Финансовые
ресурсы – это денежные средства
на стадии распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта в специфичной
форме.
- Финансы
– это система экономических отношений
по распределению и перераспределению
ВВП и НД на основе формирования и использования
денежных средств. (Рассмотрено по отношению
к ВВП и НД).
- Под
финансами понимают совокупность экономических
отношений, возникающих при формировании,
распределении и использовании фондов
денежных ресурсов. Финансы означают денежные
отношения между субъектами, другими словами,
материальной основой существования и
функционирования финансов выступают
деньги, денежный оборот. (Рассмотрено
со стороны денег и денежного оборота).
- Финансы
— это наука о том, каким образом люди
управляют расходованием и поступлением
дефицитных денежных ресурсов на протяжении
определенного периода времени. (О финансах
как о науке).
- Понятие
«финансы» выражает экономические
отношения, связанные с обеспечением источниками
финансирования государственного, муниципального
и частного секторов, сфер производства,
обращения и домашних хозяйств. Функционирование
финансов направлено на эффективное развитие
социально ориентированной экономики.
(В понятии широко рассмотрены субъекты
финансовых отношений, а также цель функционирования
финансов).
- Финансы
- это совокупность денежных отношений,
организованных государством, в процессе
которых осуществляется формирование
и использование общегосударственных
фондов денежных средств для осуществления
экономических, социальных и политических
задач.(Понятие рассмотрено со стороны
государства).
- Финансы
- инструмент экономики. Они
являются неотъемлемой частью
экономики, помогающей осуществить
методы гос. регулирования
путем формирования различных фондов
денежных средств. Значение финансов
в том, что с помощью различных фондов
денежных средств формирование
доходов на этапах распределения
поддерживает определенные
пропорции между производством
и его потреблением. Финансы, выражая
реально существующие в обществе
производственные отношения, имеющие
объективный характер и специфическое
общественное назначение, выступают в
качестве экономической категории. (В
понятии финансы широко рассмотрены как
экономический инструмент)
Сколько
признаков финансов
существует
Финансы
обладают некоторыми признаками:
-финансы
носят денежный характер, однако
бывают ситуации, когда в финансовой
системе вращаются и натуральные
товары;
-финансовые
отношения носят распределительный
характер;
-финансовые
отношения всегда связаны с
формированием денежных доходов
и накоплений, которые принимают
форму финансовых ресурсов;
Какова
роль денежных отношений
в финансах
Финансы
- категория стоимостная. Ближе всего
она находится к категории
денег. Однако деньги и финансы - не
одно и то же. Финансовые отношения
включают в себя следующие денежные
отношения:
-
денежные отношения между двумя
субъектами, один из которых наделен
особыми полномочиями (государство);
-
в процессе денежных отношений
формировался общегосударственный
фонд денежных средств - бюджет.
Эти отношения носили фондовый
характер;
-
регулярное поступление средств
в бюджет не могло быть обеспечено без
придания налогам, сборам и другим платежам
государственно-принудительного характера,
что достигалось посредством правовой
нормотворческой деятельности государства,
создания соответствующего фискального
аппарата.
Какова
роль распределительных
отношений в финансах
Распределительная
функция финансов связана с распределением
валового внутреннего продукта и
его основной части - национального
дохода. Без участия финансов национальный
доход не может быть распределен.
Финансы
государства
Налоги
и сборы
Определение
понятия налог представлено в
ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной
«налоговой конституции»). Согласно указанному
нормативному акту, налог — обязательный,
индивидуально-безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности
(хозяйственного ведения или оперативного
управления) денежных средств, в целях
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Данное определение указывает на отличительные
признаки налога от других видов платежей
в бюджет: обязательность, индивидуальную
безвозмездность, денежный характер (налоги
нынешней налоговой системы могут иметь
только денежную форму, в отличие от налоговой
системы, действовавшей до введения в
действие Налогового кодекса РФ) и целевую
направленность платежа (для обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных
образований).
Сборы
— обязательные взносы, взимаемые
с организаций и физических лиц,
уплата которых является одним из
условий совершения в отношении
плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами
и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).
Из определения видны отличия
сбора от категории налога: в частности
сбор, в отличие от налога, является
обязательным не всегда, а только в
случае когда в отношении его плательщика
те или иные государственные органы совершают
«юридически значимые действия», то есть
присутствует момент «индивидуальной
возмездности».
Налоги
сегодня — важнейшая и крупнейшая
часть доходов государства (фискальная
функция налогов). Манипулируя налоговыми
ставками, государство может влиять
на экономику, активируя ту или иную экономическую
отрасль (или, допустим, географический
регион), или наоборот, сдерживая рост
в какой-то области (регулирующая функция
налога).
Налоги
бывают прямыми и косвенными. Прямой
налог — это налог, взимаемый
государством непосредственно с
доходов или имущества налогоплательщика.
Косвенный налог — налог на
товары и услуги, устанавливаемый
в виде надбавки к цене или тарифу.
Косвенные налоги также действуют
в форме акцизов (в том числе
универсального акциза) и таможенных
пошлин.
Что
характеризует финансы
как экономическую
категорию
Финансы
же – это экономический инструмент
распределения и перераспределения
национального дохода, средство контроля
за образованием и использованием фондов
денежных средств.
Какие
функции финансов
существуют
1. Распределительная
функция. Она наиболее наглядно
проявляется при распределении
НД, когда создаются основные (первичные)
доходы. Их сумма равна НД.
Основные
(первичные) доходы формируются среди
участников материального производства
и делятся на 2 группы:
I группа:
заработная плата рабочих, служащих,
доходы фермеров и крестьян, занятых
в материальном производстве;
II группа:
доходы предприятий сферы материального
производства.
Однако,
первичные доходы еще не образуют общественных
денежных фондов, достаточных для развития
приоритетных отраслей народного хозяйства,
обеспечения обороноспособности страны,
удовлетворения материальных и культурных
потребностей населения. Необходимо дальнейшее
распределение или перераспределение
НД.
Это связано:
· с
наличием наряду с производственной
сферой непроизводственной, в которой
НД не создается (просвещение, здравоохранение,
социальное обеспечение и т.д.);
· с
межотраслевым и территориальным
перераспределением средств в интересах
наиболее эффективного и рационального
использования доходов и накоплений
предприятий и организаций;
· перераспределением
доходов между различными социальными
группами населения.
В
результате перераспределения образуются
вторичные (производные) доходы. К ним
относятся доходы, полученные в отраслях
непроизводственной сферы и налоги
(налог на доходы физических лиц
и др.)
Таким
образом, перераспределение национального
дохода происходит между производственной
и непроизводственной сферами, а
также отдельными регионами страны,
формами собственности, классами, социальными
группами населения. Конечная цель распределения
и перераспределения национального
дохода – развитие производительных
сил, рыночной структуры экономики,
укрепление государства, повышение
уровня жизни населения.
2.
Контрольная функция. Она проявляется
в контроле за правильным распределением
национального дохода по соответствующим
фондам и расходованием их по целевому
назначению. То есть, финансы постоянно
сигнализируют о том, как складываются
пропорции в распределении денежных средств,
своевременно ли поступают деньги к субъектам
хозяйствования.
Финансовый
контроль охватывает производственную
и непроизводственную сферы. Он нацелен
на повышение экономического стимулирования,
рациональное и бережливое расходование
материальных, трудовых, финансовых ресурсов
и природных богатств, сокращение
потерь, пресечение бесхозяйственности
и расточительства.
Контрольная
функция финансов тесно связана
с распределительной - это прежде всего
контроль за рублем в процессе объективно
существующих денежных отношений. Он пронизывает
все систему отношений, связанных как
с движением стоимости, так и со сменой
форм стоимости, и представляет собой
стоимостной контроль через форму собственности.
Поскольку финансы выражают отношения,
возникающие на основе реального денежного
оборота, то контроль рублем как функция
финансов - это только контроль реального
денежного оборота.
Финансы
осуществляют контроль на всех стадиях
создания, распределения и использования
общественного продукта и национального
дохода. Их контрольная функция проявляется
во всем многообразии хозяйственной
деятельности предприятий. Контроль рублем
ведется за производственными и
внепроизводственными затратами, соответствием
этих затрат доходам, формированием
и использованием основных фондов и
оборотных средств. Он действует
на всех стадиях кругооборота средств,
при финансировании и кредитовании,
проведении безналичных расчетов, во
взаимоотношениях с бюджетом и другими
звеньями финансовой системы. Объектом
контрольной функции финансов являются
финансовые показатели деятельности предприятий,
организаций, учреждений.
Одна
из важных задач финансового контроля
- проверка точного соблюдения законодательства
по финансовым вопросам, своевременности
и полноты выполнения финансовых
обязательств перед бюджетной системой,
налоговой службой, банками, а также
взаимных обязательств предприятий и
организаций по расчетам и платежам.
Контрольная
функция финансов проявляется также
через многогранную деятельность финансовых
органов: Министерства финансов, Федеральной
налоговой службы и т.д.
3.
Регулирующая функция связана
с вмешательством государства
через финансы (государственные
расходы, налоги, кредиты) в процесс
воспроизводства. В целях регулирования
экономики и социальных отношений
используются также финансовое
и бюджетное планирование, государственное
регулирование рынка ценных бумаг.
Однако, на сегодняшний день в РФ регулирующая
функция развита слабо.
4.
В условиях рыночных отношений
финансы должны также выполнять
стабилизационную функцию, т.е.
обеспечить для всех хозяйствующих
субъектов и граждан стабильные
условия в экономических и
социальных отношениях. Особое значение
имеет вопрос о стабильности
финансового законодательства, т.к.
без этого невозможно осуществление
инвестиционной политики в производственную
сферу со стороны частных инвесторов.
Сущность
финансов
Финансы
представляют собой экономическую
категорию, существующую в различных
общественно-экономических формациях.
Они имеют целую абстрактную
сущность во всех формациях, но принципиально
новую сущность в каждой из них. Сущность
финансов, их роль в общественном воспроизводстве
определяются экономическим строем
общества, природой и функциями государства.
Термин
"финансы" произошел от латинского
слова "finansia" - денежный платеж. Таким
образом, финансы непосредственно связаны
с деньгами. Деньги являются обязательным
условием существования финансов. Нет
денег - не может быть и финансов. Однако
финансы отличаются от денег, как по содержанию,
так и по выполняемым функциям.
Деньги
- это строго определенная экономическая
категория с вразумительно выраженной
сущностью и функциями, особый товар,
служащий всеобщим эквивалентом. Финансы
это назначенные экономические
отношения, возникающие в момент
движения денег, когда осуществляется
их передача или перечисление наличным
или же безналичным путем. Следовательно,
финансовые отношения это прежде
всего денежные отношения . Но не все
денежные отношения способны рассматриваться
как финансовые.