Финансовый контроль РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по казначейской системе.docx

— 42.15 Кб (Скачать)

При этом Федеральное казначейство несет ответственность: за правильность и своевременность проведения операций и учета кассовых поступлений и выплат из бюджетов, составления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов; своевременность представления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплаты из бюджетов; своевременность доведения представленных Министерством финансов РФ лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета; своевременность доведения распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств до находящихся в его ведении распорядителей и получателей средств федерального бюджета; осуществление расходов с единого счета федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств; осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в пределах своей компетенции.

Следует отметить, что анализ действующего законодательства позволяет  определить, что Казначейство концентрирует  оба потока денежных средств, которые  возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования .

Для реализации возложенных  на систему органов Федерального казначейства задач и выполнения ими своих функций, а также в целях укрепления бюджетной дисциплины органам Казначейства предоставлены следующие права, характеризующие Казначейство России как орган, осуществляющий властные полномочия в интересах государства с непосредственным применением мер государственного принуждения: осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства; создавать, реорганизовать и ликвидировать территориальные органы по согласованию с Минфином России; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пересечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Правомочия органов Федерального казначейства в сфере финансовых (бюджетных) отношений, как уже было отмечено, достаточно широкие. Кроме того, их роль в области бюджета значительно повышается в связи с передачей им из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета. В соответствии со ст. 215 БК РФ в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

Институт казначейского  исполнения бюджета можно определить как совокупность бюджетно-правовых норм, регулирующих процесс реализации казначейским органом своей компетенции. Вместе с тем отметим, что институт казначейского исполнения бюджета обусловлен общими нормами финансового права, определяющими полномочия специализированных исполнительных органов по казначейскому исполнению бюджета, нормами, регулирующими финансовый контроль, а также нормами, регулирующими меры финансово-правового принуждения в этой сфере.

Бесспорно, что одной из наиболее актуальных функций государства  является обеспечение управляемости и подконтрольности государственных финансовых ресурсов, создания условий для использования их в качестве важнейшего управляющего фактора развития страны. Таким образом, вышеуказанный перечень предоставленных прав органам Казначейства свидетельствует о том, что основным "рычагом" государства в рамках федерального бюджета являются органы Федерального казначейства.

Кроме того, органы Казначейства, организованные в виде трехзвенной  структуры, способствуют реализации принципов  бюджетного федерализма. Через систему  этих органов обеспечивается вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов, они имеют полный набор средств и методов для перераспределения средств между соответствующими бюджетами. Казначейства в состоянии обеспечить и претворение в жизнь принципа фактического равноправия всех элементов бюджетной системы в межбюджетных отношениях при условии выработки определенных правил и процедур.

Вместе с тем необходимо отметить, что возможности казначейской системы исполнения бюджетов используются не в полной мере. В настоящее время органы Федерального казначейства должны рассматриваться прежде всего в качестве ведущего института, на базе которого могут сконцентрироваться все направления управления бюджетными потоками государства.

Кроме того, в этих условиях необходимо, чтобы наряду с учетно-платежной  Казначейство взяло на себя функцию  государственного финансового управления . Представляется, что, обеспечивая комплексный подход к учету государственных финансов, эти функции должны быть полностью сосредоточены в системе органов Федерального казначейства. Они должны контролировать не только бюджетные средства, но и внебюджетные фонды, все внебюджетные средства государственных организаций и учреждений, таможенные платежи и средства целевых государственных бюджетных фондов.

Вместе с тем приоритетное положение Федерального казначейства в системе финансовых органов страны требует создания нормативно-правовой основы для его эффективного функционирования.

Совершенствованию деятельности казначейской системы должно сопутствовать наделение ее соответствующими полномочиями в области регулирования исполнения бюджета и управления государственными финансами. Это, на наш взгляд, предполагает принятие федерального закона о Казначействе, согласованного с существующим законодательством, в частности с БК РФ. Кроме того, закон о Казначействе должен оговаривать взаимоотношения Главного управления Федерального казначейства с другими структурами Минфина России, а также региональными и местными государственными органами.

В соответствии со ст. 267 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

  • непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;
  • непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;
  • непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
  • непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;
  • соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;
  • наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Министерством финансов Российской Федерации, возникновение у него денежных обязательств.

В соответствии со статьями 158, 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 6.5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 устанавливают единые принципы организации и проведения проверки деятельности территориальных органов Федерального казначейства.

 Цель проверки:

контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства при осуществлении функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

контроль за обоснованным, эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных территориальным органам Федерального казначейства;

контроль за правомерностью получения и использования территориальными органами Федерального казначейства средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Субъектом контроля являются должностные лица (группа должностных  лиц), наделенные полномочиями по осуществлению  контрольной деятельности в рамках возложенных на них обязанностей.

 Объектом контроля  является управление Федерального  казначейства по субъекту Российской  Федерации.

 Предметом контроля  являются:

первичные документы, регистры бюджетного (бухгалтерского) учета;

бюджетная (бухгалтерская) и  иная отчетность, сметы доходов и  расходов, планы и иные документы;

документы по организации  информационно-технического обеспечения  территориальных органов Федерального казначейства;

справки, разъяснения, письменные объяснения и иные документы;

документы, отражающие организационную  структуру территориального органа Федерального казначейства;

документы, определяющие организацию  ведения учета, составления и  представления отчетности;

документы, отражающие организацию  осуществления процедур по обеспечению  исполнения федерального бюджета и  выполнению операций по кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

документы, отражающие правомерность  получения и использования территориальными органами Федерального казначейства средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

документы, отражающие распределение  полномочий и ответственности сотрудников  территориальных органов Федерального казначейства.

Проверки территориальных  органов Федерального казначейства проводятся в соответствии с утвержденным планом проверок территориальных органов Федерального казначейства, а также на основании отдельных поручений руководителя Федерального казначейства.

 Объект контроля, проверяемый  период, тема и срок проведения  проверки, персональный состав группы проверки устанавливается приказом Федерального казначейства.

 Руководитель и состав  группы по предложению начальника  Управления внутреннего контроля  и аудита согласуются с курирующим  заместителем руководителя Федерального казначейства и утверждаются приказом Федерального казначейства.

 Проверка осуществляется  в соответствии с утвержденной  программой, которая включает цель  проверки, проверяемый период, предмет  контроля, перечень вопросов, подлежащих  проверке.

 Проверки территориальных  органов Федерального казначейства  проводятся по следующим основным направлениям:

состояние деятельности по учету кассовых поступлений в  бюджетную систему Российской Федерации  и их распределения между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации;

состояние деятельности по обеспечению исполнения доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации;

состояние бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

соблюдение обоснованного, эффективного и целевого использования  бюджетных средств, выделенных на обеспечение  деятельности территориальных органов Федерального казначейства;

состояние внутреннего контроля и аудита;

состояние правового обеспечения  деятельности;

состояние работы по защите информации, составляющей государственную и служебную тайну;

состояние информационно-технического обеспечения деятельности;

состояние организации работы с персоналом.

 Проверки деятельности  территориальных органов Федерального  казначейства организует Управление внутреннего контроля и аудита.

Для проведения проверки могут  быть привлечены специалисты центрального аппарата Федерального казначейства и (или) его территориальных органов.

 Проведению проверки должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого специалисты, назначенные приказом Федерального казначейства для проведения проверки, обязаны изучить необходимые законодательные и нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие деятельность подлежащего проверке территориального органа Федерального казначейства.

Руководитель группы должен предъявить полномочия на проведение проверки руководителю проверяемого территориального органа Федерального казначейства, а также ознакомить его с целями и задачами предстоящей проверки.

Информация о работе Финансовый контроль РФ