Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики…………………………………………...5

2.Формы, виды и методы финансового контроля………………9

3. Государственный финансовый контроль……………..17


• 3.1. Финансовый контроль со стороны государства

• 3.2. Контроль со стороны представительных органов власти

• 3.3. Контроль со стороны специализированных

◦государственных структур



4. Негосударственный финансовый контроль…………..24


• 4.1. Внутрифирменный финансовый контроль

• 4.2. Контроль со стороны коммерческих банков

• 4.2. Аудиторский контроль

Заключение……………………………………………………………28


Список использованной литературы………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовая Финансовый контроль.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

    1.4. проверка правильности исчисления  расчетных показателей (заработной  платы, налогов, амортизационных  сумм, резервов процентов за кредиты  и т.д.);

    1.5. проверка правильности формирования отчетности — бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной страновым законодательством.

    Другие  формы контроля, например, документальные тематические проверки, основаны на регламентах, определяемых соответствующими контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

    2. Результативность финансового контроля  зависит также от санкций, применяемых  в отношении финансовых нарушений.

    Мировая практика выделяет две сложившиеся  модели финансового контроля. В странах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные органы.

    В странах, придерживающихся французской  модели, контрольные органы исполняют  и некоторые судебные функции  имеют право определять степень  виновности лиц в финансовых нарушениях, требовать возмещения финансового  ущерба. 

    Глава 3. Государственный  финансовый контроль 

   Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РК и конституциях (уставах) субъектов Республики, предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. 

    3.1. Финансовый контроль со стороны государства 

    Контроль  финансов со стороны Президента РК осуществляется в соответствии с Конституцией РК путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РК.

    Определенные  функции финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РК, созданное Указом Президента. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РК, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

    Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных  органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РК предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции. 
 
 

    3.2. Контроль со стороны органов исполнительной власти 

   Органы  исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

      Правительство РК в соответствии с Конституцией РК и законом «О Совете Министров — Правительстве РК» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РК контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

    Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства РК занимает Министерство финансов РК (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РК.

    По  результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из государственного бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

    Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

    Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РК распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РК предусматривает финансовую самостоятельность субъектов республики и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

    Оперативный  контроль  использования  государственных  средств осуществляет действующий  в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.                         

    Органы  Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования  государственных средств.

   На  него возложены следующие задачи:

  1. контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;
  2. контроль состояния государственных финансов в целом (предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РК и состоянии бюджетной системы;
  3. контроль совместно с Банком Казахстана состояния государственного внешнего и внутреннего долга РК;
  4. контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

    Органы  Казначейства имеют право производить  проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных  органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и вне бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки  банка Казахстана, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

      

    Следует отметить, что в настоящее время  не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности  за нецелевое использование бюджетных  средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «О Государственном финансовом контроле», предусматривающий соответствующие санкции и механизм их применения. 
 

    3.3. Контроль со стороны специализированных государственных структур 

Помимо  рассмотренных выше органов финансового контроля, в Казахстане существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.

В связи  с повышением роли налогов в доходах  государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

     Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РК, включает Государственную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РК и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь государственное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.                                                   

     Налоговые органы имеют право  в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и  торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операции по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

     Для обеспечения экономической безопасности РК и укрепления государственной дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.

        Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:

  1. выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
  2. защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств  при исполнении ими служебных обязанностей;
  3. предупреждение, выявление и пресечение коррупции и налоговых органах.

  Департамент страхового надзора и территориальные  органы, помимо лицензирования страховой  деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

      
 
 
 
 
 

                      Глава 4. Негосударственный финансовый контроль

     Формирование основ рыночной  экономики повышает роль тех  видов финансового контроля, которые  проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль.

    4.1. Внутрифирменный финансовый контроль

 

     Осуществляется  экономическими  службами самого предприятия,  фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового  менеджмента и др. — за финансовой  деятельностью его предприятия,  его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

Информация о работе Финансовый контроль