностей и сборов. Денежное  хозяйство было небольшим и ограниченным   развито  оно было только в армии. Общегосударственный фонд денежных средств - бюджет  - также был небольшим, и основная его часть (2/3 бюджета)  опять-таки расходовалась на военные  цели.

Главными расходами paбовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами были поступления от доменов и регалий, военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.  Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет оказать не мог

Позднее формирование и использование  бюджета, стало носить устойчивый и  системный характер. Стали возникать  системы государственных доходов  и расходов с определенными составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств (на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды).

Информация о работе Финансы как историческая, экономическая, распределительная, стоимостная категория