Финансы и инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Инфляция - сложное социально-экономическое явление. В современном мире она стала серьёзной проблемой для правительств, центральных банков, а также для экономики многих стран. Инфляция замедляет темпы экономического роста, снижает инвестиционную активность, а в своих крайних формах усиливает социальную и политическую напряженность в обществе.

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.docx

— 128.14 Кб (Скачать)

2)Монополией государства на денежную эмиссию, внешнюю торговлю и правительственные расходы; монополией крупнейших корпораций, фирм, компаний на установление цен на рынках, не согласующихся с их собственными издержками;

3)Монопольным положением профсоюзов на регулирование ставок заработной платы своих членов путем заключения трудовых соглашений с предпринимателями, включающих обязательство последних повышать ставки в соответствии с ростом инфляции;

Степень влияния инфляционных процессов  на экономику во многом определяется особенностями инфляции и зависит  от степени прогнозирования инфляционных процессов и степени адаптации  экономических институтов к этим процессам. Это позволяет подразделять издержки на издержки ожидаемой инфляции и издержки неожидаемой инфляции.

 Издержки ожидаемой инфляции  всегда связаны с сокращением  массы наличных денег на руках  населения, частым пересмотром  цен, неустойчивостью относительных  цен, нарушением принципов налогообложения  и неудобствами пересчетов с  поправкой на инфляцию.

Издержки неожидаемой инфляции более противоречивы и связаны  с перераспределением дохода или  материальных ценностей между кредиторами  и заемщиками, с понижением реальной стоимости сбережений и сокращением реальных доходов социальных групп с фиксированным уровнем дохода.

Инфляция оказывает серьезное  воздействие на занятость. В 1958 г. английский экономист О. Филлипс предложил модель инфляции спроса, наглядно показывающую это воздействие. Позднее эта кривая была модифицирована (рисунок 3).

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Кривая Филипса

 

Если правительство страны рассматривает  уровень безработицы U1 (ему соответствует темп роста цен Р1) как чрезвычайно высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, которые стимулируют спрос. Это ведет к расширению производства, созданию новых рабочих мест. Норма безработицы снижается до величины U2, но одновременно возрастают темпы инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать «перегрев» экономики, серьезные кризисные явления, что вынудит правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и др. В результате темпы роста цен снизятся до уровня Р3, а безработица возрастет, ее норма составит U3.

Практика экономического регулирования  показала. Что кривая Филлипса может  быть применима для экономической  ситуации в короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5–10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.

Среди этих обстоятельств важно  выделить политику стимулирования совокупного  спроса. Стремление правительства ценой  инфляции купить более низкий уровень  безработицы можно считать успешным только тогда, когда у хозяйствующих  агентов удается создать так  называемые ложные ожидания. Так, работающие по найму, наблюдая рост ставок номинальной  заработной платы, увеличивают предложение  труда. И тогда рост инфляции (и  связанный с ней рост заработной платы) может уменьшить безработицу. Но дело в том, что со временем население  начинает распознавать истинную цену привлекательности высоких ставок денежной (номинальной зарплаты). Ведь в условиях инфляции рост реальной заработной платы – это не обязательно  то же самое, что и рост номинального ее уровня. И если люди обнаруживают, что на полученные деньги можно купить все меньшее количество товаров  и услуг, иллюзиям приходит конец: никто  более не намеревается увеличивать  предложение своего труда в ответ  на рост денежной заработной платы. Предприниматели  сокращают спрос на труд. Требования рабочих по найму повышения реальной заработной платы ведут к уменьшению прибылей и, следовательно, вынуждают  предпринимателей ограничивать найм работников.

При помощи кривой Филлипса можно  графически изобразить стагфляцию. Ведь это означает правостороннее смещение этой кривой на рисунке 3, когда возросший  уровень цен сопровождается растущей безработицей. Считается также, что  кривая Филлипса может быть использована для экономического анализа альтернативы инфляции и безработицы лишь в  условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических  потрясениях темп инфляции возрастает также неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы.

 

          1.3 Последствия инфляции

 

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют  росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры.

Галопирующая инфляция дезорганизует  хозяйство, наносит серьезный экономический  ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен  усиливает диспропорции между отраслями  экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять  свою главную функцию в рыночном хозяйстве – быть объективным  информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство  от денег к товарам, превращая  этот процесс в лавинообразный, обостряет  товарный голод, подрывает стимулы  к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной  системы, возрождает бартер.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут  банки и учреждения, предоставляющие  кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные  валютные и кредитные отношения.

Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом на население, что обуславливает  отставание темпов роста номинальной, а также реальной зарплаты от резко  возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории  наемных работников, лица свободных  профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

 

 

                 2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РК.

                 2.1. Анализ инфляционных процессов в РК за 2005-2007 годы.

 

      В условиях роста кредитования экономики, преимущественно отраслей с невысоким созданием валовой добавленной стоимости на фоне увеличения затрат труда на единицу продукции, низкой производительности отраслей промышленности и мягкой фискальной политики усиливаются инфляционные процессы. Сложность в реализации цели по поддержанию стабильного уровня цен определяется тем, что денежно-кредитная политика в условиях роста государственных расходов, значительного притока капитала и, соответственно, денежного предложения должна решать одновременно задачи по формированию адекватного рискам валютного резерва, стерилизации притока и сдерживанию инфляции. Годовая инфляция в декабре 2006 года составила 8,4%, в сентябре 2007 года – 11,2% (Рисунок 4), что было вызвано, кроме всего прочего, удорожанием отдельных видов продуктов питания.

 

Рисунок 4. Инфляция в РК за 2005 – 2007 г.

 

Основной  прирост цен пришелся на такие  продовольственные товары, как хлеб, мука, масло подсолнечное. Частично удорожание данных продуктов объясняется  нестабильной ситуацией на мировых  рынках зерновых культур и растительных масел, что отразилось и на внутреннем рынке Казахстана. Также значительное увеличение денежных доходов способствует росту потребительского спроса. При  этом темпы роста совокупного  спроса опережают показатели роста  предложения товаров и услуг  на протяжении последних нескольких лет, вызывая дисбаланс на рынке.

В 2006 году годовая инфляция демонстрировала  разнонаправленные тенденции. По данным Агентства по статистике с января по май она выросла с 7,5% до 9,0%, а затем снизилась до 8,4% по итогам декабря. Перелом в динамике инфляции стал результатом скоординированных  действий Национального Банка и  Правительства в области денежно - кредитной и фискальной политики в конце 2006 года (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Уровень годовой инфляции в 2006 году. (% к соответствующему месяцу предыдущего года)

 

Продовольственные товары за 2006 год стали дороже на 7,3%, непродовольственные товары –  на 7,1%, платные услуги – на 11,6%. Наибольший рост продемонстрировали цены на фрукты и овощи – на 25,2%, на бензин –  на 21,5%, на транспортные услуги – на 19,3%, на сахар – на 16,4%, на услуги учреждений образования и здравоохранения  – по 12,5%.

Усиление  инфляционного давления, наблюдающееся  на протяжении последних нескольких лет, было вызвано рядом факторов.

Среди основных из них следует выделить значительный приток иностранной валюты, увеличение совокупного спроса, превышение темпов роста реальной заработной платы над ростом производительности труда, рост издержек производства, импорт инфляции.

Приток  иностранной валюты обеспечивается высокими мировыми ценами на казахстанский экспорт, а также заемными операциями отечественных банков. За 2006 года торговый баланс сложился с положительным сальдо в 14,6 млрд. долл. США, что на 41,7% больше его объема в 2005 году. Прирост внешних долговых обязательств банков составил 18,2 млрд. долл., увеличившись в 2,4 раза по сравнению с 2005 годом.

В результате значительного притока иностранной  валюты наблюдается расширение денежных агрегатов. За 2006 год денежная база расширилась в 2,3 раза, денежная масса увеличилась на 79,9%, что способствовало сохранению инфляционного давления в экономике.

Повышение совокупного спроса выражается в  продолжающемся «буме» потребления, росте спроса на инвестиции и кредитные ресурсы, а также увеличении расходов государства.

По итогам года из составляющих совокупного спроса только розничный товарооборот рос быстрее совокупного предложения, показателем которого является рост реального ВВП, составивший за 2006 год 10,6% (в 2005 году – 9,4%). Увеличение объемов розничного товарооборота составило 14,4%, объемы инвестиций в основной капитал выросли 10,6%.

Расходы государственного бюджета без учета  гарантированного трансферта, перечисляемого в Национальный фонд, по отношению к ВВП снизились с 22,9% в 2005 году до 21,4% в 2006 году.

Тенденция опережения темпов роста среднемесячной заработной платы над темпами роста производительности труда сохранялась на протяжении 2006 года. Так, по итогам 2006 года по сравнению с 2005 годом рост реальной заработной платы составил 10,2%, в то время как производительность выросла на 8,2%.

Цены  на материально-технические ресурсы  для промышленных предприятий в 2006 году повысились на 9,7%. В результате товары и услуги данных предприятий стали дороже на 14,6%, в том числе продукция промежуточного потребления подорожала на 15,9%, потребительские товары, произведенные промышленными предприятиями, – на 8,2%, а средства производства – на 8,7%.

Цены  на энергоресурсы, произведенные промышленными  предприятиями Республики Казахстан, за 2006 год выросли на 10,0%, в том числе цены на нефть выросли на 11,0% и природный газ – на 3,5%. Как следствие, цены на горюче-смазочные материалы на потребительском рынке также увеличились. В частности, бензин в 2006 году стал дороже на 21,5%, транспортные услуги – на 19,3%.

В 2006 году рост цен импортных поступлений  был довольно существенным. В 2006 году индекс цен импортных поступлений составил 111,1% по сравнению с 2005 годом. Цены на импортные продовольственные и непродовольственные товары росли более высокими темпами, по сравнению с продовольственными и непродовольственными товарами той же группы в составе ИПЦ. В 2006 году индекс цен импортных поступлений продовольственных товаров составил 110,1%, непродовольственных – 107,6%.

В 2006 году в рамках реализации антиинфляционной политики Правительством и местными исполнительными органами предпринимались меры по недопущению роста цен на потребительском рынке.

Основные  усилия были направлены на недопущение  необоснованного роста цен на основную группу товаров и услуг  для населения, на пресечение ценового сговора, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений субъектами рынка  своим доминирующим положением.

В 2006 году Национальный Банк осуществлял денежно-кредитную  политику в соответствии с Основными  направлениями денежно-кредитной  политики на 2006-2008 годы. Для достижения цели по инфляции Национальный Банк проводил операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых были выпуск краткосрочных нот, привлечение  депозитов банков, механизм минимальных  резервных требований. Уровень денежной базы оставался одним из оперативных  показателей. Для снижения уровня избыточной ликвидности были приняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики.

В целях  снижения инфляционного давления Национальный Банк в 2006 году продолжил проведение «жесткой денежно-кредитной политики», включающей в себя:

1)Меры по повышению ставок по операциям Национального Банка (проведение политики «дорогих денег»);

2)Меры, направленные на изъятие избыточной ликвидности банков второго

уровня.

Таким образом, принятые в 2006 году меры денежно-кредитной  политики

способствовали  снижению инфляции по итогам года на 2%. При этом в целом расходы Национального  Банка по стерилизации избыточной ликвидности  составили за отчетный период 15,0 млрд. тенге.

 

 

          3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

                    3.1 Антиинфляционная политика

Информация о работе Финансы и инфляция