Финансы государственных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:40, реферат

Описание работы

Общая характеристика государственных финансов

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Достаточно сказать, что через государственные финансы перераспределяется от 25% до 50% ВВП развитых стран.*

Работа содержит 1 файл

Государственные финансы.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Государственные финансы 

Общая характеристика государственных финансов 

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. 

Достаточно сказать, что через государственные финансы  перераспределяется от 25% до 50% ВВП развитых стран.* 

Возможны две  трактовки понятия государственных  финансов. 

Во-первых, под  государственными финансами может  пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в т.ч. социальной) государственной политики. 

По экономической  сущности государственные финансы  – это денежные отношения и  трансформационные (конвертационные) отношения «деньги – собственность», а также конвергентные отношения «заем – траст» по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, собственности и части национального богатства. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, в т.ч. за счет предприятий и приватизации государственной собственности. Полученные финансовые ресурсы используют на расширение производства, удовлетворение растущих социально-культурных потребностей членов общества, управления, нужд обороны страны и поддержания отечественных монополий в конкретной борьбе на внешних рынках. 

Во-вторых, под  государственными финансами может  пониматься совокупность элементов  финансовых институтов, их связей и  алгоритмов взаимодействия в рамках сложной системы, обеспечивающих достижение поставленных целей на заданном множестве условий. 

При построении государственных финансов на иерархических  уровнях страны и отдельных ее регионов учитывают: 

-текущее социальное  положение; 

-состояние экономики,  а также отраслей народного хозяйства; 

-участие в  международном, межрегиональном  и межотраслевом разделении и  специализации труда; 

-прогнозы изменения  текущих социального и экономического  положения; 

-социальные  и экономические угрозы; 

-социальные  и экономические возможности; 

-наличие или  отсутствие необходимой инфраструктуры  и т.д. 

Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих  структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Финансы возникли с появлением государства. Само понятие  финансов связано с движением (наличным или безналичным) денежных средств. Финансы – это экономические  отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в де­нежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения. Вторая обу­словлена тем,   что движение денежных  средств может количественно отображаться  различными финансовыми показателями, которые «сообщают», как распределяются и как используются финансовые ресурсы.  Это позволяет обществу  контролировать  процесс  создания денежных фондов, их перераспределение и стимулировать эффективное использование финансовых средств. Финансовые отношения осуществляются соответствующими учреждениями (финансовые органы, подразделения налоговой службы, банки и др.). Совокупность финансовых отношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Известны два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в основу финансовых систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип демократического централизма заключался, во-первых, в том, что значительная часть финансовых ресурсов (более 50 %) сосредоточивалась в руках государства, а оставшаяся часть была децентрализована, т.е. находилась в распоряжении предприятий, учреждений. Во-вторых, централизованное руководство финансами со стороны союзных госу­дарственных органов сочеталось с предоставлением определенных прав и самостоятельности республикам, предприятиям, учреждениям в использовании имеющихся у них денежных средств. В-третьих, статьи доходов и расходов государственного бюджета, республиканских и местных бюджетов в основном совпадали. Фискального федерализма предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями властиДоходы федерального правительства, штатов, местных органов власти здесь формируются за счет разных источников. Штаты, муниципальные влас­ти имеют Право вводить новые виды налогов, которые поступают в их бюджеты в разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Кроме того, правительство, штаты, местные власти независимы в своих расходах. Правительство финансирует оборону, космос, сельское хозяйство, внешние отношения и т.д., а муниципальные власти — программы в области образования, здравоохранения, дорожного строительства, охраны окружающей среды и т.д. В связи с тем, что доходов штатов, местных органов власти не хватает для покрытия их расходов, правительство оказывает финансовую помощь штатам, а они — муниципальным органам. Принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные и децентрализованные (с точки зрения государственного управления) финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий (учреждений, организаций), являются ее исходным звеном. В финансовой системе они занимают определяющее положение, так как, во-первых, обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, во-вторых, образуют основную массу финансовых ресурсов страны. В зависимости от формы собственности выделяют финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных и др. Согласно отраслевой структуре различают финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д. Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, которые необходимы ему для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов включают государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит,  которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, региональном, местном).  Одно из звеньев общегосударственных финансов — внебюджетные фонды. Они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, хотя и управляются соответствующими уровню государственного управления органами власти.  К внебюджетным фондам относят фонды социального  страхования,   пенсионные,   фонды  занятости населения, разного рода целевые фонды и т.д. Их средства формируются  за счет специальных  целевых отчислений, других  источников и  используются для  финансирования отдельных целевых мероприятий, программ. В зависимости от целевого назначения фонды делятся на экономические и социальные;  в соответствии с уровнем управления  —   на государственные и региональные. Место государственного кредита как особого звена финансовой системы определяется необходимостью привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования государственных расходов. Его основными формами являются государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды. Государственные займы связаны с аккумуляцией свободных денежных средств населения, предприятий, организаций путем выпуска и продажи на фондовом рынке государственных ценных бумаг (казначейских обязательств, облигаций и др.). Государство является заемщиком средств, а население, предприятия — кредиторами. Ценные бумаги выпускают как правительство, так и местные органы власти. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда имеет место, когда государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов государства. Например, государственный Центральный банк выдает ссуду правительству. Такое заимствование средств способствует развитию инфляции и поэтому в странах с рыночной экономикой практически не используется, но еще существует в некоторых странах СНГ. Государство может выступать не только в роли заемщика, но и в роли кредитора, оказывая финансовую помощь отдельным предприятиям в форме предоставления казначейских ссуд, которые выдаются на льготных условиях (по срокам и норме процента) за счет бюджетных средств. Таким образом, кредит помогает формированию допол­нительных финансовых ресурсов государства и облегчает решение общегосударственных задач.

Информация о работе Финансы государственных предприятий