Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:28, курсовая работа
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.
При этом Федеральное казначейство несет ответственность: за правильность и своевременность проведения операций и учета кассовых поступлений и выплат из бюджетов, составления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов; своевременность представления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплаты из бюджетов; своевременность доведения представленных Министерством финансов РФ лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета; своевременность доведения распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств до находящихся в его ведении распорядителей и получателей средств федерального бюджета; осуществление расходов с единого счета федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств; осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в пределах своей компетенции.
Следует отметить, что анализ действующего законодательства позволяет определить, что Казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования .
Для реализации возложенных на систему органов Федерального казначейства задач и выполнения ими своих функций, а также в целях укрепления бюджетной дисциплины органам Казначейства предоставлены следующие права, характеризующие Казначейство России как орган, осуществляющий властные полномочия в интересах государства с непосредственным применением мер государственного принуждения: осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства; создавать, реорганизовать и ликвидировать территориальные органы по согласованию с Минфином России; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пересечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Правомочия органов
Институт казначейского исполнения бюджета можно определить как совокупность бюджетно-правовых норм, регулирующих процесс реализации казначейским органом своей компетенции. Вместе с тем отметим, что институт казначейского исполнения бюджета обусловлен общими нормами финансового права, определяющими полномочия специализированных исполнительных органов по казначейскому исполнению бюджета, нормами, регулирующими финансовый контроль, а также нормами, регулирующими меры финансово-правового принуждения в этой сфере.
Бесспорно, что одной из наиболее актуальных функций государства является обеспечение управляемости и подконтрольности государственных финансовых ресурсов, создания условий для использования их в качестве важнейшего управляющего фактора развития страны. Таким образом, вышеуказанный перечень предоставленных прав органам Казначейства свидетельствует о том, что основным "рычагом" государства в рамках федерального бюджета являются органы Федерального казначейства.
Кроме того, органы Казначейства, организованные в виде трехзвенной структуры, способствуют реализации принципов бюджетного федерализма. Через систему этих органов обеспечивается вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов, они имеют полный набор средств и методов для перераспределения средств между соответствующими бюджетами. Казначейства в состоянии обеспечить и претворение в жизнь принципа фактического равноправия всех элементов бюджетной системы в межбюджетных отношениях при условии выработки определенных правил и процедур.
Вместе с тем необходимо отметить, что возможности казначейской системы исполнения бюджетов используются не в полной мере. В настоящее время органы Федерального казначейства должны рассматриваться прежде всего в качестве ведущего института, на базе которого могут сконцентрироваться все направления управления бюджетными потоками государства.
Кроме того, в этих условиях необходимо, чтобы наряду с учетно-платежной Казначейство взяло на себя функцию государственного финансового управления . Представляется, что, обеспечивая комплексный подход к учету государственных финансов, эти функции должны быть полностью сосредоточены в системе органов Федерального казначейства. Они должны контролировать не только бюджетные средства, но и внебюджетные фонды, все внебюджетные средства государственных организаций и учреждений, таможенные платежи и средства целевых государственных бюджетных фондов.
Вместе с тем приоритетное положение Федерального казначейства в системе финансовых органов страны требует создания нормативно-правовой основы для его эффективного функционирования.
Совершенствованию деятельности казначейской системы должно сопутствовать наделение ее соответствующими полномочиями в области регулирования исполнения бюджета и управления государственными финансами. Это, на наш взгляд, предполагает принятие федерального закона о Казначействе, согласованного с существующим законодательством, в частности с БК РФ. Кроме того, закон о Казначействе должен оговаривать взаимоотношения Главного управления Федерального казначейства с другими структурами Минфина России, а также региональными и местными государственными органами.
В соответствии со ст. 267 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
В соответствии со статьями 158, 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 6.5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 устанавливают единые принципы организации и проведения проверки деятельности территориальных органов Федерального казначейства.
Цель проверки:
контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства при осуществлении функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
контроль за обоснованным,
эффективным и целевым
контроль за правомерностью получения и использования территориальными органами Федерального казначейства средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Субъектом контроля являются должностные лица (группа должностных лиц), наделенные полномочиями по осуществлению контрольной деятельности в рамках возложенных на них обязанностей.
Объектом контроля
является управление
Предметом контроля являются:
первичные документы, регистры бюджетного (бухгалтерского) учета;
бюджетная (бухгалтерская) и иная отчетность, сметы доходов и расходов, планы и иные документы;
документы по организации
информационно-технического обеспечения
территориальных органов
справки, разъяснения, письменные объяснения и иные документы;
документы, отражающие организационную структуру территориального органа Федерального казначейства;
документы, определяющие организацию ведения учета, составления и представления отчетности;
документы, отражающие организацию осуществления процедур по обеспечению исполнения федерального бюджета и выполнению операций по кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
документы, отражающие правомерность
получения и использования
документы, отражающие распределение полномочий и ответственности сотрудников территориальных органов Федерального казначейства.
Проверки территориальных органов Федерального казначейства проводятся в соответствии с утвержденным планом проверок территориальных органов Федерального казначейства, а также на основании отдельных поручений руководителя Федерального казначейства.
Объект контроля, проверяемый период, тема и срок проведения проверки, персональный состав группы проверки устанавливается приказом Федерального казначейства.
Руководитель и состав
группы по предложению
Проверка осуществляется в соответствии с утвержденной программой, которая включает цель проверки, проверяемый период, предмет контроля, перечень вопросов, подлежащих проверке.
Проверки территориальных
органов Федерального
состояние деятельности по учету кассовых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
состояние деятельности по обеспечению исполнения доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
состояние бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
соблюдение обоснованного, эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности территориальных органов Федерального казначейства;
состояние внутреннего контроля и аудита;
состояние правового обеспечения деятельности;
состояние работы по защите информации, составляющей государственную и служебную тайну;
состояние информационно-технического обеспечения деятельности;
состояние организации работы с персоналом.
Проверки деятельности
территориальных органов
Для проведения проверки могут быть привлечены специалисты центрального аппарата Федерального казначейства и (или) его территориальных органов.
Проведению проверки должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого специалисты, назначенные приказом Федерального казначейства для проведения проверки, обязаны изучить необходимые законодательные и нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие деятельность подлежащего проверке территориального органа Федерального казначейства.
Руководитель группы должен предъявить полномочия на проведение проверки руководителю проверяемого территориального органа Федерального казначейства, а также ознакомить его с целями и задачами предстоящей проверки.