Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:38, контрольная работа
Цель работы – изучить финансовые резервы страны, за счет чего они формируются и их роль в экономике государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность и необходимость финансовых резервов.
Изучить виды финансовых резервов государства и источники их формирования.
Рассмотреть порядок создания финансовых резервов и их использования.
.
Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации
13 октября 2008 года Президент
Д. Медведев подписал пакет
законов, ранее принятый
Совокупная доходность размещения средств Фонда национального благосостояния, выраженная в корзине разрешенных валют, составила:
- за 2011 г. – 2,67 % годовых;
- с момента создания фонда (с 30 января 2008 г.) – 3,41 % годовых.
Доходность размещения средств
Фонда национального
1) на счетах в иностранной валюте в Банке России – 1,75 % годовых, в том числе на отдельных счетах (в валюте счета):
- на счете в долларах США – 1,01 % годовых;
- на счете в евро – 1,90 % годовых;
- на счете в фунтах стерлингов – 4,40 % годовых;
2) на депозитах во
- на депозитах в российских рублях – 6,50 % годовых;
- на депозитах в долларах США – 3,33 % годовых.
2.3 Золотовалютные резервы РФ
Золотовалютные резервы
- государственные запасы золота и
иностранной валюты, хранящиеся в
центральном банке или в
Золотовалютные резервы России - высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в ведении Банка России и Минфина России, включают монетарное золото, специальные права заимствования (СДР), резервную позицию в МВФ и иностранную валюту. Стоимость золотовалютных запасов РФ приводится в пересчете на доллары США на отчетную дату.
Специальные права заимствования (СДР) - стандартная расчетная единица, используемая МВФ и рядом других международных финансовых организаций. СДР не имеют собственной стоимости и реального обеспечения, они используются для безналичных международных расчетов, урегулирования международных торговых балансов и погашения долгов самому МВФ путем записей на специальных счетах. Стоимость СДР в 1969 году определялась золотым паритетом доллара США (35 долларов за унцию), в 1976 г. - на основе корзины валют 16 стран. С 1981 г. стоимость СДР исчисляется ежедневно в национальных валютах ряда стран на основе согласованной Международным валютным фондом корзины валют. МВФ дополняет резервы стран, являющихся его членами, предоставляя им СДР в случае долгосрочной потребности в них. Распределение резервов в СДР обычно производится пропорционально квотам стран - участниц на момент выпуска.
Иностранная валюта - валютные активы Банка России и Минфина России в форме наличных денег, обратных РЕПО с нерезидентами, банковских депозитов в банках-нерезидентах с рейтингом не ниже А по классификации Standard&Poor's и Fitch или А2 по классификации Moody's, а также в форме государственных и других ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющими аналогичный рейтинг. С 1 июля 2002 г. в резервах России не учитываются краткосрочные операции.
Золотовалютные запасы страны являются финансовым резервом, за счет которого в случае необходимости могут быть произведены государственные долговые выплаты или осуществлены бюджетные расходы. Кроме того, наличие резервов позволяет ЦБ контролировать динамику курса национальной валюты путем интервенций на валютном рынке.
Размер золотовалютных резервов
страны должен существенно перекрывать
объем денежной массы в обращении,
обеспечивать как суверенные, так
и частные платежи по внешнему
долгу и гарантировать
Международные резервы современной России, в том числе и золотовалютные, начали формироваться в 1992 г. после выхода Указа Президента РФ об обязательной продаже 50% экспортной выручки резидентов Центральному банку России. С отменой обязательной продажи части валютной выручки основным источником пополнения валютных резервов стали операции Банка России на внутреннем валютном рынке и прямые покупки валюты у Министерства финансов РФ, а также доходы от операций со средствами валютного резерва на мировом валютном рынке.
В середине 90-х годов Центральный банк России уделял особое внимание формированию и поддержанию на должном уровне валютных резервов. В процессе аккумулирования валютных средств была создана система управления ими, обеспечивающая достаточную ликвидность и рациональную структуру размещения резервов с точки зрения безопасности и доходности.
По соглашению России с Международным валютным фондом к концу 1995 г. золотовалютные резервы страны должны были быть увеличены до 11,5 млрд. долл., что являлось одним из условий предоставления России очередного стабилизационного кредита в размере 6,3 млрд. долл. Однако данный показатель был значительно превышен. К середине 1997 г. золотовалютные резервы России возросли до 20 млрд. долл., в т.ч. запасы валюты - до 17,5 млрд. долл. и запасы золота - до 2,5 млрд. долл.
Основной прирост активов был обеспечен за счет увеличения средств ЦБ России, при этом золотовалютные резервы Министерства финансов не претерпели существенных изменений. На конец 1997 г. доля Минфина в международных резервах страны составляла около 60%.
Однако мировой финансовый кризис, распространившийся и на Россию, оказал негативное влияние на состояние золотовалютных резервов. Так, к июлю 1998 г. золотовалютные резервы сократились до 16,2 млрд. долл. и к январю 1999 г. опустились до рекордно низкого уровня - 7,8 млрд. долл. В целом за этот период золотовалютные резервы в России сократились в два с лишним раза.
В 2000 г. Правительству Российской Федерации не удалось достичь договоренности с Международным валютным фондом о предоставлении очередного транша стабилизационного кредита в размере 10-15 млрд. долл. Тем не менее, за счет активной политики Центрального банка по пополнению официальных валютных резервов к концу 2000 г. вновь удалось увеличить их объем до 27,7 млрд. долл.
По требованию МВФ с ноября 2000 г. в состав золотовалютных резервов не включаются активы, размещенные в банках-резидентах, в уставном капитале которых Банк России имеет долевое участие.
Целенаправленная политика Правительства России на увеличение золотовалютных резервов позволила увеличить их объем к концу 2001 г. до 39 млрд. долл., к 2002 г. – до 47,8 млрд. долл.
К середине 2003 г. в связи
с укреплением рубля и
К концу 2004 г. золотовалютные резервы России почти удвоились и достигли 117 млрд. долл. и впервые превысили размер внешней задолженности страны (113 млрд. долл.).
Последующие годы характеризовались
устойчивой тенденцией роста золотовалютных
резервов. В середине 2007 г. в связи
с укреплением рубля и
В начале 2008 г. золотовалютные резервы России составляли около 500 млрд долл. К концу 2008г. Резервы достигли почти 550 млрд долл.
Темпы роста золотовалютных резервов России позволяют предположить, что уже в ближайшее время встанет вопрос о снижении затрат на их формирование, рациональном и эффективном использовании, в том числе с помощью соответствующей функциональной экономической системы.
В этой связи одним из направлений решения проблемы концентрации большого объема валютных активов может стать выделение специальных инвестиционных фондов, придерживающихся рыночных стратегий, направленных, прежде всего на стимулирование экономического роста и диверсификацию экономики. Средства этих фондов могут использоваться на стимулирование экономического роста и на цели укрепления позиций России на международной арене. В частности, на финансирование реализации Концепции участия России в содействии международному развитию и др.
Заключение
Ознакомившись в процессе написания работы «Финансовые резервы – особая форма финансовых ресурсов», с нормативными правовыми актами, учебными пособиями, печатными и Интернет изданиями, можно сделать следующие выводы:
• Роль финансовых резервов весьма значительна как при переходе к рынку, так и в условиях рыночной экономики. Финансовые резервы выполняют функцию стабилизатора экономики, и значение их только увеличивается при ухудшении экономической обстановки в стране.
• Положение государства в общемировом хозяйстве, и его дальнейшая судьба напрямую зависят от наличия и объема финансовых резервов и обеспечения большего разнообразия форм финансовых резервов
• Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования.
• Российской Федерации необходимо повысить эффективность своей резервной политики, прекратить кредитование мировой экономики, возвратить в Россию «внешнекредитную» часть валютного резерва и инвестировать эти средства в развитие российской экономики.