Финансы государства. Основные и оборотные средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

В обыденной жизни понятие «финансы» часто ассоциируется с деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные отношения» — это не тождественные
понятия. «Денежные отношения» — более широкое понятие, тогда как финансы — лишь часть денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения.

Работа содержит 1 файл

к.р. по финансам.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

   Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

   В зарубежных публикациях большое внимание уделяется принципу прозрачности бюджета (tran.paren.y), который означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и бюджетных прогнозов. Реализация этого принципа предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Соблюдение принципа прозрачности в бюджетной сфере позволяет реально оценивать текущее и перспективное финансовое положение государства, принимать обоснованную экономическую политику, обеспечивать контроль за действиями правительства, сравнивать финансовые операции, предусмотренные бюджетами, с фактическими. Временный комитет МВФ в 1998 г. принял Кодекс рекомендуемой практики по обеспечению фискальной прозрачности — декларация принципов. Этот документ задуман как пособие странам — членам МВФ в их стремлении добиться большей прозрачности в бюджетной сфере, тем самым усилить контроль за фискальной политикой и повысить доверие к ней, что является непременным условием эффективного государственного управления. Комитет призвал страны — члены МВФ придерживаться изложенных в Кодексе принципов и рекомендуемой практики, признавая при этом, что на их реализацию существенно повлияют различия в системе бюджетных институтов, в правовой системе, административном потенциале разных стран и что этот процесс, безусловно, потребует времени.

   Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести собственно к принципам построения бюджетной системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, в большей степени определяют бюджетный процесс.

   Государственный бюджет – смета, план доходов и расходов государства на определенный период времени, где указываются источники поступлений доходов и направления расходования средств.

   Роль государственного бюджета  в развитии национальной экономики  неоднозначна в разные периоды  истории. При этом достаточно  четко выделяются два этапа.  В начальный период развития  капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих странах через государственный бюджет перераспределялась незначительная часть национального дохода. Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости работников. Путем изменения уровня расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику.

   Первая выражается в увеличении  расходов и снижении уровня  налогообложения, что позволяет  легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост.     Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. Источником государственных финансов является первая часть бюджета – его доходы.

   Подавляющая часть всех  доходов бюджета западных государств  образуется за счет налогов  (90 % поступлений на государственном  и 70 % на местном уровне). С помощью  налогового механизма в бюджет  направляется от 30 % валового национального продукта в США и Японии до 40–50 % – в Германии, Франции, Швеции.

   Второй составной частью  бюджета являются расходы. Эта  часть обеспечивает потребности  правительства в финансовых ресурсах. Одна из них – обеспечение  устойчивого экономического роста. В высокоразвитых странах через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической базы производства способствуют возросшие государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные суммы расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ хозяйственного развития. Существенно увеличились объемы инвестиций в «человеческий

капитал» (образование, повышение квалификации и переквалификацию рабочей силы).

   Важнейшая функция бюджета  – увеличение объема совокупного  спроса посредством 

государственных закупок товаров  и услуг.

   Бюджет выступает также  как главный инструмент социальной  политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных платежей. Таким платежом считаются денежные средства, которые передаются из государственного бюджета в пользу лиц, нуждающихся в государственной поддержке, социальном обеспечении. Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика. Представляется несомненным, что нормальным состоянием государственного бюджета является равенство его доходной и расходной частей. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или семьи. Однако нередко государство тратит больше денег, чем оно получило доходов. Так образуется бюджетный дефицит. Чтобы преодолеть этот дефицит, правительства многих стран прибегают к печатанию новых денег, увеличению внутреннего долга (продаже государственных ценных бумаг фирмам или населению), пользуются международными кредитами. Только благодаря эффективному использованию денежных средств в ряде государств достигается бюджетный профицит (превышение доходов над расходами).

 Каков государственный бюджет  России

В условиях командно-административной системы управления в бывшем Советском  Союзе государственный бюджет представлял  собой основной финансовый план образования  и использования общего фонда  денежных средств. Эти средства расходовались на выполнение директивного плана социально-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновременно.

   О соотношении доходов  и расходов консолидированного  государственного бюджета (объединенного  бюджета всех территориальных единиц страны) можно судить по следующим статистическим данным ряда стран за 2002 г. В Великобритании доходы (в млрд английских фунтов стерлингов) составили 379 и расходы – 394; в Германии (в млрд евро) соответственно 641 и 681; в США (в млрд долларов США) – 1946 и 2069; во Франции (в млрд евро) – 156 и 140.Основными источниками государственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70 %). Подоходный налог с

населения составлял менее 10 % доходной части бюджета. Финансирование народного  хозяйства осуществлялось почти  целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций воспроизводства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды. Но такое предельно централизованное использование основной части денежных средств общества для выполнения директивных заданий плана имело те же

непреодолимые недостатки, которые присущи командно-административной системе в целом.

   С самого начала преобразований  национального хозяйства возникли  серьезные проблемы и противоречия  в бюджетном регулировании макроэкономики.

   В первую очередь они  коснулись организации бюджетной работы. В 1992 и 1993 гг. федеральные бюджеты были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания – в декабре соответствующего года. Ежегодно составлялся нереальный бюджет, что было видно из итогов его выполнения. Так, в 1997 г. фактически было получено 74 % доходов к утвержденному бюджету, а расходы составили 77 %. В бюджете не предусматривались необходимые меры по улучшению социального положения основной части населения. Для 1990-х гг. характерным был постоянный бюджетный дефицит. Решение созидательных задач развития российской экономики потребовало разработки новой бюджетной политики на 2001 г. и на среднесрочную перспективу. Сейчас эта политика регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации,

вступившим в действие с 1 января 2000 г. С 2000 г. для бюджета государства характерен профицит, при котором доходы бюджета превышают расходы.

   В качестве главных стратегических направлений бюджетной политики российского государства предусматривается:

• снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности, уменьшение налоговых ставок, отмена неэффективных и оказывающих отрицательное влияние на экономическую деятельность налогов и льгот;

• упорядочение государственных обязательств с учетом реальных возможностей бюджета  и при твердой гарантии социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан;

• концентрация финансовых ресурсов для решения приоритетных задач.

обеспечение внутренней и внешней  безопасности страны, совершенствование  судебной системы, воспроизводство  научного потенциала, развитие социальной сферы. К числу важнейших приоритетов отнесена борьба с бедностью (в России одна треть населения имеет денежные доходы ниже прожиточного минимума);

• снижение зависимости бюджетных  доходов от текущего состояния мировых  цен, поддержка предприятий, выходящих на мировой рынок с готовой продукцией высокого качества;

• создание эффективной системы  управления государственными финансами, в том числе перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение, позволяющее обеспечить контроль общества за использованием бюджетных ресурсов.

Казначейство– это специальный  финансовый правительственный орган, который ведает кассовым исполнением  государственного бюджета. Оно организует взимание доходов для государства  и выделяет средства на расходы, предусмотренные бюджетом;

• добиваться бюджетного профицита, который позволяет государству  полностью выполнять все бюджетные  платежи, а дополнительные доходы направлять на решение первоочередных общественных задач.

   Успешное осуществление государственной бюджетной политики во всех странах во

многом зависит от состояния  денежно-кредитной системы страны.

 

 

2.Основные и оборотные  средства предприятий торговли  и общественного питания ,их  состав ,структура и источники  формирования.

 

Денежные  средства, вложенные в приобретение факторов производства для изготовления продукции, называются авансированным капиталом, который принимает на себя все функции экономической категории «капитал», то есть в процессе своего использования он приносит доход. Авансированный капитал подразделяется на основной и оборотный в зависимости от участия ресурсов в производственном процессе.

Основной капитал (основные средства) представляет собой денежную оценку таких ресурсов, как оборудование, здания и сооружения, транспортные средства и т. д., они увеличивают доход предприятия, используются длительное время, переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции частями по мере износа.

Оборотный капитал (оборотные  средства) обеспечивает непрерывность работы предприятия и направляется на текущее обеспечение его жизнедеятельности, приобретение сырья, материалов, топлива, электроэнергии, наем рабочей силы и реализацию готовой продукции. Он возмещается в полном объеме каждый раз после ее реализации. »

Основные средства – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. В зависимости от функционального назначения основные средства делятся на производственные и непроизводственные. Первые непосредственно связаны с осуществлением производственного процесса, вторые непосредственно в процессе производства не участвуют, но находятся на балансе предприятия и служат для удовлетворения социальных потребностей работающих и их семей (жилье, детские дошкольные учреждения, поликлиники, спортивно-оздоровительные комплексы и др.).

Основные  фонды торгового предприятия  представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей производственного и  непроизводственного назначения , способствующие осуществлению товарного обращения. Их классификация представлена на рисунке 1.

Основные  фонды - часть ресурсов торгового предприятия ,которая вещественно воплощена в средствах труда ,сохраняет в течение длительного времени свою натуральную форму, переносит по частям стоимость на продукцию и возмещается только после нескольких производственных циклов.

Основными фондами средства труда являются вследствие специфического способа  обращения их стоимости, в силу многократного  обслуживания в своей натурально-вещественной форме актов купли-продажи товаров и оказания торговых услуг.

Являясь материальной базой функционирования торговых предприятий, основные фонды  способствуют решению важных задач, к которым относятся:

-обеспечение  сохранности товаров и их качество;

-экономия  и облегчение живого труда  работников торгового предприятия;

-рост  производительности труда торгового  персонала;

-создание  необходимых условий для высококачественного  обслуживания населения;

-сокращение  затрат времени населения, связанного  с покупкой товаров и услуг  в торговле.

Информация о работе Финансы государства. Основные и оборотные средства