Финансы – система экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:32, лекция

Описание работы

Финансы - это экономические отношения, которые связанные с образованием, распределением и использованием денежных фондов в целях выполнения функций и задач государства, а также обеспечения условий увеличения производства. Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения.

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 26.90 Кб (Скачать)

Финансы - это экономические отношения, которые связанные с образованием, распределением и использованием денежных фондов в целях выполнения функций и задач государства, а также обеспечения условий увеличения производства.

Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения

и перераспределения валового национального продукта и национального  дохода для решения экономических, социальных и политических задач  государства.

Финансы – система экономических отношений по поводу формирования и использования фондов денежных ресурсов, которые возникают в процессе создания, распределения и использования денежных средств в ходе перераспределения национального дохода общества и служат для удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства.

Субъекты финансовых отношений – предприятия, общественные организации, государственные органы управления, государство, население страны. Финансы обеспечивают движение денежной массы от низовых звеньев к центру и обратно через фонды.

Финансовая система состоит из финансов государства (общегосударственный бюджет), местных финансов, финансов предприятий; финансов общественных организаций, финансов внебюджетных фондов; финансов населения.

  1. Государственные финансы – главный элемент в структуре финансовой системы. Это система денежных фондов, которые находятся в распоряжении государства, и предназначенные для обеспечения функций государства (эффективности, стабильности, справедливости). Государственные финансы – это совокупность форм и методов, с помощью которых эти функции реализуются. Они направляются не только на финансирование непроизводительных расходов (военные, государственный аппарат), но и на весь воспроизводственный процесс:

Ø   воспроизводство постоянного капитала – инвестиции в государственный сектор, дотации, кредиты частному сектору;

Ø   на социальные цели – призваныы увеличить внутреннее потребление;

Ø   обеспечение формирования рабочей силы необходимой структуры и качества;

Ø   выравнивание общих условий хозяйствования в разных регионах.

финансовая система – это совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Функции финансов  

экономической литературе наибольшее признание получили две концепции финансов: распределительная и воспроизводственная. 
Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства - в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования. 
Согласно данной концепции, финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную, тем самым признаются две традиционные функции. 
С помощью распределительной функции распределяются и перераспределяются валовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть национального богатства (например, при изъятии оборотных средств, операциях по реализации государственного имущества). 
Считается, что через распределительную функцию финансы удовлетворяют прежде всего общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, коллективов, предприятий, отдельных граждан путем формирования денежных доходов и их расходования. Сторонники доказывают, что через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения. 
Распределительная концепция базируется на первичность количественного соизмерения в экономических отношениях, связанные с движением совокупного общественного продукта, с созданием условий для реализации общественного продукта посредством купли - продажи. 
Количественное соизмерение финансов путем величины формируемых денежных фондов способствует ускорению развития отдельных структурных подразделений экономики путем создания благоприятных финансовых условий. 
Последователи распределительной концепции финансов полагают, что именно через распределение финансы активно воздействуют на процесс воспроизводства. В данном случае на второй план отводится стадия производства, которая через другие стадии выступают источником экономического роста. 
Представителями воспроизводственной концепции финансы рассматриваются как категория воспроизводства в целом, а не одной из его стадий, то есть они считают неправомерным ограничивать финансы производственными отношениями, связанными только с распределением стоимости общественного продукта. 
Сторонники воспроизводственной концепции считают, что финансы категория не одной стадии, а всего воспроизводства в целом: 
1.  все стадии общественного воспроизводства тесно связаны между собой; 
2.  финансы обслуживают не только одну стадию воспроизводства, а весь этот процесс в целом, проникая во все сферы деятельности общества - материальное производство, сферу обращения и потребления; 
3.  финансы являются универсальным орудием контроля, используемых на всех стадиях движения общественного продукта.

  1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

 

Финансовая  политика – это совокупность целенаправленных мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. 
Финансовая политика - самостоятельная сфера деятельности, но при этом она является составной частью экономической политики 
Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация и использование финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. 
Финансовую политику надо рассматривать как элемент надстройки, в постоянном изменении, которые достаточно сильно влияют на финансовые отношения, развивая или тормозя эти отношения.

Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития (экономики) общества, Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. 
Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решение неотложных задач, преодоление возникающих диспропорции и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.

Финансовый механизм - активный элемент в системе управления экономикой и финансами в обществе. 
В любом государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется, как элемент управления и регулятор экономических отношений, финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемые обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.  
Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Финансовый механизм рассматривается в действии, он активен и включает сложные элементы, имеет подсистему.

чтобы ее охарактеризовать, целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент. 
Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма – финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль. Если имеется логическая взаимосвязь между планированием финансовых ресурсов на основе выработки четких ориентиров при высокой организации финансовой работы и контроля, то финансовый механизм проявляет себя в рамках объективных требований. 
Блок (звено) финансового механизма – это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности. 
В блок включаются: финансовые прогнозы, планы и балансы, финансовые показатели, фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования, законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения. Составные блоков только шире объясняют понятие финансового механизма. Однако прогнозы и планы, если они необоснованны, приводят к искаженным финансовым показателям, а это приводит к спешному принятию решений, различным поправкам. 
Элемент финансового механизма – это хозяйственная простейшая форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. Интересы государства направлены на формирование государственных финансов, на финансовое обеспечение государственных программ в сфере экономики и социальной сфере, а интересы хозяйствующих субъектов - на сохранение финансовой устойчивости и экономической стабильности. Обоюдные встречные интересы участников удовлетворяются с помощью финансового механизма.

Налоги - обязательные платежи, предусмотренные законом, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. 
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение, мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. 
Сущность налогов проявляется в их функциях.

  • Фискальная функция налогов обеспечивает поступление средств в государственный бюджет и финансирование государственных расходов.
  • Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия данной функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода.
  • Регулирующая функция воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с программами. При этом используется выбор форм налогов, изменения ставок, способов взимания, льготы и скидки. Данные регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.

Налоги классифицируются по различным признакам: 
От объекта обложения. По данному признаку классифицируются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (подоходный налог, налог на имущество, на землю). 
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования. К реальным прямым налогам относятся: земельный, поимущественный, промысловый, на денежный капитал. В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например, семейное положение. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог с наследств и дарений и т.д. 
Косвенные налоги взимаются посредственно - через цены товаров, услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству. 
По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение. 
В зависимости от органа, взимающего и распределяющего налоги подразделяются на государственные и местные. 
По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление: первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае - это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

К элементам налогообложения  относятся: субъект, носитель, объект, источник налога, единица обложения, налоговая ставка, права и обязанности налогоплательщиков, контроль за уплатой налогов, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства. 
Субъекты налога (налогоплательщик) - это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. 
Носители налогов - физические лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя, т.е. граждане государства. 
Объект налога - доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (ТМЦ), которые являются основой налогообложения. Объектом обложения также является передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ и услуг. 
Единица обложения - единица измерения объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге или др.), 1 гектар, единица измерения товара. 
Налоговая ставка - это величина налога на единицу обложения, она характеризует норму налогового обложения, выражается в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой. 
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством. 
Льготный период - время, в течение которого действуют установленные законом льготы по налогам.

Информация о работе Финансы – система экономических отношений