Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 01:31, контрольная работа
Экономическое развитие любой страны во многом зависит от характера, структуры и особенностей ее финансовой системы, основной функцией которой является предоставление ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг. Финансовые системы классифицируются по разным основаниям, в том числе и в зависимости от источника средств, поступающих в распоряжение юридических и физических лиц
Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства……………………………………………..5
1.1 Понятие финансовой системы и основные её составляющие…...…….5
1.2 Бюджетная система как основное звено финансовой системы…….….7
2. Особенности развития финансовых систем на примере
развивающихся стран………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………….…….....…15
Список использованной литературы………………………….……..……..16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства……………………………………………..
1.1 Понятие финансовой системы и основные её составляющие…...…….5
1.2 Бюджетная система как основное звено финансовой системы…….….7
2. Особенности развития финансовых систем на примере
развивающихся стран………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………….……..……..
Введение
Экономическое развитие любой страны во многом зависит от характера, структуры и особенностей ее финансовой системы, основной функцией которой является предоставление ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг. Финансовые системы классифицируются по разным основаниям, в том числе и в зависимости от источника средств, поступающих в распоряжение юридических и физических лиц. Наиболее распространенным инструментом внешнего финансирования компаний корпоративного сектора экономики является банковский кредит, который преобладает в большинстве стран на раннем этапе их экономического развития. В качестве альтернативного источника их финансирования выступает выпуск ценных бумаг - акций и облигаций.
В разных странах сложились финансовые системы, структура которых отличается по сравнительному уровню развития банков и фондовых рынков
Развивающиеся страны заметно различаются по размерам территории, численности населения, обеспеченности природными ресурсами. Состояние их экономик и финансовое положение во многом определяются финансовыми ресурсами, поступающими к ним из развитых стран. За последние годы произошла дифференциация в положении отдельные государств. Так, Республика Корея, Сингапур (т.н. «азиатские драконы») превратились в высоко развитые страны. Бывшая британская колония Гонконг (теперь специальный административный район Сянгян, КНР) стала крупнейшим финансовым центром. Индустриальными государствами стали Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили. В благоприятном экономическом и финансовом положении, начиная с 70-х гг., находятся члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Вместе с тем имеется значительное число бедных, в основном африканских и латиноамериканских, государств, экономическое и финансовое положение которых очень тяжелое. В этих странах развитие национальных финансовых систем происходит в условиях промышленной и технологической отсталости, многоукладности экономики, низких доходов широких слоев населения.
В данной работе хочу раскрыть сущность финансовой системы государства в целом, уделить внимание особенности развития финансовых систем развивающихся стран, а также раскрыть развития финансовой системы Бразилии.
1. Сущность, структура и основные принципы построения финансовых систем государства
1.1 Понятие финансовой системы и основные её составляющие
Финансовая система-(англ. financial system) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, налоговая полиция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. 1
Финансовая система оперирует разнообразными денежными средствами, включающими все виды денежных агрегатов, - наличные деньги (банковские, казначейские билеты), безналичные формы денег (деньги на счетах, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др.
Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования. Структура, функции, взаимосвязи звеньев, элементов финансовой системы различных стран обладают определенным своеобразием и зависят от экономического и политического строя государства.
В странах с централизованно управляемой экономикой финансовая система в основном огосударствлена и обладает меньшим разнообразием элементов и функций по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высок удельный вес финансов корпораций, функционирующих согласно законам рынка.
Финансовая система, рассматриваемая как научная категория, трактуется в разных литературных источниках не всегда однозначным образом.
Отдельные элементы финансовой системы, такие, как казна, налоги, возникли еще в древних государствах, но целостные финансовые системы сформировались в последние столетия и продолжают развиваться как в отношении увеличения количества и разнообразия составляющих их элементов, так и в отношении качественного содержания выполняемых функций, осуществляемых видов финансовой деятельности.
В финансовой системе страны укрупнено выделяют несколько уровней, образующих ее структуру. Верхний уровень занимают государственные финансы, которые в странах с федеративным устройством разделяются на федеральные финансы и финансы субъектов федерации (в России - это республики в составе Федерации, края, области; в США, Индии, Мексике - штаты; в ФРГ - земли; в Швейцарии - кантоны). Следующий уровень занимают местные, муниципальные финансы отдельных городов, районов. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций разных форм собственности. Государственные финансы в зависимости от целевого назначения, способов формирования делят на государственный бюджет (федерального и субфедерального уровней) и внебюджетные целевые фонды, такие, как пенсионный фонд, государственные страховые фонды. В составе государственных финансов может быть выделен также государственный кредит.
Финансы хозяйствующих субъектов, предприятий, организаций делят на финансы коммерческих организаций (хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные и торговые кооперативы) и финансы некоммерческих организаций (общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, потребительские кооперативы и др.).
Элементами финансовой системы являются отдельные источники образования и направления расходования денежных средств, налоги, платежи, пошлины, штрафы, денежные санкции.
К видам деятельности, осуществляемой в рамках финансовой системы, относят бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование (к задачам страхования относятся: социальное, личное, имущественное страхование, страхование предпринимательских рисков, страхование ответственности), финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование. К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, однако в отличие от финансовой системы кредитная система оперирует только возвратными денежными средствами. Не принято включать в финансовую систему страны денежные средства домохозяйств, хотя они образуются из финансовой системы и переливаются в нее.
Финансовая система характеризуется не только своими субъектами, частями и функциями частей, но и движением финансовых ресурсов, потоками денежных средств, связывающими агентов финансовых отношений и реализующими денежные расчеты между ними.
Финансовая система страны обладает развитыми внешними связями в виде прямых и обратных финансовых потоков, устанавливающими отношения между страной и правительствами, банками, компаниями других стран, международными финансовыми центрами, фондами.
1.2 Бюджетная система как основное звено финансовой системы
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:
1) вмешательство в экономику;
2) поддержание государственного аппарата управления;
3) правоохранительные органы и судоустройство;
4) медицина, здравоохранение и образование;
5) оборона страны.
Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.
Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом (в процентах):
Расходы:
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели 40-50.
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ 10-20.
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам 10-20.
Административно-управленческие расходы; содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. 5-10.
Платежи по государственному долгу 7-8.2
Доходы:
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) 75-85.
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике государственной торговли 5-8.
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный фонд, страхование от безработицы 10-12.3
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами - внутренними и внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банка (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).
Государственные займы - не единственный путь покрытия дефицита бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накопленный значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок предохранитель: конструктивно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти. Эмиссионный блок не обязан финансировать правительство, таким образом, ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг.
2. Особенности развития финансовых систем на примере развивающихся стран
Финансовая система-(англ. financial system of developing countries) - система, включающая государственный бюджет; местные бюджеты; в федеративных государствах (Индия, Бразилия, Мексика, Колумбия, Нигерия и др.) еще и бюджеты членов федерации; финансы государственных и частных предприятий. Развивающиеся страны заметно различаются по размерам территории, численности населения, обеспеченности природными ресурсами. Состояние их экономик и финансовое положение во многом определяются финансовыми ресурсами, поступающими к ним из развитых стран. За послевоенные годы произошла дифференциация в положении отдельных государств. Так, Республика Корея, Сингапур (так называемые «азиатские драконы») превратились в высоко развитые страны. Бывшая британская колония Гонконг (теперь специальный административный район Сянган, КНР) стала крупным финансовым центром.4
Индустриальными государствами стали Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили. В благоприятном экономическом и финансовом положении, начиная с 70-х гг., находятся члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Вместе с тем имеется значительное число бедных, в основном африканских и латиноамериканских, государств, экономическое и финансовое положение которых очень тяжелое. В этих странах развитие национальных финансовых систем происходит в условиях промышленной и технологической отсталости, многоукладности экономики, низких доходов широких слоев населения.
Для развивающихся государств характерна высокая централизация финансовых ресурсов. Средства государства концентрируются в основном в государственных бюджетах. Через местные бюджеты вследствие слабого роста их доходной базы перераспределяются относительно небольшие объемы средств.
Налоги занимают от 50 до 90 проц. общей суммы доходов госбюджетов. Для большинства развивающихся стран характерно преобладание косвенных налогов (60 - 80 проц. всех налоговых поступлений). Главные косвенные налоги - акцизы, налог с продаж, налог на добавочную стоимость (в тех странах, где он применяется), фискальные монопольные налоги. В отличие от финансовой системы развитых стран здесь большое значение имеют таможенные пошлины на экспортируемые и импортируемые товары (в развитых странах и в РФ экспорт товаров таможенными пошлинами не облагается), что ставит доходы госбюджета в непосредственную зависимость от объема внешней торговли.