Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:03, курсовая работа
Целью исследования в работе является изучение состояния и перспектив развития финансового рынка Республики Беларусь, для чего необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие финансового рынка, его организацию и функционирование;
провести анализ состояния финансового рынка Республики Беларусь;
определить перспективы развития финансового рынка Республики Беларусь.
Объект исследования - финансовый рынок.
Введение
. Теоретические аспекты функционирования и регулирования финансового рынка
.1 Сущность финансовой системы
.2 Понятие и задачи финансового рынка
. Анализ развития финансового рынка Республики Беларусь
. Перспективы развития финансового рынка в Республике Беларусь
.1 Переход на рыночное курсообразование
.2 Меры национального банка и правительства Республики Беларусь по выходу из кризиса
Заключение
Список использованных источников
значительная часть внешней торговли осуществляется со страной, к валюте которой привязана национальная валюта (для создания стабильных условий торговли для национальных производителей);
макроэкономическая политика ориентирована на поддержание инфляции на уровне страны, к валюте которой предполагается осуществлять привязку (при условии низких уровней инфляции);
в стране осуществляются структурные реформы, и обеспечивается реальная независимость Центрального банка.
При этом фиксированный валютный курс без проведения ощутимых реформ не может обеспечить длительной макроэкономической стабилизации. Поэтому с введением фиксированного курса правительству необходимо одновременно уравновесить такие макроэкономические показатели, как объем денежной массы, объем товаров и услуг и уровень цен. Очень важно не допустить роста номинальной заработной платы, так как иначе ее рост будет съедать прибыли предприятий-экспортеров, которые не смогут соответственно повысить свои цены ввиду необходимости сохранения конкурентоспособности на мировом рынке.
Т.о., при использовании фиксированного обменного курса, стране необходимы значительные иностранные резервы для завоевания, а затем поддержания доверия к национальной валюте, а также обеспечения полной конвертируемости национальной валюты в иностранную валюту.
Механизм валютных ограничений предусматривает ускорение валютных поступлений на корреспондентские счета Центрального банка и уполномоченных банков, сдерживание вывоза валютных ценностей из страны, так как механизм валютных ограничения, как правило, распространяется на движение капитала. Основанная на этом режиме экономическая политика руководящих органов страны обеспечивает постепенность экономического подъема и перехода к рыночной экономике, стабилизацию потоков сбережений резидентов на стадии, когда доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось.
Фиксированный валютный курс эффективен:
) при значительных резервах иностранной валюты у центрального регулирующего органа;
) при отсутствии неожиданных ценовых шоков;
) в случае привязки к корзине валют.
В странах с переходной экономикой использование номинального валютного курса ограничено тем, что в этих странах инфляция имеет не только монетарное происхождение, но также связана с деформацией механизма ценообразования, сильным монополизмом в экономике и кризисом неплатежей.
Фиксированный валютный курс, как правило, не является эффективным при кризисе платежного баланса ввиду неизбежности макроэкономической корректировки. При фиксированных валютных курсах эффективность фискальной политики относительно выше, чем монетарной, так как весь эффект от изменения объема денежной массы уходит на цели поддержания валютного курса и не затрагивает уровней занятости и выпуска.
Своевременно учитывающим соотношение спроса и предложения на национальную валюту является режим свободного плавания валютно-обменного курса.
В случае отсутствия достаточных резервов для интервенций в целях поддержания объявленного фиксированного уровня обменного курса, для Центрального банка наиболее приемлемым становится вариант выбора валютного режима свободно плавающего курса. Однако принятие такого решения отпугивает необходимостью частого изменения валютного курса и проведения валютных интервенций со стороны государства по открытым правилам. Государственные органы валютного регулирования лишаются возможности распределения иностранной валюты директивным способом. При валютном режиме свободно плавающего курса происходит частое изменение валютного курса под влиянием изменений реального спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем и внешнем валютных рынках.
Центральный банк, как правило, следит за обменным курсом и определяет его влияние на изменение внутренних цен. В странах с переходной экономикой складывается ситуация, когда внутренние цены ориентируются на обменный курс. В промышленно развитых странах обменный курс зависит от уровня цен. Центральный банк может влиять на динамику обменного курса посредством изменения процентной ставки. Для успешного применения валютного режима свободноплавающих обменных курсов нужно гораздо меньше резервов в иностранной валюте, чем для успешной реализации режима с фиксированным обменным курсом.
Гибкие валютные курсы наиболее благоприятны для стран со стабильной и планируемой денежной и бюджетной политикой. Устранение нестабильности экономической политики как источника внутренней нестабильности означает, что наибольшее влияние будет оказывать внешнеторговый сектор, гибкие валютные курсы помогут преодолеть их отрицательное влияние с наименьшими потерями для экономики.
Если экономика страны широко диверсифицирована, то ценовая эластичность спроса будет достаточно высока, и система плавающего валютного курса будет способна нормально функционировать и более эффективно реагировать на потребности, как внутреннего регулирования, так и внешнего. Чем выше открытость экономической системы, тем сильнее воздействие регулирования валютных курсов на стабильность местных относительных цен в национальной валюте и распределение ресурсов.
Валютный режим, ориентированный на плавающий валютный курс наиболее эффективен [6]:
в странах со стабильной экономикой с многосторонними внешнеторговыми отношениями и прогнозируемой фискальной и денежно-кредитной политикой;
в условиях гиперинфляции;
при системе управляемого плавания;
для урегулирования кризиса платежного баланса.
Выбор свободноплавающего курса снимает проблему определения уровня обменного курса национальной валюты, так как проблема определения стоимости национальной валюты разрешается на рынке. К преимуществам такого режима также относится и тот факт, что в такой ситуации не возникает проблема дисбаланса платежного баланса в результате истощения резервов государства в иностранной валюте, имеющая место при режиме фиксированного обменного курса.
При этом следует отметить, что замедление темпов инфляции и стабилизация экономики с помощью регулирования объема денежной массы и использования свободно плавающего валютного курса требуют от Центрального банка страны осуществления определенных интервенций с целью недопущения чрезмерных колебаний валютного курса. Как показывает опыт наиболее прогрессивных в реформах бывших социалистических стран, управляемое плавание возможно только в случае, если Центральному банку удается накопить достаточный объем валютных резервов либо за счет достижения положительного сальдо текущего счета, либо за счет займов международных организаций.
Как и любой другой режим, режим свободноплавающего курса должен рассматриваться с учетом национальных особенностей экономики страны, в которой планируется его применение, так как наличие форм внутреннего теневого рынка и спекулятивных проявлений на неорганизованном рынке национальной валюты могут привести к отрицательным последствиям. Полная свобода движения капиталов в условиях перестройки экономики может вызвать рост спекулятивных операций с национальной валютой, которые носят особенно разрушительный характер на начальной стадии процесса реформ, на этапе отсутствия достаточного доверия к политике правительства. Значительное движение капиталов может вызвать большие колебания уровня официальных валютных запасов и, тем самым, воздействовать на денежную массу. Данные колебания, в свою очередь, делают процентную ставку по депозитам очень неустойчивой и создают атмосферу еще большего недоверия, не способствующую развитию производства и росту капиталовложений.
В этих условиях (экономика страны испытывает период структурных преобразований) валютные ограничения могут содействовать стабильности и независимости денежной политики государства. Центральным банком должны быть разработаны четкие принципы организации валютного контроля, как одного из направлений валютного регулирования, позволяющего минимизировать дестабилизирующий фактор спекулятивных ожиданий.
Валютный контроль должен предшествовать валютному регулированию на экономических принципах. Ограничивая движение капитала, государственные органы валютного контроля получают возможность маневра для установления процентной ставки по депозитам в зависимости от внутренних целей государства, а не от уровня процентных ставок за рубежом.
Для скорейшего выхода из затянувшегося валютного кризиса, в середине сентября власти Беларуси перешли на рыночное курсообразование белорусского рубля, отменив ограничения по курсообразованию на внебиржевом рынке (+/-2% к официальному курсу) и проведения дополнительной сессии на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
В результате данных мер рыночный курс доллара установился в размере 8000 руб. и наконец-то появился в обменных пунктах. Однако, о стабильности валютного рынка говорить пока рано, о чем свидетельствуют данные приложения А - Динамика курса Белорусского рубля к Российскому рублю с 05.09.2011 по 05.10.2011 и Приложения Б - Динамика кросс-курса Белорусского рубля к Доллару США с 01.09.2011 по 05.10.2011.
Национальный банк продолжает применять меры для выхода из кризисной ситуации.
Так, Национальный банк Беларуси может внести коррективы в действующие правила обязательной продажи валютной выручки субъектов хозяйствования.
По его словам, один из вариантов предполагает отмену существующих льгот по обязательной продаже 30% валютной выручки субъектов хозяйствования. В текущей ситуации доля обязательной продажи составляет лишь порядка 20% общего объема поступающей в Беларусь валютной выручки. Ожидается, что инициируемая мера позволит увеличить предложение валюты на биржевом рынке и, соответственно, улучшить ситуацию на валютном рынке.
В числе возможных корректирующих мер не исключается и повышение норматива обязательной продажи валютной выручки в целом.
Вместе с тем в управлении информации Национального банка на вопрос о вероятности таких действий напомнили об объявленном моратории на принятие решений на валютном рынке.
Однако в Нацбанке подчеркнули, что регулятор имеет право самостоятельно определять обязательный размер продажи валюты на внутреннем валютном рынке страны. Такое право главный банк страны получил в соответствии с указом президента от 13 мая 2009 года, то есть в период мирового финансового кризиса, последствия которого сказались и на белорусском валютно-финансовом рынке.
Этим документом «в целях обеспечения гарантированного объема предложения иностранной валюты и сохранения золотовалютных резервов страны» Нацбанку было предоставлено право устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Беларуси, размер обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке страны (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте).
Процесс стабилизации обменного курса национальной валюты и ситуации на валютном рынке должно сопровождаться дальнейшей поэтапной либерализацией внутреннего валютного рынка, включающей следующие меры:
постепенное снятие всех ограничений на внебиржевом валютном рынке;
расширение использования национальной валюты для расчетов по внешнеэкономическим операциям;
формирование официального курса белорусского рубля на рыночной основе;
отмену административного распределения иностранной валюты на торгах БВФБ.
Проблема дефицита валюты в Республике Беларусь частично может быть решена:
за счет увеличения экспорта Республики Беларусь;
обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношению к реальной инфляции;
ликвидации множественности валютных курсов до двух - биржевого и рыночного (что наблюдается с середины сентября 2011 года), что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки по приобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой - сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая часть субъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продавать валюту;
поиска внешних источников валютных средств;
создания и внедрения оптимального механизма распределения валютных средств.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
. Эффективное функционирование экономики любого государства невозможно без развитой финансово-кредитной системы, одной из важнейших составляющих которой является финансовый рынок.
Финансовый рынок - это особая сфера экономических отношений, представляющая собой систему рыночных институтов и механизмов, формирующих спрос и предложение на специфический товар - финансовые ресурсы (активы, инструменты).
В странах с рыночной экономикой финансовый рынок является одним из гарантов стабильного экономического развития государства, так как выступает инструментом, сглаживающим циклические колебания в экономике.
. Характерной особенностью системы регулирования финансового рынка Республики Беларусь является высокая степень централизации не только в отношении государственного регулирования (Минфин РБ - эмиссия государственных ценных бумаг и управление госдолгом, НБ РБ - банковское и валютного регулирование, КЦБ РБ - профессиональные участники рынка ценных бумаг), но и в целом функционирования финансовых рынков, реализованной путем создания единого пространства по обращению основных финансовых инструментов.
Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь