Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:33, реферат
Государственный контроль как один из общих и обязательных элементов государственного управления реализуется в различных направлениях, но от имени и в интересах государства. Государственное управление можно рассматривать в самых разных аспектах: административном, финансовом, экологическом и т.д. Каждой из областей управления соответствует своя функция контроля: административный, экологический и т.д. В данной работе рассматриваются особо актуальные в настоящее время вопросы финансового контроля.
Контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.
Осуществление контроля состоит из трех стадий:
1) сбор информации;
2) оценка информации;
3) реагирование на собранную информацию.
В процессе сбора информации субъект контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Далее, получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения, определяет форму реагирования - наказать или поощрять, либо принимать иные меры.
Применение конкретного
метода зависит от ряда факторов: от
правового положения и
Используются следующие методы финансового контроля:
1) проверка расчетов финансовых планов;
2) проверка первичных денежных документов;
3) инвентаризация денежных
средств и товарно-
4) официальные запросы
в банковские и другие
5) ревизия и др. Проведение
их как правило планируется.
Однако они могут
Одним из основных и наиболее
эффективных методов
Обычно в процессе проведения ревизии сочетаются несколько методов финансового контроля.
По полноте охвата ревизии бывают:
а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера;
б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определяемой тематике.
По объекту проверки ревизии подразделяются на:
а) документальные, когда проверяется лишь документация;
б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация.
По организационному признаку ревизии делятся на:
а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану;
б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих проверки и прекращения нарушения финансового законодательства.
Результаты ревизии оформляются актом ревизии.
В акте ревизии отражаются
достоверные, документально подтвержденные
данные, характеризующие финансово-
К акту ревизии также прилагаются все необходимые справки, сводные таблицы, подлинные документы или их копии и др.
Акт ревизии служит основанием для:
а) привлечения виновных
лиц к дисциплинарной и материальной
ответственности в соответствии
с нормами трудового
б) предъявление гражданского иска к физическим и юридическим лицам;
в) возбуждение уголовного дела, если ревизией выявлены факты злоупотреблений, хищений и преступного разбазаривания государственных денежных средств. В этом случае акт ревизии направляется в следственные органы;
г) принятие решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти нарушения и недостатки, на обеспечение законного и эффективного использования государственных денежных средств, возмещение причиненного государству ущерба.
На основании вышесказанного государственный финансовый контроль можно определить как действие государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.
Итак, государственный финансовый контроль - это установленная законодательством деятельность государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению:
1) ошибок и злоупотреблений
в управлении государственными
денежными и иными
2) несоблюдение финансового,
в том числе бюджетного
3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансовой деятельностью государственных органов.
Сущность государственного финансового контроля выражается в следующем: 1) выявление ошибок и злоупотреблений; 2) обеспечение их устранения; 3) анализ факторов их возникновения и разработка мер по их предотвращению в будущем (профилактика и т.д.).
. К основным функциям
государственного финансового
Предварительный контроль
предупреждает нежелательные
Ключевым условием достижения целей и задач государственного финансового контроля является соблюдение принципов, которые являются основными правилами, охватывающими контрольную деятельность в целом.
1.2 Принципы финансового контроля
Это следующие принципы:
1) принцип независимости;
2) принцип гласности;
3) принцип законности;
4) принцип объективности;
5) принцип ответственности;
6) принцип сбалансированности;
7) принцип системности.
1. Принцип независимости
Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем деятельность органов финансового контроля.
Независимость также
характеризуется четкостью и
адекватностью формально
Фактором независимости являются также, и источники финансирования органов финансового контроля: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной строкой.
Среди специалистов распространена точка зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять:
а) предмет своей контрольной деятельности;
б) методы контроля;
в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.
2. Принцип гласности
Гласность финансового
контроля - необходимый атрибут
3. Принцип законности
Свои исходные начала государственный финансовый контроль берет из законодательства Республики Казахстан. То есть деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать какого-то ни было произвола в отношении контролируемых.
Принцип законности предусматривает следующее:
- качество нормативно-
- соблюдение норм права органами финансового контроля, их представителями, а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения.
В целом законность государственного финансового контроля понятие системное, охватывающее как государственных контролеров, так и контролируемых.
4. Принцип объективности.
Выводы контролеров, а также их подхода к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность. Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.
Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию.
При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.
5. Принцип ответственности
Этот принцип можно рассмотреть в двух аспектах:
а) ответственность контролеров;
б) ответственность
- Ответственность контролеров.
Каждый субъект за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (административную, дисциплинарную и т.д.). Ответственность должна быть установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Иначе субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.
Ответственность государственных
контролеров имеет
- Ответственность контролируемых
Должны быть установлены
виновники выявленных ошибок и злоупотреблений
в управлении государственными финансами
и иной государственной
6. Принцип сбалансированности
Сбалансированность означает, что субъекту контроля нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно также не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Или другими словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.
7. Принцип системности
Предполагает наличие
системы органов
Все принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.
В процессе осуществления финансового контроля возникает особая разновидность финансовых правоотношений - финансово-контрольных.
Сторонами этого правоотношения
выступают субъект контроля и
объект контроля. Субъект контроля
- это финансово-контрольный
1.4 Роль Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета является государственным органом по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.
Основными функциями и задачами Счетного комитета являются:
1) контроль за исполнением
законов Республики Казахстан
и иных нормативных правовых
актов по исполнению
2) выполнение поручений
Главы государства по вопросам,
связанным и исполнением
3) контроль за полнотой
поступления средств в
4) контроль за целевым
использованием средств
5) предоставление на
утверждение Парламенту
6)предоставляет