Финансовый менеджмент. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:12, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 31 вопрос.

Работа содержит 1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 37.74 Кб (Скачать)

1. Сущность  финансового менеджмента. Финансовый  менеджмент это – 
саморегулирующая финансовая система на уровне коммерческой организации, 
которая взаимодействует с внешней средой (законодательство, политика). Её 
функционирование направлено на достижение общих целей управления предприятием. 
Переход к рыночным отношениям приводит к разделению функций, разделению 
финансов на уровне государства и финансовых отношений организаций до 
саморегулирования в рамках коммерческих организаций, что создает основу для 
реализации финансового менеджмента. Руководители предприятия учатся 
самостоятельно принимать финансовые решения по формированию финансовых 
ресурсов и их структуре, по направлению вложения средств, по использованию 
новых финансовых инструментов. Финансовый менеджмент можно определить как 
систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм 
управления финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент можно определить как 
искусство управления финансовыми потоками с целью получения прибыли, он 
включает в себя стратегию и тактику управления. На крупных предприятиях в 
акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая 
дирекция во главе с финансовым директором или финансовым менеджером. 
Финансовая дирекция состоит из различных подразделений: 1- финансовый отдел, 
2- бухгалтерия, 3- планово-экономический отдел, 4- лаборатория экономического 
анализа, 5- отдел валютных операций, и т.д. 
2. Финансовый менеджмент как система управления. Финансовый менеджмент как 
система управления состоит из двух подсистем: - управляемая подсистема (объект 
управления), - управляющая подсистема (субъект управления). Объект 
управления – это совокупность условий осуществления денежного оборота, 
кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений 
между предприятиями и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект 
управления – это отдельная группа специалистов (финансовая дирекция, 
финансовый менеджер), которая с помощью различных форм управленческого 
воздействия обеспечивает целенаправленное функционирование объекта 
(финансового предприятия). 
 
3. Функции финансового менеджмента. Основные функции финансового менеджмента: 
- формирование денежных средств (доходы); использование денежных средств 
(расходы); контроль над их формированием и использованием. 
Функции объекта управления: - организация денежного оборота, обеспечение 
финансовыми средствами и инвестиционными инструментами, обеспечение основными 
и оборотными фондами, организация финансовой прибыли. 
Функции субъектов управления: - планирование, прогнозирование, организация, 
регулирование, координирование, стимулирование, контроль. 
Планирование играет существенную роль и охватывает весь комплекс мероприятий, 
как по разработке решений, так и по внедрению их в жизнь. 
Прогнозирование – разработка на долгосрочную перспективу изменения финансового 
состояния объекта в целом и его разных частей. 
Организация - это объединение людей, которые совместно участвуют в реализации 
финансовой программы. 
Регулирование – это влияние на объект управления, для устойчивого состояния 
финансовой системы. Координация – согласование работы всех звеньев системы 
управления, аппарата управления и специалистов. 
Стимулирование – побуждение работников финансовой службы к заинтересованности 
в результатах своего труда. 
Контроль – в финансовом менеджменте представляет собой проверку организаций 
финансовой работы, исполнение финансовых планов и т.д. 
 
4. Финансовый менеджмент как управленческий комплекс. Финансовый менеджмент 
можно рассматривать как сложный управленческий комплекс, который включает в 
себя: - риск менеджмент; 
- менеджмент кредитных операций; 
- менеджмент операций с ценными бумагами; 
- менеджмент валютных операций; 
- менеджмент операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; 
- менеджмент операций с недвижимостью. 
 
5. Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности. 
Управление финансами – творческая деятельность, которая активно реагирует на 
изменение происходящего в окружающей среде. Финансовый менеджмент как форма 
предпринимательства предлагает использование научных основ планирования и 
управления финансового анализа, нововведения как форма предпринимательства. 
Финансовый менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности. 
Эту деятельность выполняют как профессиональные менеджеры, так и финансовые 
институты (холдинговые компании и др.). Сферой приложения финансового 
менеджмента является финансовый рынок. На финансовом рынке появляются 
финансовое отношение между продавцами и покупателями финансов. 
 
6. Финансовый механизм и его структура. Финансовый механизм представляет собой 
систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании 
и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового 
механизма входят пять взаимосвязанных элементов: Финансовые методы определяют 
как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. В 
составе финансовых методов выделяют: 1. Планирование. 2. Прогнози-рование. 3. 
Инвестирование. 4. Кредитование. 
5. Налогообложение. 6. Страхование. 7. Материальное стимулирование и 
ответственность. 8. Трансфертные операции.9. Аренду, лизинг. Финансовый рычаг 
представляет собой приём действия финансового метода. 1. Прибыль.2. Доход.3. 
Амортизационные отчисления.4. Цена.5. Арендная плата, дивиденды. 
6. Процентные ставки.7. Вклады.8. Целевые экономические фонды.9. 
Инвестиции.10. Котировка валютных курсов и т.д. Правовое обеспечение 
включает:1. Законодательные акты.2. Постановления. 
3. Приказы.4. Циркулярные письма.5. Устав юридического лица. Нормативное 
обеспечение образуют: 
1. Инструкции 2. Нормативы3. Нормы 4. Методические указания и др. 
Информационное обеспечение состоит из разного рода экономической, коммерческой 
и финансовой информации. 
 
7. Приемы финансового менеджмента. Существует четыре группы приемов 
финансового менеджмента: 1. Приёмы по переводу денежных средств (кредитные и 
дебетные карточки, смарт-карты, платёжное поручение, платёжное 
требование-поручение, аккредитив, расчеты чеками, банковский перевод, расчеты 
по открытому счету, инкассо, трансферт) означают приёмы, связанные с расчетами 
за купленные товары (работы, услуги). Их основу составляют денежные отношения, 
связанные с куплей-продажей этих товаров. 
2. Перемещение капитала для его прироста – это инвестиционная сделка, 
связанная, как правило, с долгосрочным 
в кредит и т.п. 
вложением капитала. Данные приёмы (депозит, вклады, текущая аренда, рента, 
лизинг, селинг, траст, инжиниринг, транстинг, френчайзинг, эккаутинг, 
бенчмаркинг, финансовый кредит, реинжиниринг, фирменный кредит, факторинг, 
форфетирование, кредит по открытому счёту, вексельный кредит, акцептный 
кредит, овердрафт, самокредитование) представляют собой способы получения 
дохода на капитал в форме его прироста. 
3. Спекулятивные операции (репорт, депорт, операции с курсовыми разницами, 
операции СВОП, валютный арбитраж, процентный арбитраж, валютная спекуляция, 
лидэ энд легэ) есть краткосрочные сделки по получению прибыли в виде разницы в 
ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах, взятых в займы и 
отданных 4. Приёмы, направленные на сохранение способности капитала приносить 
высокий доход (страхование, хеджирование, залог, ипотека, тезаврация 
драгоценных металлов, диверсификация, лимитирование, приобретение 
дополнительной информации о выборе и результатах, самострахование) 
представляют собой приёмы управления движением капитала в условиях риска и 
неопределённости хозяйственной ситуации 8Методологич.основа финансового 
менеджмента. Общими основами методологии менеджмента являются диалектический 
подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной 
взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и 
практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, 
причинности, развития, историзма. Конкретными основами методологии менеджмента 
являются:- экономические науки;- системный подход, который является 
методологией общей теории систем;- кибернетический подход, являющийся 
методологией общей теории;- ситуационный подход; - исследование операций – это 
методология применения математических количественных;- прогностика – наука о 
законах и способах разработки прогнозов динамических систем;- теория принятия 
решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения;- теория 
организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они 
бывают и т.п.; - психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты 
психической жизни человека; - социология, которая изучает общество как 
целостный социальный организм; -социальная психология;- антропология, которая 
исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического 
вида; - юридическая наука; - многие другие. 
9.Альтернативные затраты. Альтернативные издержки — это затраты, измеряющие 
прибыль, которая потеряна или которой пожертвовали в результате выбора одного 
из вариантов действий, при котором от остальных вариантов приходится 
отказываться. Например: У компании появилась возможность получить контракт на 
производство одного специального компонента. Для его изготовления на 
оборудовании Х требуется 100 ч. Оборудование Х работает на полную мощность (1 
000 ч), выпуская продукт А, и единственный способ, при котором новый контракт 
может быть выполнен, — это сокращение выпуска продукта А. Это означает потерю 
поступлений в $200. Контракт также связан с переменными издержками в $1 000. 
Если компания подпишет этот контракт, она пожертвует поступлениями в $200 от 
невыпущенной доли продукта А. Эта часть представляет собой альтернативные 
издержки и должна быть включена как часть затрат, учитываемых при обсуждении 
условий контракта. Таким образом, цена контракта должна быть такой, чтобы, по 
крайней мере, покрыть дополнительные издержки в $1 000 плюс $200 
альтернативных издержек, чтобы гарантировать, что компания в краткосрочном 
плане, приняв этот контракт, как минимум не ухудшит своего положения 
 
10. Теория идеальных рынков. В основе большинства теорий финансов имеется 
понятие «идеальные рынки» или «совершенные рынки капитала». Идеальный рынок 
капитала определяется следующими условиями: 
1. полное отсутствие транзакционных затрат; 
2. отсутствие, каких либо налогов; 
3. наличие большого числа покупателей и продавцов; 
4. равный доступ на рынок юридических и физических лиц; 
5. равнодоступность информации, т.е. отсутствие затрат на информационное 
обеспечение; 
6. равные ожидания всех заинтересованных лиц; 
7. отсутствие затрат, связанных с финансовыми затруднениями. Большинство из 
этих условий в реальном мире не соблюдается: существуют налоги и брокерские 
затраты, физические лица часто не имеют такого доступа на рынок, каким 
располагают корпорации, менеджеры зачастую лучше осведомлены о перспективах 
своих фирм, чем посторонние инвесторы, и т. д. Тем не менее судить о теории 
следует не столько по реальности ее исходных предпосылок, сколько по ее 
соответствию происходящему в действительности. Если теория кажется разумной и 
объясняет события, ее обычно признают и пользуются ею до появления лучшей — 
независимо от реалистичности ее исходных предпосылок. Часто действительность 
достаточно близка к ситуации, предполагаемой исходными условиями теории, и эти 
допущения не ограничивают способность теории объяснять явления окружающего 
мира. 
 
11. Сущность метода дисконтирования – это определение стоимости ден. потоков, 
относящихся к будущим периодам (будущих доходов на настоящий момент). Для 
правильной оценки будущих доходов необходимо знать значение выручки, расходов, 
инвестиций, структуру капитала, остаточную стоимость имущества, а также ставку 
дисконтирования (она используется для оценки эффективности вложений. С эк. 
точки зрения ставка дисконтирования – это норма доходности на вложенный 
капитал, требуемая инвестором). Иначе говоря, при помощи ставки 
дисконтирования м. определить сумму, которую инвестору придется заплатить 
сегодня за право получения предполагаемого дохода в будущем. Поэтому от 
значения ставки дисконтирования зависит принятие ключевых решений, в т.ч. при 
выборе инвестиционного проекта. Метод дисконтирования ден. потоков – это 
оценка имущества при произвольно изменяющихся и неравномерно поступающих ден. 
потоках с учетом степени риска, связанного с использованием объекта (ден. 
ср-в) 
12. Факторы, влияющие на процентную ставку. 1. Ссудный % м. повыситься при 
длит. сроках кредита, т.к. увеличение срока ссуды (кредита) связано с ростом 
риска ее непогашения из-за изменений внешней эк. среды и фин. состояния 
заемщика, а также риска упущенной выгоды от колебания %%-ных ставок. 2. Ссуды, 
недостаточно обеспеченные залогом (имуществом) или обязательствами гаранта. 3. 
Повышенным риском обладают ссуды, выдаваемые заемщиками для устранения фин. 
затруднений. 4. В условиях инфляции размер % за ссуды возрастает. Размер %-ной 
ставки по любому виду кредита или инструменту с фиксированным доходом зависит 
от целого ряда факторов, наиболее важными из которых явл.: - расчетная ден. 
единица; - срок платежа; - риск невыполнения заемщиком кредитного соглашения; 
- риск дефолта. 
13-15. Компаундинг. Капитализированная стоимость. Аннуитет. Компаундинг – это 
процесс перехода от сегодняшней (текущей) стоимости к будущей стоимости. Рост 
вложенной в банк суммы, достигаемой посредством реинвестирования %%, которые 
не изымаются, а добавляются к первоначальной стоимости. Капитализация – это 
преобразование ожидаемых в будущем доходов в единовременно получаемую в наст. 
момент стоимость. Термин «капитализация» иногда используется как синоним 
рыночной капитализации. Рыночная капитализация – это цена, которую рынок готов 
заплатить за компанию. Аннуитет – (нем. «ежегодный платеж») – 1) инвестиции, 
приносящие вкладчику доход через регулярные промежутки времени; 2) современная 
стоимость серии регулярных взносов или выплат, производимых с определенной 
периодичностью в течение определенного периода времени. 
16. Финансовые ресурсы компании. Финансы (лат. «наличность», «доход») – это 
совокупность эк. отношений в процессе формирования, использования и 
распределения ден. средств. Важным понятием в области финансов является 
бюджет. «Финансировать» означает «снабжать деньгами». Фин. ресурсы предприятия 
представляют собой ден. средства, имеющиеся в распоряжении. Фин. средства 
(ресурсы) направляются на развитие производства, содержание и развитие 
объектов непроизводственной сферы, потребления, а также м.оставаться в 
резерве. Т.о. фин. ресурсы представляют собой капитал в его ден. форме. 
Капитал – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Только вложение 
капитала в хоз. деятельность, его инвестирование создают прибыль. В структуру 
капитала входят: ден. средства, вложенные в осн. фонды; НМА; оброт. фонды; 
фонды обращения. 
17. Основные функции и задачи финансового менеджера на предприятии. Функции 
финансового менеджера: 1. Осуществление текущего и стратегического финансового 
планирования, включающего составление различных смет и бюджетов предприятий. 
2. Участие в ценовой политике и прогнозировании сбыта. 3. Оценка возможных 
изменений структуры производства и рынка. 4. Обеспечение предприятия 
источниками финансирования. 5. Управление финансовыми ресурсами. 6. Учет, 
контроль и анализ, которые нашли отражение в финансовой политике предприятия 
 
18. Характеристика активных статей баланса. Основные средства (активы) — это 
средства длительного пользования, имеющие материальную форму. В эту категорию 
средств включаются здания и сооружения, машины и оборудование, транспорт и др. 
На все статьи реальных основных средств начисляется амортизация. Как правило, 
все статьи этого раздела баланса включаются в отчетность по их остаточной 
стоимости, под которой понимаются все затраты на приобретение этих средств, 
доставку и монтаж за вычетом амортизации. В соответствии с существующими 
нормативными актами, предприятие может исп. различные методы начисления 
амортизации. Влияя на основные финансовые пропорции предприятия, на его чистую 
прибыль и ден.оборот, на внутреннюю структуру финансирования, выбор методов 
амортизации приобретает большое значение для финансового менеджмента. 
Следующая статья - НМА. В эту статью включаются средства, не имеющие физически 
осязаемой формы, но приносящие компании доход. К неосязаемым активам относятся 
патенты, товарные знаки, торговые марки, авторские права, лицензии, затраты на 
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, затраты на 
разработку программного обеспечения. На НМА начисляется износ, как и на другие 
средства, срок службы которых превышает один год. Наконец, в активе баланса 
важно выделить долгосрочные финансовые вложения, т. е. вложения в ЦБ других 
компаний, облигации и кредиты другим предприятиям на срок более одного года. 
Вместе со статьей краткосрочных финансовых вложений данная статья отражает 
деятельность компании на финансовом рынке. К активам баланса относятся: 
Активы, приносящие доход (денежные средства, корреспондентские счета, резервы 
ЦБ, беспроцентные ссуды, кап. вложения и основные средства, НМА и затраты по 
арендованным зданиям, хозяйственные материалы и расходы будущих периодов, МБП, 
прочие дебиторы, прочие активы). Активы, приносящие доход (ссуды, 
задолженность по ссудам, межбанковские кредиты, факторинг, лизинг, 
государственные ценные бумаги, негосударственные ЦБ, иммобилизированные 
активы). К пассивам баланса относятся: Собственные средства - Брутто (уставный 
фонд, фонды банка, переоценка валютных средств, прибыль, нераспределенная 
прибыль прошлых лет, доход, прочие расходы, резервы). 
 
19. Сущность амортизации и ее виды. Износ ОС – это потеря ими первоначальных 
физических и моральных характеристик. Физический износ – это утрата ОС своей 
потребительской стоимости в результате износа деталей, воздействия 
естественных природных факторов и агрессивной среды. Моральный износ – это 
утрата стоимости вследствие совершенствования технологий и организации 
производственного процесса. 
20. Характеристика пассивных статей баланса компании. Пассив — противоположная 
активу часть бухгалтерского баланса (правая сторона), — совокупность всех 
обязательств (источников формирования средств) предприятия. Содержит 
собственный капитал — уставный и акционерный, а также заёмный капитал 
(кредиты, займы), сгруппированные по составу и срокам погашения. Пассивные 
статьи баланса - разделы статей бухгалтерского баланса "Капиталы и резервы", 
"Долгосрочные пассивы", "Краткосрочные пассивы". Капиталы и резервы - 
показатель представляет собой сумму уставного капитала, добавочного и 
резервного капитала и нераспределенной прибыли. Показатель «Капитал и резервы» 
представляет собой сумму уставного капитала, добавочного и резервного капитала 
и нераспределенной прибыли. Долгосрочные пассивы - показатель представляет 
собой сумму всех долгосрочных обязательств, доходов будущих периодов и 
резервов предстоящих расходов. Краткосрочные пассивы - Показатель представляет 
собой краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие 
погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. 
 
21.Общая характеристика собственного капитала компании. Собственный капитал - 
капитал, образуемый за счет прибыли предприятия. Основные элементы 
собственного капитала - Уставный капитал, Добавочный капитал, Резервный 
капитал, Нераспределенная прибыль. Уставный капитал (УК) предприятия 
определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его 
кредиторов. Он является основным источником собственных средств. Его 
минимальный размер определяется в соответствии с законодательством минимальным 
размером оплаты труда в стране. Добавочный капитал - это эмиссионный доход, 
создаваемый в акционерных обществах открытого типа и представляющий собой 
сумму превышения продажной цены акций над номинальной в ходе проведения 
открытой подписки. Резервный капитал - страховой капитал предприятия, 
предназначенный для покрытия общих балансовых убытков при отсутствии иных 
возможностей их возмещения, а также для выплаты доходов инвесторам и 
кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного 
капитала выступают гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения 
интересов третьих лиц. Нераспределенная прибыль характеризует часть прибыли 
предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на 
потребление собственниками (акционерами, пайщиками) и персоналом 
 
22.Акция и эмиссионный доход. А́кция — эмиссионная ценная бумага, 
закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли 
акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным 
обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Эмиссионный 
доход — разница между продажной и номинальной стоимостью акций предприятия. 
Эмиссионный доход направляется в резервный фонд или увеличивает общую сумму 
балансовой прибыли. общества, реализуются по цене выше номинала, то разница 
между продажной и номинальной стоимостью акций относится в кредит счета 83 
"Добавочный капитал".При этом в учете делается запись: Дебет 75-1 Кредит 83 
субсчет "Эмиссионный доход"- списана разница между продажной и номинальной 
ценой акций (отражен эмиссионный доход). 
 
23.Нераспределенная (накопленная) прибыль. Одной из важнейших составляющих 
собственного капитала предприятия является нераспределенная прибыль. Она 
характеризует часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и 
не использованную на потребление собственниками (акционерами, пайщиками) и 
персоналом. Нераспределенная прибыль исчисляется как разница между финансовым 
результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и % 
обязательных платежей, уплачиваемых в соответствии с законодательством РФ, за 
счет прибыли после налогообложения, включая санкции за нарушения. Эта часть 
прибыли предназначена для капитализации, т. е. для реинвестирования в развитие 
производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм 
резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его 
производственное развитие в предстоящем периоде. Владельцы могут ежегодно 
изымать у предприятия активы в сумме, равной заработанной им за год чистой 
прибыли. Однако если собственники предприятия сочтут более выгодным для себя 
отказаться от своего текущего дохода в пользу еще более значительного 
увеличения собственного капитала предприятия в будущем, то они могут оставить 
причитающуюся им сумму чистой прибыли предприятию. В этом случае говорят о 
реинвестировании прибыли. Богатство собственников будет возрастать не за счет 
получения ими текущих доходов, а в результате увеличения 
24.Особенности построения баланса в российской практике. Бухгалтерский баланс. 
Важнейшим элементом БУ является бух. баланс. Баланс это способ обобщенной 
группировки и текущего учета им-ва предприятия по функциональной роли и 
источникам его образования в денежной оценке на определенную дату. Схема 
построения бух. баланса в России: В российском учете баланс строится исходя 
из формального уравнения двойственности, узаконенного Ж. Б. Дюмарше: 
Активы= Капитал + Обязательства. 
Основным элементом бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нем 
информации) считается балансовая статья (строка). Балансовая статья 
соответствует показателю (на начало или конец отчетного периода), 
характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников 
их образования (капитал собственника и привлеченный капитал или 
обязательства). 
Балансовые статьи объединяются в группы, а группы – в разделы. В основе такого 
объединения лежит экономическое содержание статей баланса, а порядок их 
расположения на конкретной стороне определен вертикальными и горизонтальными 
взаимосвязями между статьями и разделами. 
Итоги по балансовым статьям актива или пассива называются валютой баланса. 
Равенство итогов обусловлено принципом двойственности: активов не может быть 
больше, чем источников, за счет которых они образованы. 
 
25 Основные виды фин. рисков, их краткая характеристика. Риск – это возможная 
опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Риск предполагает неуверенность 
либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в 
заданных внеш. обстоятельствах. С позиции конкретного предприятия существует 
большое число видов самых разнообразных рисков, которые могут повлиять на 
уровень доходности реализуемых проектов: риск процентной ставки, валютные 
риски, инфляционный, политический и многие другие виды рисков. Под фин. 
рисками понимается вероятность возникновения непредвиденных фин. потерь в 
ситуации неопределенности условий фин. деятельности организации. Фин. риски 
подразделяются на 3 вида: 1) риски, связанные с покупательной способностью 
денег (инфляционные дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности); 
2) риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски); 3) риски, 
связанные с формой организации хоз. деятельности предприятия: авансовые и 
оборотные. 
26.Принципы выбора методов снижения фин. рисков. Способы сниж-я фин. рисков. 
Под фин риском предп-ия поним вероятность возник-ия неблагоприятных фин 
последствий в форме потери дохода или кап-ла в ситуации неопредел-ти условий 
осущ-ия его фин деят-ти. К методам сниж-я относ-ся: 1. Избежание риска; 2. 
Лимитирование концентрации риска; 3.Диверсификация; 4. Распред-ие рисков. 5. 
Самострахование. 6. Хеджирование фин рисков. Принципы выбора методов снижения 
фин. рисков. 1) Принцип масштабности – субъект ведения хозяйства должен 
стремиться к наиболее полному охватыванию возможных сфер возникновения риска. 
2) Принцип минимизации – стремиться минимизировать спектр возможных рисков. 3) 
Принцип адекватности реакции – действия на ситуацию; 4) Принцип умного 
принятия – должно принимать риск только в пределах собственных средств. 
Вопрос № 27.Диверсификация как способ снижения риска. Диверсификация 
представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами 
вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация 
позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными 
видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных 
акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность 
получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает 
степень риска. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно 
менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска. 
Диверсификация - это рассеивание инвестиционного риска. Однако она не может 
свести инвестиционный риск до нуля. Это связано с тем, что на 
предпринимательство и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта 
оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных 
объектов вложения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация. 
Внешние факторы затрагивают весь финансовый рынок, т.е. они влияют на 
финансовую деятельность всех инвестиционных институтов, банков, финансовых 
компаний, а не на отдельные хозяйствующие субъекты. К внешним факторам 
относятся процессы, происходящие в экономике страны в целом, военные действия, 
гражданские волнения, инфляция и дефляция, изменение учетной ставки Банка 
России, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческих 
банках, и т.д. Риск, обусловленный этими процессами, нельзя уменьшить с 
помощью диверсификации. Таким образом, риск состоит из двух частей: 
диверсифицируемого и недиверсифицируемого риска. 
 
Вопрос № .28. Лимитирование – это установление лимита, т.е. предельных сумм 
расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование- является важным приемом 
снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении 
договора т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в 
кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала ит.п. 
Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться 
сам, чем покупать страховку в страховой компании. Основная задача 
самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений 
финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются 
различные резервные и страховые фонды. 
Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или 
денежной форме. Акционерные общества и предприятия с участием иностранного 
капитала обязаны в законодательном порядке создавать резервный фонд в размере 
не менее 15% и не более 25% от уставного капитала. Акционерное общество 
зачисляет в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между 
продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при их реализации по 
цене, превышающей номинальную стоимость .Эта сумма не подлежит какому-либо 
использованию или распределению ,кроме случаев реализации акций по цене ниже 
номинальной стоимости. 
Резервный фонд акционерного общества используется для финансирования 
непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям 
и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли для 
этих целей. Также могут быть общества взаимного страхования Наиболее важным и 
самым распространенным приемом снижения степени риска является страхование 
риска. 
Вопрос 29.Сущность и содержание риск-менеджмента.Риск - это финансовая 
категория, на которую можно оказывать влияние через финансовый механизм.Такое 
воздействия осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой 
стратегии. В совокупности приемы и стратегия образуют механизм управления 
риском, т.е. риск-менеджмент.В основе риск-менеджмента лежит поиск и 
организация работы по снижению степени риска или передачериска. Конечная цель 
риск-менеджмента заключается в получении наибольшей прибыли, приемлемой для 
предпринимателя, а также в оптимальном соотношении прибыли и риска.Риск 
менеджмент включает стратегию и тактику.Под стратегией управления понимается 
направление и способ использования средств для достижения цели и решения 
задач.Тактика - это конкретные методы и примеры, используемые для достижения 
цели в конкретных условиях.Риск-менеджмент как система управления состоит из 
двух подсистем: управляемой и управляющей.Объектом управления в 
риск-менеджменте является риск, рисковые вложения капитала и экономические 
отношения между субъектами хозяйствования.Субъект управления в 
риск-менеджменте - это специальная группа людей, которая с помощью различных 
приемов и способов управленческого воздействия осуществляют функционирование 
объекта управления.Риск-менеджмент выполняет определенные функции, их делят на 
две группы: 1)Функции объекта управления .2)Функции субъекта управления К 
функциям объекта управления относится:-организация разрешения 
риска;-организация рисковых вложений капитала ;-организация работы по снижению 
степени риска ;-организация процесса страхования рисков;-организация 
экономических отношений и связи между субъектами хозяйственного процесса .К 
функциям субъекта управления относятся: -прогнозирование ;-организация 
;-регулирование ;-координация ;-стимулирование;-контроль. 
Вопрос № 30.Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, 
направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии 
процесса управления риском. Первым этапом организации риск-менеджмента 
является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска 
- это результат, который необходимо получить. Цель рисковых вложений капитала 
- получение максимальной прибыли. Следующим важным моментом является получение 
информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в 
пользу того или иного действия. Управление риском означает правильное 
понимание степени риска. Важно знать действительную стоимость риска - 
фактические убытки, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по 
возмещению таких убытков и их последствий. На этом этапе организации 
риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его 
психологическим качествам. Менеджер по риску должен иметь два права: право 
выбора и право ответственности за него. Право выбора означает право принятия 
решения, необходимого для реализации намеченной цели рискового вложения 
капитала. Решение должно приниматься менеджером единолично. Коллектив, 
принявший решение, никогда не отвечает за его выполнение. Для управления 
риском могут создаваться специализированные группы людей, которые могут 
подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или 
квалифицированным большинством голосов. Однако окончательное решение о выборе 
варианта принятия риска и рискового вложения капитала должен принять один 
человек вместе с ответственностью за данное решение. 
 
Вопрос№31.Финансовое самообеспечение..В условиях рыночной экономики и 
проводимых реформ в хозяйственном комплексе РФ органами государственной власти 
на всех уровнях первоочередное внимание уделяется решению задачи по 
финансовому самообеспечению регионов через систему целевых программ и 
бюджетное планирование. Система целевых программ позволяет сконцентрировать 
финансовые ресурсы регионов на определенных направлениях в рамках целевых 
программ, при этом исключается их распыление на второстепенные нужды. 
Правильное распределение финансовых расходов по целевым программам 
обеспечивает бюджетное планирование, которое по методике и содержанию 
существенно изменилось в процессе реформирования хозяйственно-экономического 
комплекса страны.На данном этапе развития рыночной экономики страны бюджетное 
планирование имеет очень большое значение как опорный базис для составления 
финансового плана деятельности органов государственной власти разных уровней 
Бюджетное планирование включает в себя следующие этапы:1)составление проектов 
бюджетов финансовыми органами разных уровней;2)рассмотрение проектов бюджетов 
в исполнительных органах власти; 
3)рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных 
(представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах 
местного самоуправления;4)поквартальное распределение финансовыми органами 
федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, а 
также составление сводных бюджетных росписей. Участие финансовых органов в 
бюджетном планировании очень важно для правильного определения сумм и видов 
доходных поступлений в бюджет региона и конкретизации направлений расходования 
бюджетных средств по целевому назначению –на обеспечение реализ. целевых 
программ.

Информация о работе Финансовый менеджмент. Ответы