Финансовый рынок Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 02:26, курсовая работа

Описание работы

Финансовый рынок представляет собой не что иное, как сферу проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей, или инструментов образования финансовых ресурсов, отношений между их реальной и потребительской стоимостью. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….2

Часть 1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Функции и структура финансового рынка……………………………………...4

Роль финансового рынка в мобилизации и распределении финансовых ресурсов…………………………………………………………………………...8

Кредитный рынок………………………………………………………………..11

Рынок ценных бумаг…………………………………………………………….13

Понятие фондовой биржи………………………………………………………18

Часть 2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК УКРАИНЫ

2.1. Особенности формирования и развития финансового рынка в Украине……20

2.2. Краткосрочные прогнозы состояния финансового рынка Украины и необходимые задачи…………………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………………...27

Список использованной литературы………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по финансам.rtf

— 355.48 Кб (Скачать)

    -    устранение или ослабление ограничений на перемещение капиталов через границы государств;

    -     либерализация внутренних рынков капиталов;

    -     развитие нерегулируемых иностранных рынков;

    -     ускоренное увеличение количества производных инструментов;

    -     развитие рынка еврооблигаций.

    Экономическая и финансовая глобализация, бесспорно, имеет много положительного, но, к сожалению, не все государства могут воспользоваться её преимуществами. С её развитием государство, нация утрачивают возможность эффективно осуществлять свой суверенитет над валютой и финансами; в мировом экономическом пространстве распространяется преобладание транснациональных корпораций, их финансовые возможности иногда превышают бюджеты средних европейских государств. Именно они заинтересованы в том, чтобы капитал мог за считанные секунды перемещаться из одной страны в другую, из одной точки земного шара в другую. Такое превышение капитала предприятия над национальным несёт в себе большую опасность для национальной экономики. Слабое государство, продукция которого неконкурентоспособна, становится добычей транснациональных корпораций, затоваривается дешёвой продукцией широкого потребления, не может защитить своего товаропроизводителя, развивать и укреплять национальную экономику. Поэтому в Украине необходимо разработать методы и механизмы защиты своего экономического суверенитета, завоевать позиции на мировом рынке, разработать полноценную концепцию участия в блоках защиты от ущемления отечественного производства со стороны транснациональных корпораций.

    Таким образом, Украине необходимо сформировать механизм защиты от кризисных явлений, которые порождаются внезапным приливом и оттоком средств финансовых спекулянтов. При этом, очевидно, не удастся избежать определённых таможенных или налоговых ограничений и других мер. Необходимо тщательно разработать мероприятия финансовой безопасности страны в связи с общемировой тенденцией к сокращению ограничение на международное движение капитала. 

6. Краткосрочные прогнозы состояния финансового рынка Украины и необходимые задачи 

    Очевидно, что сложные условия финансового и экономического кризиса 2008-2009 гг. оказали свое влияние и на финансовый рынок Украины. Более того, не существует однозначного мнения, когда же все-таки завершится кризис. Согласно опросам общественного мнения, около 87% опрошенных американцев считают, что страна пока не выбралась из кризиса. В Украине же 67% опрошенных считают, что рецессия продолжится.

    Национальное бюро экономических исследований (NBER) США считает, что рецессия в мировой экономике началась в декабре 2007 года. Но датой начала мирового финансового кризиса справедливо стоило бы считать 15 сентября 2008 года - день, когда американский инвестиционный банк Lehman Brothers объявил о своём банкротстве. Крушение "небожителя финансового рынка" привело к цепной реакции кризиса во многих странах мира. То, что еще недавно считалось вечным и незыблемым, рухнуло в одночасье.

    Завершение кризиса, как правило, не столь яркое, как его начало. Поэтому в данной ситуации завершение кризиса носит скорее рутинный характер, чем эпохальное событие, но при этом не стоит забывать, что в 2010 году уже не будет тех проблем, которые пришлось пережить в 2009 году.

    Во время кризиса на украинском рынке акций произошли радикальные изменения. Теперь фондовый рынок Украины имеет полноценную фондовую биржу в лице Украинской биржи, скоро в таком же режиме может заработать и ПФТС. За счет Интернет-трейдинга количество игроков на украинских фондовых биржах будет расти в геометрической прогрессии, что будет стимулировать рост цен на акции. Кроме того, за счет радикального падения макропоказателей в 2009 году даже небольшие улучшения в экономике Украины в 2010 году будут фиксировать рост, а это значит, что инвесторы и, прежде всего зарубежные, будут все больше и больше инвестировать деньги в украинские акции. «Минимальный рост стоимости биржевых украинских акций составит 20-25%, а при благоприятном стечении обстоятельств, рост будет не менее 60% за 2010 год», - огласил собственный мониторинг финансовый специалист, советчик председателя правления “Укргазбанка” Александр Охрименко.

    С украинскими облигациями ситуация не столь простая. В 2010 году украинским эмитентам надо будет погасить еврооблигаций на сумму около 2 млрд долларов. Часть этих облигаций удастся реструктуризировать, но часть придется погасить, а это может не обойтись без технических дефолтов. Облигации внутренних займов в настоящем году будут переживать не лучшие времена. Выпуски новых облигаций будут в основном носить характер реструктуризации старых облигаций, небольшие закрытые выпуски новых облигаций существенно на фондовый рынок не повлияют. И что самое неприятное -- в 2010 году будет продолжаться период дефолтов облигаций.

    В следующем году облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) останутся единственными заслуживающими уважения облигациями на рынке. Доходность ОВГЗ постепенно будет снижаться, но и при этом вряд ли она до конца 2010 года упадет ниже 16-17% годовых. Поэтому игрокам фондового рынка будет выгодно иметь с ОВГЗ и другие облигации.

    Относительно мониторинга курса евро - доллар в 2010 году можно прогнозировать девальвацию доллара. Вполне вероятно, что на конец 2010 года курс евро к доллару станет на уровне 1,7. Причина данной девальвации во многом вызвана тем обстоятельством, что в Соединенные Штаты импорт значимо выше экспорт, ну а в Еврозоне - напротив. В настоящее время Соединенные Штаты Америки реализуют муниципальные значимые бумаги. Для данной цели не так давно максимальный предел заимствования Соединенных Штатов был поднят еще на $209 миллиардов. В то же время без реализации собственных гособлигаций экономика Соединенных Штатов не вынесет все тяготы. Именно зависимость экономики Соединенные Штаты от наружных капиталов считается и моментом девальвации доллара, и моментом его поддержания. Так как правительство Соединенных Штатов превосходно знает, что излишняя девальвация не сделает его госбумаги симпатичным для иностранных игроков, оно не допустит девальвации доллара до значения $2 за евро.

    Что же касается курса доллар - гривна, он также во многом находится в зависимости от деятельности правительства Украины. Большинство финансовых аналитиков прогнозируют отношение 8-8,4 грн./$. Однако существует мнение, что на конец 2010 года доллар может стоить в пределах 9-10 грн./$. Это может быть связано с эмиссией гривны в целях покрытия недостатка государственного бюджета и государственного долга Украины. В таком случае об укреплении гривны придется позабыть.

    В 2010 году по отношению к предыдущему году существенного улучшения кредитования физических лиц не ожидается. Скорее всего, кредитный рынок в 2010 году будет расти за счет увеличения объемов кредитования юридических лиц. Не исключено, что в следующем году количество перекредитования (замена заемщиков) по ипотечным кредитам будет увеличиваться. Потенциальные желающие получить ипотечный кредит, будут получать не новый кредит, а переоформлять на себя старый кредит, одновременно с залогом на недвижимость. В отдельных случаях это позволит сэкономить на ставке по кредиту и получить кредит в валюте.

    В целом же в следующем году средние ставки по кредитам для населения будут снижаться от 25-27% до 20-22% годовых в течение всего года. Эти ставки вряд ли будут стимулировать рост спроса на кредиты среди населения. Кроме того, банки будут только ужесточать методику оценки платежеспособности заемщиков. Традиционным при оценке платежеспособности заемщика будет анализ его действий по погашению кредита в условиях кризиса.

    Что же касается ставок по банковским депозитам, ожидается их постепенное снижение. Фактически, именно высокие ставки по банковским депозитам тормозят процесс возрождения кредитования. Поэтому банки будут проводить тенденцию снижения ставок по депозитам. Прежде всего, снижение затронет ставки по коротким депозитам и депозитам до востребования. Ставки по гривневым депозитам до востребования будут снижаться до уровня 5-7% годовых, что отразится и на оттоке денег с этих депозитов. Ставки по гривневым депозитам на срок три-шесть месяцев в гривне будут снижаться до уровня 16-17% годовых. А ставки по гривневым депозитам на год и больше будут на уровне 20-22% годовых.

    Относительно ставок по валютным кредитам: все будет зависеть от динамики курса гривна-доллар-евро. Если укрепление гривны произойдет, то, скорее всего, ставки по долларовым депозитам не будут выше 10-12%, а по депозитам в евро -- не выше 10% годовых. Если же девальвации гривны в 2010 году не избежать, то, скорее всего, ставки и по гривневым, и по валютным депозитам останутся на уровне близком уровню конца этого года.

    Многие исследователи экономических процессов в Украине считают, что пока Украина не достигнет стабильного экономического развития и не стане равноправным партнёром экономически развитых государств на мировом финансовом рынке, государственное регулирование должно препятствовать распространению виртуальной финансовой экономики, защищать и поощрять реальных инвесторов. Поэтому необходимо:

    - сохранять определённые валютные ограничения по операциям, связанным с движением капитала;

    - принимать меры по обеспечению прозрачного механизма учёта и перехода прав собственности на фондовом рынке;

    -  стимулировать исполнение рынком акций функции мобилизации капитала;

    - способствовать притоку средств в производственный сектор и реальную экономику, использовать налогообложение для стимулирования инвестиций в производство;

    - удерживать рост доходов, которые можно получить путём финансовых спекуляций. Для этого необходимо ограничить колебания на валютном и фондовом рынке;

    - стимулировать привлечение инвестиций в производство через кредитование, поскольку невозможность использовать кредит приводит к расширению рискового и спекулятивного рынка акций. 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Любая экономическая система в любом государстве предполагает наличие сфер распределения, обращения и перераспределения средств экономических субъектов. Финансовый рынок в рыночной экономике представляет собой именно такое пространство. Включая в себя ряд более узких рынков, таких как кредитный, фондовый и др., финансовый рынок предоставляет возможность оперировать с капиталом, преумножая, распределяя и перераспределяя его.

    Подводя итог всему выше сказанному можно сказать, что основная функция финансового рынка заключается в мобилизации денежных средств вкладчиков для цели организации и расширения производства. Другая функция - информационная. Она состоит в том, что ситуация на финансовом рынке сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вкладывания своих капиталов.

    Формирование финансового рынка - очень сложный процесс, охватывающий по времени не один год. Финансовый рынок невозможно ввести волевым путем, издав законодательный акт, его можно лишь постепенно создавать. При этом обязательной предпосылкой реального функционирования финансового рынка является многообразие форм собственности, твердая денежная единица, свободные цены и другие компоненты полноценной рыночной экономики.

    Организационные структуры финансового рынка включают различные финансовые институты (финансово-банковские учреждения, страховые компании и др.), но ключевыми среди них являются фондовые биржи, постоянное функционирование которых оказывает существенное влияние не только на сферу финансово-кредитных отношений и денежного обращения, но и в целом на экономическое и социальное развитие страны.

    Как показывает мировой опыт, эффективное функционирование финансового рынка невозможно без регулирующей и контролирующей деятельности государственных органов. В условиях становления финансового рынка (и рынка ценных бумаг в частности) функционирование подобных структур приобретает исключительное значение.

    На мировом рынке существуют две основные модели организации финансового рынка. Одна из них предусматривает господство на рынке коммерческих банков (Германия, Япония, Франция). Другая предполагает активную роль, как банковских учреждений, так и небанковских финансово-кредитных институтов (США, Великобритания). В тех странах, где на рынке господствует ограниченное число коммерческих банков, их деятельность подконтрольна центральному национальному банку и другим правительственным агентствам, государственное регулирование более жесткое.

    Формирование и развитие финансового рынка Украины происходит в достаточно сложных условиях интеграции страны в мировые структуры с одной стороны и острой необходимости защиты национальной финансовой системы от спекуляций - с другой.

    Таким образом, финансовый рынок представляется как эффективный механизм функционирования рыночной экономики, инструмент мобилизации финансовых ресурсов и сбережений населения, оптимального перераспределения средств, повышения активности человека как реального собственника. 

Список использованной литературы: 

    Закон України «Про фінансові послуги та регулювання. Про фінансові послуги та державне регулювання ринків фінансових послуг» від 12 липня 2001 р. - К., 2001.

Информация о работе Финансовый рынок Украины