Финансы и их сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:07, реферат

Описание работы

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

1 вопрос.docx

— 22.65 Кб (Скачать)

Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Выделяют следующие предпосылки финансов:

Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы  государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. [1]

Экономические отношения  исключительно многообразны: они  возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические  отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном  виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и  специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической  категории.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической  категории, заключается в том, что  они всегда имеют денежную форму  выражения.

Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег  – не может быть и финансов, ибо  последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых. [2]

Первоначальной сферой возникновения  финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости  общественного продукта, когда эта  стоимость распадается на составляющие  ее элементы и происходит образование  различных форм денежных доходов  и накоплений. Вычленение в составе  выручки от реализации продукции  прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения  стоимости в соответствии с целевым  назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между  субъектами хозяйствования (изъятие  части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т. д.) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет различных источников) тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Исследование экономической  сущности финансов, выявление специфических  черт этой категории позволяет дать следующее определение:

Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к  экономическому базису; их обусловленность  стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов. [3]

Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.

Финансы - совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей.

Финансы незаменимы, потому что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных  финансов происходит регулирование  масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защиты окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями  общественного развития. Государство  же может, учитывая объективную необходимость  финансовых отношений, разрабатывать  различные формы их использования: вводить или отменять различные  виды платежей, изменять формы использования  финансовых ресурсов и т.д. Государство  не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного  развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот  производственных фондов на расширенной  основе, регулировать отраслевую и  территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение  научно-технических достижений, удовлетворять  другие общественные потребности.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Таким образом, критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных  средств, т.е. переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения  - вторая стадия воспроизводственного  процесса.

Функции финансов

К числу дискуссионных  относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы  выполняют две функции - распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного  продукта и национального дохода и контроль над этим распределением.

Хотя в литературе можно  найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и  другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной  и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства. Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо. [1]

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем  сущности и функций финансов. Более  глубокое знание экономической природы  финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего  использования данной категории  в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование  системы финансовых взаимосвязей. [4]


Информация о работе Финансы и их сущность