Финансы и денежно кредитные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 22:08, лекция

Описание работы

Сегодня финансы – это объективное экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества.

Работа содержит 1 файл

шпоры финансы.docx

— 18.35 Кб (Скачать)

1. Экономическая сущность и функции финансов

Сегодня финансы  – это объективное экономическое  явление, представляющее собой систему  формирования, распределения, перераспределения  и использования денежных фондов субъектов общества.

В качестве экономической  категории финансы  выражают экономические  отношения по поводу производства, распределения  и использования  валового внутреннего  продукта и национального  дохода. Эти отношения проявляются в создании и использовании целевых фондов денежных средств различными экономическим субъектами (государством, хозяйствующими субъектами, межгосударственными организациями, физическими лицами и др.). Функции

Распределительная и контрольная.

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

– через распределение  и перераспределение вновь созданной  стоимости обеспечиваются общегосударственные  потребности, формируются источники  финансирования общественного сектора  экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в  рамках единой бюджетной системы  РФ;

– вновь созданная  стоимость подлежит распределению  в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентамиОсновными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств.  
 

4.Типы  финансовой политики 

В качестве важнейших  направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная,  денежно-кредитная.

Бюджетную политику государства в первую очередь необходимо рассматривать как совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Денежно-кредитная  политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения, регулирование информации и курса национальной денежной единицы, а также обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в различных звеньях финансовой системы. 
 
 
 

5.Сущность  и методы управления  финансами.. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация  Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации  – разработка единой государственной  финансовой, кредитной, денежной

– разработка проекта  федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной  сфере;

– совершенствование  методов бюджетного планирования и  порядка бюджетного финансирования–  управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– координация  бюджетной и денежно-кредитной  политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное  казначейство.(функция единового кассового центра)…дотации,субвенции и субсидии.) 
 

7.Необходимость, задачи и принципы финансового контроля

Финансовый контроль – это форма реализации на практике контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в осуществлении контроля за рациональным распределением общественного продукта, формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов

Задачи:– обеспечения оптимальных пропорций распределения и перераспределения финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями и сферами народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, хозяйствующими субъектами и населением;

– обеспечения  своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами  хозяйствующих субъектов;

– выявления  внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов и повышения  эффективности производства;

– обеспечения  экономного и эффективного использования  финансовых ресурсов и повышения  эффективности финансовых вложений.

Принципы: -Принцип независимости.Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

- Принцип гласности. Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны.

- Принцип законности. В соответствии с данным принципом деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам страны

- Принцип объективности.

- Принцип ответственности.

-  Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения.

-      Принцип системности.  Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Виды, формы и методы проведения финансового контроля.

Финансовый контроль — контроль законодательных и  исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных  учреждений за финансовой деятельностью  всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Виды, формы и методы проведения финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по:

времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.

субъектам контроля: президентский; контроль представительных органов власти и местного самоуправления; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.

сфере финансовой деятельности: бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.

форме проведения: обязательный (внешний); инициативный (внутренний);

методам проведения: проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг); ревизии.

Основные  виды государственного финансового контроля.

Контроль Счётной  палатой, Президентский контроль, контроль Министерством финансов РФ,  Контрольно-ревизионное  управление и органы Федерального казначейства, контроль государственной налоговой  службы, контроль Федеральной службой  страхового надзора. Ведомственный  финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и  других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью  подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.    


Информация о работе Финансы и денежно кредитные отношения