Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:33, реферат

Описание работы

Государственный контроль как один из общих и обязательных элементов государственного управления реализуется в различных направлениях, но от имени и в интересах государства. Государственное управление можно рассматривать в самых разных аспектах: административном, финансовом, экологическом и т.д. Каждой из областей управления соответствует своя функция контроля: административный, экологический и т.д. В данной работе рассматриваются особо актуальные в настоящее время вопросы финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

общая часть измененная.docx

— 40.45 Кб (Скачать)

Контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью  проверки.

Осуществление контроля состоит из трех стадий:

1) сбор информации;

2) оценка информации;

3) реагирование на  собранную информацию.

В процессе сбора информации субъект контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом  объекте. Далее, получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать  вывод о характере поведения  объекта контроля - законно оно  или незаконно, правильно или  неправильно и т.п. Вывод о характере  поведения, определяет форму реагирования - наказать или поощрять, либо принимать  иные меры.

Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие  методы финансового контроля:

1) проверка расчетов  финансовых планов;

2) проверка первичных  денежных документов;

3) инвентаризация денежных  средств и товарно-материальных  ценностей;

4) официальные запросы  в банковские и другие расчетные  учреждения;

5) ревизия и др. Проведение  их как правило планируется.  Однако они могут осуществляться  и вне плана, в связи с  возникшей необходимостью.

Одним из основных и наиболее эффективных методов финансового  контроля является ревизия. Ревизии  проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также  органы государственного управления в  отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены  как по плану этих органов, так  и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

Обычно в процессе проведения ревизии сочетаются несколько  методов финансового контроля.

По полноте охвата ревизии бывают:

а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера;

б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определяемой тематике.

По объекту проверки ревизии подразделяются на:

а) документальные, когда  проверяется лишь документация;

б) фактические, когда  в дополнение исследования документов проводится инвентаризация.

По организационному признаку ревизии делятся на:

а) плановые, то есть те, которые  проводятся по заранее утвержденному  плану;

б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для  проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых  ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих  доверие жалоб и заявлений  граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих  проверки и прекращения нарушения  финансового законодательства.

Результаты ревизии  оформляются актом ревизии.

В акте ревизии отражаются достоверные, документально подтвержденные данные, характеризующие финансово-хозяйственную  деятельность проверяемого объекта, фиксируются  случаи нарушения законодательства и финансовой дисциплины, излагаются вызвавшие их обстоятельства, указываются  должностные лица, по вине которых  они произошли, делаются ссылки на правовые акты, обосновывающие выводы о допущенных нарушениях и злоупотреблениях. Акт  подписывают лица, проводившие ревизию, а также руководитель и главный  бухгалтер проверяемого объекта. Последние  подписывают его и в том  случае, когда имеют возражения и  замечания по результатам ревизии, о чем они делают оговорку перед  своей подписью и представляют соответствующие  объяснения, которые прилагаются  к акту ревизии.

К акту ревизии также  прилагаются все необходимые  справки, сводные таблицы, подлинные  документы или их копии и др.

Акт ревизии служит основанием для:

а) привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с нормами трудового законодательства;

б) предъявление гражданского иска к физическим и юридическим  лицам;

в) возбуждение уголовного дела, если ревизией выявлены факты  злоупотреблений, хищений и преступного  разбазаривания государственных денежных средств. В этом случае акт ревизии направляется в следственные органы;

г) принятие решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти  нарушения и недостатки, на обеспечение  законного и эффективного использования  государственных денежных средств, возмещение причиненного государству  ущерба.

На основании вышесказанного государственный финансовый контроль можно определить как действие государственных  органов по проверке выполнения участниками  финансовой деятельности государства  своих финансовых обязанностей перед  ним.

Итак, государственный  финансовый контроль - это установленная  законодательством деятельность государственных  органов по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными  денежными и иными материальными  ресурсами, влекущих прямой или  косвенный материальный ущерб  государству;

2) несоблюдение финансового,  в том числе бюджетного законодательства;

3) недостатков в организации  систем управления (в том числе  внутреннего контроля) финансовой  деятельностью государственных  органов.

Сущность государственного финансового контроля выражается в  следующем: 1) выявление ошибок и  злоупотреблений; 2) обеспечение их устранения; 3) анализ факторов их возникновения  и разработка мер по их предотвращению в будущем (профилактика и т.д.).

. К основным функциям  государственного финансового контроля  следует отнести информативную,  оперативную, защитную и превентивную. При этом особое место в  современных подходах занимает  превентивная функция.

Предварительный контроль предупреждает нежелательные отклонения, обеспечивает устранение самой возможности  появления неблагоприятных явлений  и тенденций в будущем, предохраняет государство от нежелательных последствий  тех или иных решений и действий. Например, оценка законности и целесообразности на стадии принятия решения позволяет  предотвратить действия, противоречащие требованиям нормативно-правовых актов  и целям государственной политики.

Ключевым условием достижения целей и задач государственного финансового контроля является соблюдение принципов, которые являются основными  правилами, охватывающими контрольную  деятельность в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы  финансового контроля

 

Это следующие принципы:

1) принцип независимости;

2) принцип гласности;

3) принцип законности;

4) принцип объективности;

5) принцип ответственности;

6) принцип сбалансированности;

7) принцип системности.

 

1. Принцип независимости

Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем деятельность органов  финансового контроля.

Независимость также  характеризуется четкостью и  адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет  государственным контролерам работать с высокой степенью автономии  и инициативы, выдавать объективные заключения. Важной гарантией независимости государственных финансовых контролеров должны быть достаточно высокие должностные оклады, соответствующее соцобеспечение, гарантии правового статуса, меры государственной защиты, компенсации и т.п.

Фактором независимости  являются также, и источники финансирования органов финансового контроля: финансирование системы должно быть бюджетным и  выделяться отдельной строкой.

Среди специалистов распространена точка зрения, что суть независимости  органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять:

а) предмет своей контрольной  деятельности;

б) методы контроля;

в) содержание и формы  отчетов. При этом не исключена возможность  запросов на проведение контроля со стороны  других органов.

 

2. Принцип гласности

Гласность финансового  контроля - необходимый атрибут современного демократического общества, так как  контроль информирует общественность о реальном положении дел в  государственном управлении. Принцип  гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной  деятельности. Необходимо публиковать  в прессе не только отчетные материалы  по результатам проверок, но и официальные  ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе  с указанием принятых мер по устранению нарушений. Так же необходима тесная связь органов контроля со СМИ (радио, телевидение и т.д.) для обнародования контрольных материалов. Все это заставит нарушителей держать ответ не только перед правоохранительными органами, но и перед всем обществом, покажет перед всеми их неблагонадежность, подорвет их репутацию.

 

3. Принцип законности

Свои исходные начала государственный финансовый контроль берет из законодательства Республики Казахстан. То есть деятельность органов  финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать  какого-то ни было произвола в отношении  контролируемых.

Принцип законности предусматривает  следующее:

- качество нормативно-законодательной  базы государственного финансового  контроля и законодательства  Республики Казахстан в целом,  т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы;

- соблюдение норм права  органами финансового контроля, их представителями, а также  всеми организациями, имеющими  с ними правоотношения.

В целом законность государственного финансового контроля понятие системное, охватывающее как государственных  контролеров, так и контролируемых.

 

4. Принцип объективности.

Выводы контролеров, а  также их подхода к планированию и проведению проверок должны исключать  какую бы то ни было предвзятость или  предрасположенность. Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии  негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

Выводы по результатам  проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими  качественную информацию.

При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

 

5. Принцип ответственности

Этот принцип можно  рассмотреть в двух аспектах:

а) ответственность контролеров;

б) ответственность контролируемых.

- Ответственность контролеров.

Каждый субъект за ненадлежащее выполнение возложенных  на него контрольных функций и  задач должен нести ответственность  (административную, дисциплинарную и т.д.). Ответственность должна быть установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Иначе субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.

Ответственность государственных  контролеров имеет первостепенное значение, так как от их работы, их выводов по большому счету зависит  государственная экономическая  безопасность и общественное благосостояние в целом.

- Ответственность контролируемых

Должны быть установлены  виновники выявленных ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными финансами  и иной государственной собственностью, они должны нести ответственность  согласно степени тяжести и степени  влияния допущенных ими незаконных действий для государственных финансов.

 

6. Принцип сбалансированности

Сбалансированность означает, что субъекту контроля нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно  также не должно быть средств, не связанных  той или иной функцией. Или другими  словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен  соответствующий объем прав и  возможностей, и наоборот.

 

7. Принцип системности

Предполагает наличие  системы органов государственного финансового контроля. Но системообразующий  элемент может быть и не один, т.е. система необязательно подразумевается  как единая иерархическая конструкция  подчиненности. Допускается относительная  самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

Все принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит  от конкретных обстоятельств.

В процессе осуществления  финансового контроля возникает  особая разновидность финансовых правоотношений - финансово-контрольных.

Сторонами этого правоотношения выступают субъект контроля и  объект контроля. Субъект контроля - это финансово-контрольный орган, представляющий в этом правоотношении государство. Наиболее типичными субъектами контроля являются специализированные органы финансового контроля. В качестве объекта контроля выступают государственные  органы, юридические лица, граждане.

 

 

1.4 Роль Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

 

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета  является государственным органом  по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным  и подотчетным Президенту Республики Казахстан.

Основными функциями  и задачами Счетного комитета являются:

1) контроль за исполнением  законов Республики Казахстан  и иных нормативных правовых  актов по исполнению республиканского  бюджета;

2) выполнение поручений  Главы государства по вопросам, связанным и исполнением республиканского  бюджета;

3) контроль за полнотой  поступления средств в республиканский  бюджет и законностью их использования;

4) контроль за целевым  использованием средств республиканского  бюджета, выделяемых на выполнение  государственных программ, программ  Правительства и финансирование  государственных потребностей;

5) предоставление на  утверждение Парламенту Республики  Казахстан отчета об исполнении  республиканского бюджета.

6)предоставляет ежеквартальную  информацию Президенту Республики  Казахстан о работе Счетного  комитета по контролю за исполнением  республиканского бюджета; выполнять  его поручения по вопросам, связанным  с анализом, итогами и результатами  контроля исполнения республиканского  бюджета, полнотой и своевременностью  поступления налогов и других  обязательных платежей, целевым  и эффективным использованием  бюджетных средств;

Информация о работе Финансовый контроль