Финансовый контроль как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1 Финансовый контроль как экономическая категория
Сущность финансового контроля
Понятие и значение финансового контроля
1.3 Функции и сущность финансового контроля
Глава 2 Формы, виды и методы финансового контроля
2.1 Формы финансового контроля
2.2 Классификация финансового контроля
Глава 3 Государственный контроль
3.1 Контроль со стороны органов представителей власти
Глава 4 Негосударственный финансовый контроль
4.1 Аудит
4.2 Контроль банков
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик по финанасам.docx

— 85.18 Кб (Скачать)

в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские  услуги;

г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской  проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности  до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том  объеме, в котором они признают это возможным.

Проверяемый экономический субъект имеют  право получать от аудитора (аудиторской  фирмы) исчерпывающую информацию о  требованиях законодательства, касающихся проведению аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после  ознакомления с заключением аудитора (аудиторской фирмы) - о нормативных  атак, на которых основываются замечания  и выводы аудитора. Аудитор (аудиторская  фирма) обязан предоставить экономическому субъекту эту информацию.

Результатом аудиторской поверки является заключение аудитора или аудиторской фирмы - документ, имеющий юридическое  значение для всех юридических и  физических лиц, органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления. Заключение аудитора или аудиторской фирмы по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению к экспертизы, назначенной в соответствии процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заключение  договора аудитора или аудиторской  фирмы должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой:

а) в водной части указывается:

для аудиторской  фирмы : юридический адрес и телефоны; порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление  аудиторской деятельности, а также  срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;

для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление  аудиторской деятельности, а также  срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета;

б) в аналитической  части указывается:

- наименование  экономического субъекта и период  его деятельности, за который  проводится проверка;

- результаты  экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, составление  соответствующей отчетности и  состояние внутреннего контроля;

- факты  выявленных в ходе аудиторской  проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб собственникам экономического субъекта, государства или третьих лиц;

в) в итоговой части аудиторского заключения находится  запись о подтверждении достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

В случае если экономическим субъектом - заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения  в ведении бухгалтерского (финансового) учета, составлении соответствующей  отчетности и соблюдения законодательства Российской Федерации, в итоговой части  аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения  достоверности бухгалтерской или  финансовой отчетности.

Каждая  страница аудиторского заключения подписывается  аудитором, подтверждающим проверку, и  заверяется его личной печатью.

При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторские  заключение, кроме того, подписывается  в целом руководителем аудиторской  фирмы либо уполномоченном и иным должностным лицом аудиторской  фирмой и заверяется печатью аудиторской  фирмы.

Экономический субъект обязан предоставить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.

Важным  вопросом аудиторской деятельности являются взаимоотношения аудитора и организации - клиента. Право выбора аудитора предоставлено организации. Аудитор не обязательно должен проживать в населенном пункте, где находится экономический субъект.

Выбор метода и проведения аудиторской поверки  зависит прежде сего от того, впервые  или нет она проводится в данной организации. Аудитор по своему усмотрению выбирает процедуру получения аудиторских  доказательств. Это:

1. Проверка  арифметических расчетов клиента,  в зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля  и аудиторского риска она бывает  выборочной или сплошной.

2. Наблюдение  или участие в инвентаризации  различных активов клиента. Инвентаризация  в данной ситуации - метод получения ценных и достоверных доказательств о реальности и точности активных статей баланса и фактов совершения хозяйственных операций. Участие в инвентаризации или наблюдение за ее проведением помогут правильно оценить систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации.

3. Наблюдение  за выполнением отдельных хозяйственных  и бухгалтерских операций. Эта  процедура также важна для  оценки системы бухгалтерского  учета и внутреннего контроля.

4. Устный  опрос персонала и руководства  организации-клиента и получения  от клиента письменных представлений.  Как правило, эти процедуры  используются на начальной стадии, когда аудитор знакомится с проверяемой организацией и планирует проверку.

5. Проверка  документов, полученных клиентом  от третьих лиц. Проводя эту  процедуру, обращают внимание  на правильность составления  и оформления документов, а также  на точность и своевременность их отражения в бухгалтерском учете.

6. Проверка  документов, подготовленных организацией - клиентом. Информация, полученная  в ходу такой проверки, являющейся  внутренней, и ее достоверность  и ценность зависят от качества  системы внутреннего контроля  клиента.

7. Аналитические  процедуры, т.е. анализ и оценка  полученной аудиторам информации, исследование важнейших финансовых  и экономических показателей  с целью выявить необычные  факты и показатели и исследовать  причины их возникновения. Типичные  виды аналитических процедур: сопоставление  остатков по счетам за различные  учетные периоды; сопоставление  показателей периода финансовой  отчетности с прогнозировавшимися  руководством организации; оценка  соотношений между различными  статьями отчетов и сопоставлений  их сданными предыдущих периодов; сопоставление финансовых показателей  деятельности организации со  среднеотраслевыми; сопоставление  финансовой и нефинансовой информации (например, сведения об объеме выпуска продукции в денежных и натуральных единицах).

Заключая  договор организации - клиенту, следует  помнить, что аудит не подменяет  и не заменяет собой государственный  контроль, который осуществляют государственные  органы, например Государственная налоговая  служба, таможенные органы.

 

4.2 Контроль банков

финансовый  государственный аудиторский контроль

С целью  контроля за соблюдением условий  работы с денежной наличностью и  порядка ведения кассовых операций на предприятиях и организациях банки  проводят проверки соответствия ведения  кассовых операций на предприятии Положению N 40 “О порядке ведения кассовых операций в народном хозяйстве”, утвержденному Центральным банком Российской Федерации 22 сентября 1993 года, а именно:

- созданы  ли условия, необходимые для  обеспечения и сохранности денежных  средств при доставке их из  банка и при сдаче в банк, а именно обеспечение охраной,  автотранспортом и так далее;

- полноту  и своевременности оприходования  денег, полученных из банка,  путем проведения сверок с  выписками банка;

- понтону  оприходования других поступлений  (плата за квартиру квартиросъемщиков,  плата родителей за содержание  в детских учреждениях и т.д.), путем сверки по банным бухгалтерского  учета ( по лицевым счетам квартиросъемщиков  и т.д.);

- правильность  оформления приходных и расходных  кассовых ордеров, кассовой книги,  журнала регистрации приходных  и расходных кассовых ордеров;

- имеются  ли подписи в получении денег,  особое внимание уделяется соответствию  подписей при выплате депонированных  сумм;

- правильность  ведения операций в кассовой  книге и выведение в ней  остатков на конец дня;

- погашены  ли приходные и документы штампом  “Получено”, а расходные “Оплачено”, с указанием даты;

- правильности  итогов подсчетов платежных ведомостей;

- правильность  оформления документов при депонированной  заработной плате;

- правильность  выдачи денег по доверенностям;

- соблюдается  ли лимит наличных денег в  кассе, а также порядок расчетов, а также порядок расчетов наличными  деньгами с юридическими лицами. Лимит хранения наличных денег  в кассе устанавливается учреждениями  банков, в котором обсушивается  предприятие. Предельный размер  расчетов наличными деньгами  с юридическими лицами устанавливается  Правительством Российской Федерации;

- при  наличии на предприятии нескольких  кассиров проверяется правильность  ведения книги учета приняты  и выданных денег, которые должны  быть открыты на каждого кассира;

- где  хранятся дубликаты ключей от  сейфов кассы. Они должны храниться  в опечатанных пеналах (пакетах  и так далее) у руководителя  предприятия;

- созданы  ли на предприятии комиссии  по проведению инвентаризации  кассы и осуществляет ли он  свои обязанности;

- выполняется  ли Закон “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” и других нормативных документов, изданных в соответствии с этим Законом.

За несоблюдение условий работы с денежной наличности предприятие и их руководители несут  ответственность в виде:

- за расчеты  наличными денежными средствами  с другими предприятиями, учреждениями  организациями сверх установленных  норм - штрафа в 2-х кратном размере  суммы произведенного платежа;

- за неоприходование  (неполное оприходование) в кассу  денежной наличности - штрафа в  3-х кратном размере выявленной  неоприходованной суммы;

- за несоблюдение  действующего порядка хранения  свободных денежных средств, а  также за накопление в кассах  наличных денег сверх установленных  лимитов - штрафа в 3-х кратном  размере выявленной превышающей  лимит кассовой суммы;

- на руководителя  предприятия, допустившего указанные  нарушения, налагается административный  штраф в размере 50 - кратного  установленной минимальной месячной  оплаты труда.

За нарушение  требований Закона Российской Федерации  “О применении контрольно - кассовых машин  при осуществлении денежных расчетов с населением” к предприятиям применятся штрафные санкции:

- в 350 - кратном установленном законом  размере минимальной месячной  оплаты труда, в случае ведения  предприятия расчетов с населением  без применения контрольно - кассовых  машин;

- при  использовании для расчетов неисправных  контрольно- кассовых машин - 200 установленных  законом размеров минимальной  месячной оплаты труда;

- если  предприятие не вывесило ценники  на подаваемый товар или прейскурант  на оказываемые услуги, в этом  случае налагается штраф в  размере 100 установленных законом  размеров минимальной оплаты  труда;

- в 10-ти  кратном установленном законом  размере минимальной месячной  оплаты труда, но не менее  20% от стоимости покупки или  услуги в случае невыдачи чека  лицом, обязанным выдать его  покупателю, и при даче чека  с указанными суммами менее  уплаченной.

 

 

Заключение

 

 

Рассмотрев все теоретические  вопросы, связанные с финансовым контролем и проявление его на практике, можно сделать некоторые выводы.

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория