Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие и необходимость финансов ……………………..…………...…...…5
1.1. Экономическая сущность финансов……………………………………...…9
1.2. Особенности финансов…………….………………………………..…........14
2. Функции финансов…………………………………………………………….18
2.1. Распределительная функция…………….……………………..…….………19
2.2. Контрольная функция …………………………………………………….....24
2.3. Регулирующая………………………………………………………………...27
2.4. Другие функции………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованной литературы……………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 65.69 Кб (Скачать)

   Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании конечного продукта, образуются денежные доходы и накопления.

   Распределительная функция состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов.

   Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы

предприятия подлежат распределению  в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

   Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов. Реализация этой функции отвечает на вопрос: Что, какие ресурсы вовлекаются в перераспределение?

Объектами действия этой функции  являются, во-первых, доходы населения. Часть их минует потребление и  направляется на уплату налогов, а, значит, формирование бюджетного фонда.

 

В   Н   П

а   а    р   (п

л   ц    о    о

о   и    д

в   о    у    д 

о   н    к    о

й   а    т    х

     л          о

     ь          д

     н          а

     ы         м)

     й

 

  1. АМОРТИЗАЦИОННЫЙ ФОНД

 

  1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД:
  • Заработная плата наемных работников
  • Прибыль предпринимателей
  • Рента
  • Ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков

 

  1. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

 Косвенные налоги


                                                                             Пошлины


Сборы


БЮДЖЕТНЫЙ ФОНД





                                                                                    Налоги


 


 

ОТРАСЛИ ХОЗЯЙСТВА

НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ 

СФЕРА

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ТЕРРИТОРИИ





Бюджетные расходы


 Финансирование


Финансирование

        

         Субсидии, трансферты


 

 

Рисунок 1. Роль бюджета в перераспределении ВНП

 

 

Во-вторых, фонды возмещения: амортизационные отчисления, излишки оборотных средств. Их перераспределение происходит через финансовый рынок и обеспечивает наиболее эффективное и рациональное использование временно свободных денежных средств предприятий.

В-третьих, в отдельные  периоды времени в перераспределение  вовлекается часть национального  богатства - при приватизации государственной  собственности, при использовании  страховых фондов для восполнения  ущерба от стихийных бедствий и др.

Таким образом, в процессе перераспределения доходов владельцев экономических ресурсов образуются вторичные, производные доходы у  государства, формируются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. В результате складываются конечные пропорции использования национального  дохода, формируется структура ВНП  по расходам.

   С помощью финансов распределяется валовой национальный продукт (ВВП) и национальный доход (НД)

ВНП = (МЗ + ТЗ) + П

МЗ - материальные затраты

ТЗ - трудовые затраты

П – прибыль

Материальные затраты - затраты, перенесенные на готовую продукцию,

НД = ТЗ + П - вновь созданная  стоимость

    Сначала происходит первичное распределение национального дохода, т.е. каждый участник материального производства получает соответствующий доход (наемный работник - заработную плату, собственник средства производства - прибыль, которую в дальнейшем использует на потребление и расширение производства).

    Вторичное распределение или перераспределение. Оно идет в сфере обращения (торговля и услуги). Оно происходит так же через налоговую систему в бюджеты различных уровней. Перераспределение может происходить между отраслями натурального производства, между различными социальными группами.

 

   Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  2. доходы предприятий сферы материального производства.
  •    Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения.    Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное  с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций, перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

   Распределительная функция финансов обеспечивает денежными ресурсами процесс воспроизводства. По характеру и масштабам различают следующие виды распределения:

  1. межтерриториальное, осуществляется с помощью бюджета, внебюджетных фондов, финансового рынка и страхования.
  2. межотраслевое, осуществляется через финансовой рынок, бюджет, внебюджетные фонды, через финансовый механизм различных производственных организаций и страхования.
  3. внутриотраслевое, осуществляется через отраслевые министерства и ведомства, через финансовый механизм предприятий
  4. внутрихозяйственное, осуществляется предприятиями и организациями через внутрихозяйственные фонды, создаваемые на предприятиях
  5. межгосударственное распределение, через иностранные инвестиции, внешнеторговые международные кредиты, совместную деятельность создание международных организаций и фондов, и иностранное страхование.

Распределение финансовых ресурсов осуществляется в два этапа:

  1. первичное распределение – начинается с момента получения общественной стоимости, т.е. валовой общественный продукт (ВОП= c[капитал]+v[переменные затраты]+m[добавленный продукт]) До формирования первичных доходов у предприятий и работников сферы материального производства
  2. вторичное распределение (перераспределение) – которое государство проводит путем взимания различных налоговых отчислений и сборов. Средства несколько раз переходят от одного собственника к другому, и в результате формируется три фонда:
  • возмещения
  • накопления
  • потребления

Таким образом, распределительная  функция финансов необходима для  воспроизводства, формирования, и расходования части бюджета страны, а также  финансов различных групп физических лиц.

   Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

    Распределительная функция финансов в нашей стране развита недостаточно, подтверждением этому является несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, социальных выплат, неплатежи между предприятиями и организациями и т.д.

 

 

 

 

    1. Контрольная функция.

 

  Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета.

    Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Контрольная функция выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов формирования и использования финансовых ресурсов. Важная роль этой функции заключается в анализе различных аспектов деятельности субъектов управления. Эта функция тесно связана с распределительной функцией; с одной стороны они действуют одновременно, так как бесконтрольное распределение приведет к диспропорции в воспроизводственном процессе; с другой стороны объектом контрольной функции является распределительный процесс.

Контрольная функция финансов реализуется через:

  1. - финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;
  2. - финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
  3. - кредитно-банковский контроль, при использовании кредитования и денежных расчетов.

   Контрольная функция реализуется через механизм государственного финансового контроля, который представляет собой мероприятия по проверке процесса распределения при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Финансовый механизм включает в себя:

1 – совокупность организационных  форм финансовых отношений в  народном хозяйстве;

 

2 – порядок формирования и  использования централизованных  и децентрализованных фондов  денежных средств;

 

3 - методы бюджетного планирования;

 

4 – формы управления финансами  и финансовой системой;

 

5 – финансовое законодательство.

 

   Основу контрольной функции финансов составляет контроль за движением финансовых ресурсов. Благодаря ей можно определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, насколько экономно и эффективно они используются и т.д.

   Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется  также через многогранную деятельность финансовых органов.

     Работники финансовой  системы и налоговой службы  осуществляют финансовый контроль  в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и  расходной частей бюджетной системы.  В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

     Распределительная  и контрольная функции – это  две стороны одного и того  же экономического процесса. Только  в их единстве и тесном взаимодействии  финансы могут проявить себя  в качестве категории стоимостного  распределения.

   Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

К нарушителям финансовой дисциплины применяются различные  санкции: бесспорное взыскание денежных средств, пени, штрафы и др[1]. Российским законодательством предусмотрена как административная ответственность за соблюдение финансовой дисциплины, так и уголовная. В целом по РФ финансовая дисциплина находится на не достаточно высоком уровне.

Информация о работе Финансы и кредит