Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Необходимо различать объект и сферу действия финансового контроля. В качестве объекта финансового контроля, выступают: процессы формирования и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Сферой действия финансового контроля могут стать любые стороны и показатели финансовой, хозяйственной, производственной и иной деятельности проверяемой организации или гражданина (например, потребительские свойства товаров или имущества, особенности технологического процесса и т.д.). Сфера действия финансового контроля всегда шире объекта финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

тит лист.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

       ГОУ  ВПО «Ижевский Государственный  Технический                                                                           

                                       Университет»

                   Факультет «Менеджмент и маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Контрольная работа

 

                                    по дисциплине «Финансы»

 

 

                       На тему: «Финансовый контроль»      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнил: Токарева О. гр.4-23-30

 

 

                                                         Проверил: Гайдай Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

                                         Ижевск 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контроля. Поэтому наравне  с государственным в настоящее  время широко применяется негосударственный  финансовый контроль.

      Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов, важнейшими из которых являются:

      - принцип законности, который предполагает, во-первых, проведение контроля только органами и должностными лицами, наделенными соответствующими полномочиями, в соответствии с соблюдением требований нормативных правовых актов в области финансового контроля; во-вторых, проверку законности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, органа государственной власти или органа местного самоуправления;

      - принцип  объективности, подразумевающий  оценку операций субъектов хозяйствования  и органов власти исходя из стандартов учета и контроля, а также требований делового оборота и нормативных правовых актов;

      - принцип  ответственности, требующий установления  и реализации мер ответственности,  но отношению как к проверяемым  субъектам хозяйствования, органам власти, так и к должностным лицам и органам, осуществляющим финансовый контроль.

      Основными  задачами финансового контроля  являются:

      - соблюдение  законности при формировании  финансовых ресурсов субъектами  хозяйствования, органами государственной власти и местного самоуправления;

      - полное  и своевременное выполнение органами  власти, организациями и гражданами  финансовых обязательств, установленных  нормативными правовыми актами  и договорами (контрактами);

      - обеспечение  законности и эффективности использования финансовых ресурсов;

      - предупреждение  и выявление финансовых правонарушений;

      - защита  финансовых интересов и безопасности  государства, субъектов хозяйствования, граждан (акционеров, инвесторов, пенсионеров  и т.д.).

      Необходимо различать объект и сферу действия финансового контроля. В качестве объекта финансового контроля, выступают: процессы формирования и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Сферой действия финансового контроля могут стать любые стороны и показатели финансовой, хозяйственной, производственной и иной деятельности проверяемой организации или гражданина (например, потребительские свойства товаров или имущества, особенности технологического процесса и т.д.). Сфера действия финансового контроля всегда шире объекта финансового контроля.

      Субъектами  финансового контроля являются  уполномоченные органы (государственные  контрольные органы; структурные  подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и органов местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также специалисты, осуществляющие контрольную деятельность (например, аудиторы, осуществляющие свою деятельность самостоятельно). Состав субъектов финансового контроля, их полномочия и границы ответственности определяются нормативными актами.

      Так,  в Российской Федерации перечень  органов государственного и муниципального  финансового контроля установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации. Полномочиями в области государственного и муниципального финансового контроля наделены Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба и другие органы. Состав органов финансового контроля, их полномочия организации определяют самостоятельно с учетом требований действующих правовых актов. При этом, как правило, формируются отделы (управления) внутреннего контроля, которые подчиняются руководителю организации с целью обеспечения их независимости и объективности. Функции финансового контроля могут выполнять работники бухгалтерий организаций.

 При проведении финансового контроля выполняются следующие этапы:

      - планирование  контрольного мероприятия (составление  плана работы,                                                                                                                                                                                                   программы проверки);

      - организация  и проведение контрольного мероприятия;

      - подготовка  акта (если выявлены нарушения)  или справки (если нарушений  не обнаружено) по результатам контрольного мероприятия;

      - реализация  материалов контрольного мероприятия  (устранение выявленных нарушений,  мониторинг мероприятий по устранению  выявленных нарушений и недостатков  и т.д.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При выявлении в ходе контрольных мероприятий финансовых нарушений может возникать административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Ответственность путем установления и применения к нарушителям реализуется в форме мер принуждения (наказания), к которым относятся: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций, изъятие материальных и денежных средств, конфискация, лишение свободы за хищения и другие уголовно наказуемые преступления. Например, за нарушение бюджетного законодательства в Российской Федерации могут применяться следующие меры принуждения: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, изъятие бюджетных средств, блокировка расходов, наложение штрафа, начисление пени и ряд других.

      Применяемые меры наказания, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями. Основанием для применения финансовых санкций органами государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации являются: неисполнение закона о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, невозврат или несвоевременный возврат бюджетных кредитов и ряд других оснований.

 

Виды  и формы финансового контроля на предприятии

 

 В литературе существует  большое число различных классификаций  контроля, но, ни одна из них в настоящее время не считается общепринятой. Широта мнений обусловливается отсутствием критериев классификации, стремительным обновлением правового поля и общей нестабильностью государственного и экономического строительства в России.

      Институт экономического контроля довольно давно находится в центре внимания ученых и специалистов. Анализ показывает, что классификации контроля весьма разнообразны и осуществляются по различным признакам. Перечислим лишь некоторые из них:

      - по  функциям управления (государственный контроль, аудит и общественный контроль);

      - по  характеру контрольных функций  и сфере их применения (правовой, экономический, производственно-технический);

      - по  субъектам контрольной деятельности (вневедомственный, ведомственный);

      - по  объектам контрольной деятельности (первичные документы, хозяйственные  операции, регистры бухгалтерского  учета и отчетности и т.д.);

      - по  источникам проверки (документальный  и фактический контроль);

      - по  методам осуществления контроля (ревизия, аудит, расследование, наблюдение и т.д.) и др.

      Представленный  перечень признаков базируется  на социалистической практике  хозяйствования и не в полной  мере учитывает сложившиеся реалии.

      Сегодня  ни одна из предложенных в  литературе классификаций не учитывает всего многообразия видов контроля и не отвечает принципам системности.

      В некоторых  работах происходит смешение  видов, форм, методов и оснований  классификации контроля. Так, например, А.В. Румянцев в зависимости  от субъекта предлагает выделять следующие виды контроля:

      - государственный;

      - негосударственный;

      - общественный;

      - внутрихозяйственный;

      - правовой;

      - гражданский.

      Негосударственный  контроль складывается из аудиторского и общественного контроля. В сфере негосударственного контроля деление на подвиды осуществляется весьма вариативно, что обусловлено многообразием и спецификой деятельности хозяйственных субъектов. Так, В.В. Ковалев подразделяет негосударственный контроль на:

      - внутрифирменный  контроль;

      - контроль  со стороны коммерческих банков  за организациями;

      - независимый  аудиторский контроль.

      Нецелесообразным  в этом подходе, является отнесение  контроля со стороны коммерческих  банков за организациями к негосударственному, учитывая то обстоятельство, что коммерческие банки являются субъектами контроля, как это закреплено в ведомственных нормативных актах (инструкциях) Банка России - субъект государственного контроля.

      Хотя  на современные классификации оказывает влияние сложившаяся при плановой экономике практика контроля, нельзя не отметить необходимость выделения видов контроля по основополагающим признакам, которые раскрывают его первоначальную сущность и в современных условиях.

      Так,  выделение такого признака, как форма контроля, является актуальным и сегодня. Различают следующие контрольные проверки: превентивные, текущие, тематические, ревизии, комплексные ревизии.

      Превентивные (от лат. praeventus - предупреждающий,  предупредительный) контрольные проверки организуются на стадии предварительного контроля производственной и финансово-хозяйственной деятельности отрасли, объединений и предприятий. Проверяются обоснованность финансовых планов, размер взносов в государственный бюджет налогов и других платежей согласно утвержденным нормативам.

      Текущие  контрольные проверки - форма текущего  контроля конкретных операций  хозяйственной деятельности организаций  и предприятий. Проводятся текущие  проверки всеми контролирующими  органами по вопросам, входящим в их компетенцию. Так, учреждения банков при проведении текущего обследования контролируют использование кассовой наличности денег, своевременность и полноту сдачи выручки и т.п.

      Тематические  контрольные проверки - форма текущего  финансового контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых объединениями, предприятиями, например, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечение сохранности государственной собственности. Тематические проверки имеют сходство с текущими проверками, но они проводятся по более широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и привлечением специалистов различного профиля. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то при тематических проверках используются планово-нормативная и договорная информация, данные бухгалтерского учета, хронометражные наблюдения, проводятся выборочные инвентаризации ценностей.

      Ревизия  - это форма контрольного мероприятия, применяемая для углубленного и расширенного охвата объекта контроля. Отличительной чертой ревизии является то, что при проверке объекта используются различные источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры, а выводы основываются на документально достоверных обстоятельствах.

      Комплексная  ревизия охватывает все стороны  хозяйственной и финансовой деятельности  объекта контроля, а ее содержательная  часть соответствует подходам, применимым  к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство - ведомство - предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

      Ни одна  из существующих классификаций  не учитывает многообразия видов  контроля и не отвечает принципу  системности. Авторы детально  разрабатывают отдельные виды  финансового контроля, руководствуясь различными критериями классификации при отсутствии единого видения всей системы финансового контроля.

 

Методы  финансового контроля

 

      Контроль  внутри предприятия способствует  эффективности производственно-хозяйственной  деятельности, сохранности имущества предприятия. Контроль за наличием и эффективным использованием как основных, так и оборотных средств непосредственно влияет на рентабельность и экономическое стимулирование производства. Эффективность использования основных фондов неразрывно связаны с усилением финансового контроля за проектной эффективностью централизованных и нецентрализованных капитальных вложений, окупаемостью капитальных вложений. Эффективность вводимых в действие основных фондов не должна быть ниже фактически достигнутой на предприятии, а окупаемость капитальных вложений обеспечивать их возврат в установленные расчетами сроки.

Информация о работе Финансовый контроль